Немецкий бундестаг в скором времени (правда, пока непонятно, когда конкретно) рассмотрит вопрос о принятии резолюции о геноциде. Речь идет о признании Голодомора на Украине в 1932-1933 годах геноцидом украинского народа.
Впрочем, с текстом соответствующей петиции возникла проблема: можно ли считать Голодомор геноцидом украинцев, вопрос спорный. Совместная комиссия, перед которой стоит задача предметно оценить события тех лет, не работает. Посол Украины в Германии выступил с нападками в адрес комиссии, в частности ее украинского сопредседателя. Но почему бундестаг должен заниматься этим вопросом?
В петиции говорится о «геноциде через голод» на территориях, где проживали «преимущественно этнические украинцы». При этом приводятся три аргумента в пользу признания геноцида. Во-первых, речь идет об «искусственном, организованном голоде», из-за чего «народ, занимавшийся земледелием, был поставлен на грань голодной смерти». Во-вторых, Голодомор стал результатом решения Сталина, который преследовал цель подавить протесты украинцев против коллективизации и разрушить их культурную и религиозную жизнь. В-третьих, в документе указывается, что Голодомор уже признан геноцидом в 23 странах, впрочем, не названных конкретно. Количество жертв Голодомора оценено в цифру от 7 до 10 миллионов человек.
Жестокая и кровавая политика принудительной коллективизации в 1929-1932 годах и экспроприация зерна (вплоть до посевного материала), несомненно, способствовали началу голода. Точное число жертв не удалось установить даже после многолетних исследований. Шокирующие и потому хранящиеся под грифом «секретно» результаты переписи населения 1937 года свидетельствовали о сокращении численности населения на 8 миллионов человек.
В значительной степени это стало результатом именно Голодомора. По данным, известным на настоящий момент, от голода и вызванных им эпидемий на Украине умерли 3,9 миллиона человек. Цифры, указанные в петиции, соответствуют устаревшим данным. Впрочем, тот факт, что жертв было меньше, чем считалось ранее, не делает преступление менее страшным.
Пострадало также много казахов
Проблема петиции заключается в том, что в ней говорится лишь об украинских жертвах Голодомора. Коллективизация не только на Украине привела к уничтожению крестьянства как класса с многовековой историей. В ходе этого преступления, предшествовавшего Голодомору, в регионах, где шла коллективизация, населенных не только украинцами, были расстреляны около 300 тысяч человек. Сотни тысяч умерли во время депортации, а также позднее в «спецпоселениях».
В еще большей степени, чем по украинцам, Голодомор ударил по казахам, составлявшим до 30% населения Украины. Кроме того, его жертвами стали многие советские немцы, проживавшие как на Украине, так и в Поволжье. В несколько меньшей степени от Голодомора пострадали области, населенные русскими. На Украине смертность значительно отличалась от региона к региону. Но в любом случае невообразимые человеческие потери шли рука об руку с обусловленным политическими причинами уничтожением культурной самобытности народа.
Утверждение, что Голодомор был организован по указанию Сталина, едва ли доказуемо. Соответствующих архивных документов до сих пор найдено не было. Все указывает на то, что решений по уничтожению украинского (равно как и казахского или немецкого) населения не принималось. Впрочем, нельзя не заметить, что именно в 1932-1933 годах начался процесс жестокой «зачистки» и уничтожения украинской культуры. Подобная ситуация сложилась в те времена и в других регионах.
Утверждение, что Голодомор был признан геноцидом в 23 странах, — самый спорный аргумент, потому что аналогичным образом спокойно можно было бы обратиться и с петицией в пользу введения смертной казни.
С учетом вышесказанного тем важнее было бы соответствующее решение Германо-украинской комиссии по истории. Как политические круги, так и общественность вполне вправе ожидать от нее оценки этого весьма спорного вопроса. Но комиссия попала в патовую ситуацию: семь ее украинских членов выступают за признание Голодомора геноцидом, а немецкие участники не согласны с ними. Вместо того чтобы считать это поводом урегулировать ситуацию, немецкие члены комиссии воздерживаются от публичных комментариев. Это объяснимо с точки зрения благополучия самой комиссии, но никоим образом не способствует историческому просвещению общественности.
Комиссия по истории хранит молчание
Посол Украины в Германии Андрей Мельник открыто выразил разочарование в «работе» комиссии. При этом он упрекнул украинского сопредседателя Ярослава Грицака в бездействии и безответственном молчании по поводу петиции о признании геноцида. На самом деле надо сказать, что дискуссия об украинской истории и ее соотношении с советской историей, которая велась весьма активно с момента создания комиссии, после аннексии Крыма Россией почти сошла на нет и идет в рамках организованных двусторонней комиссией конференций вдали от глаз широкой общественности. Хотя изначально целью комиссии было просвещать немецкое общество об истории Украины, произошло скорее обратное. Что же касается конкретно вопроса Голодомора, то комиссия оказалась попросту беспомощной.
Примечательно, что лишь активное вмешательство посла сподвигло украинских членов комиссии на совместное заявление, в котором они поддержали точку зрения, что Голодомор был геноцидом их народа. В свою очередь оба сопредседателя комиссии (особенно Грицак) высказались против вмешательства политических кругов. Впрочем, совместного заявления не последовало.
Но почему, собственно, бундестаг должен заниматься петицией? Голодомор стал следствием гигантского преступления, совершенного сталинским режимом. Преступление это в первой половине ХХ века было совершено без всякого участия Германии. О страданиях людей и об историческом контексте немцы, равно как и сами украинцы и кто-либо другой, не должны забывать ни в коем случае. Но уместно ли говорить о геноциде украинского народа, должны решать сами депутаты бундестага.
Министерство внутренних дел рекомендовало отклонить петицию. Основание скорее формальное: с одной стороны, определение геноцида в международном праве было сформулировано лишь в 1951 году. С другой стороны, жертвами Голодомора стали также жители России и Кавказа.
Но есть еще вопрос: а что, собственно, будет, если депутаты признают геноцид украинцев? И кто в ходе дискуссии будет всерьез ссылаться на то, что бундестаг принял соответствующее решение?