Москва — 30 лет назад, 31 января 1990 года, в Москве открылся первый ресторан быстрого питания сети «Макдоналдс».
Появление сети «Макдоналдс» в Советском Союзе стало мировой новостью и имело символическую ценность. В новостях писали и о длинных очередях, выстраивавшихся в фастфуд-ресторан в первые месяцы.
В открытии первого в СССР «Макдоналдса» приняла участие и Финляндия: «Макдоналдс» закупил у финнов чашки, стаканчики и кофе.
Клиенты и персонал только открывшегося ресторана рассказали «Хельсингин саномат» (Helsingin Sanomat), насколько грандиозным событием стало открытие нового ресторана, каково было стоять в длинных очередях, а также об удивительной для советских граждан дружелюбности обслуживающего персонала и чистоте заведения.
Юлия Мерзликина
В 1990 году — школьница
В 2020 году — HR-менеджер
«Хотя великий и ужасный интернет тогда еще не влиял на нашу жизнь настолько сильно, слухи об открытии известного ресторана накрыли нас как цунами в Индонезии».
Евгений Борисов
В 1990 году — рабочий завода
В 2020 году — пенсионер
«Был 1990 год, я работал в военной промышленности, и мы все уже познали прелести горбачевской перестройки. Зарплату безнадежно задерживали, у меня была маленькая дочь, но нам все же удалось выделить небольшую сумму для этого аттракциона».
Юлия Мерзликина
«Была ужасная очередь, она извивалась как питон. Ее можно было сравнить разве что с очередью в Мавзолей Ленина».
Евгений Борисов:
«Милиционеры говорили в мегафоны, как пройти к нужному месту. Очередь продвигалась на удивление быстро, и через 40-50 минут мы уже стояли у дверей желанного заведения. Очередь растянулась примерно на полтора километра. Несмотря на зимний холод, никто не замерз, атмосфера была оптимистичной. Кто-то молчал, кто-то шутил, что капиталисты решили сразить Советский Союз бутербродами».
Юлия Мерзликина:
«Мы с сестрой с воодушевлением ждали новых впечатлений. Мы долго решали, что же взять, и в итоге сошлись на картошке фри и гамбургерах. Рядом с нами в очереди стояли взрослые, они вели себя довольно спокойно и сдержанно. Но им, конечно, тоже было интересно попасть в новый ресторан».
Александр Слободин
В 1990 году — школьник
В 2020 году — риелтор
«В очереди была обычная атмосфера, но, войдя в ресторан, мы словно попали в сказку».
Анна Патрунина
В 1990 году — кассир «Макдоналдса»
В 2020 году — администратор «Макдоналдса»
«Я училась на втором курсе факультета политэкономии Московского авиационного института. Я увидела объявление о работе в газете „Московский комсомолец" и решила попробовать».
«Был большой конкурс. Заявки подали 35 тысяч человек, а мест было всего 600».
Леонид Рагозин
В 1990 году — студент
В 2020 году — журналист
«Тогда я попробовал первый гамбургер в своей жизни. Доброжелательность персонала казалась очень неестественной. Кто-то показал нам, как правильно кусать гамбургер, чтобы он помещался во рту».
Александр Слободин
«Мне все понравилось. Я помню вкусный аромат, дружелюбность персонала, которая казалась трогательной в сравнении со строгостью родителей. В тот день я влюбился в „Биг Мак"».
Леонид Рагозин
«Мнения о еде разошлись, но все были впечатлены эффективностью работы ресторана. Общительный персонал всем показался непривычным».
Анна Патрунина
«В обучении персонала особое внимание уделялось дружелюбности и улыбке. Я и сейчас помню, как горели щеки, когда приходилось улыбаться восемь часов подряд — в любой ситуации».
«Мы работали быстро, но сначала дело шло медленно, потому что все блюда были для клиентов новыми. О них надо было рассказать».
Евгений Борисов
«Конечно, было вкусно, необычно. Но больше всего впечатлила необычная упаковка. „Биг Мак" подавали в яркой и красивой упаковке из пенопласта — советская упаковка из серой грубой бумаги ей проигрывала. Дочка долгое время хранила в этих коробочках свои украшения. Когда мы ехали из „Макдоналдса" домой на метро, эти коробочки были практически у всех людей, спускавшихся на эскалаторе».
Дина Джиджоева
В 1990 году — учитель
В 2020 году — учитель
«Особенно сильно меня впечатлил туалет. Все блестело! Я еще никогда не видела в кафе такого чистого туалета. И там был не обычный противный освежитель, а какой-то приятный. Раковины тоже были красивыми. Было жидкое мыло, из крана шла горячая вода!»