В феврале Грузинская Патриархия опубликовала ответное послание Святейшего и Блаженнейшего Патриарха всея Грузии Илии II в адрес Патриарха Иерусалимского Феофила III.
Его Святейшество в своем послании пишет, что собрание, на которое не приедут все Предстоятели или их представители, или, по крайней мере, большинство из них, не будет успешным, поскольку решение такого собрания не будет полностью разделено Православной Церковью и может породить новый раскол. Чтобы избежать этого, Его Святейшество пишет, что он не будет присутствовать на таком собрании. Аналогичные шаги были предприняты первоиерархами Вселенской Патриархии, Александрии, Греции, Кипра, Албании, Болгарии.
Одна из церковных и канонических проблем, представленных этим «Собором», заключается в том, кто имеет право созывать общеправославное собрание.
В этом случае мы являемся свидетелями канонической аномалии, поскольку собрание созывается не первым по чести епископом, а третьим. Это было бы возможно, если бы первый и второй епископы были в ереси или расколе, но это не так. Вселенский патриарх Варфоломей писал в Послании Патриарху Иерусалимскому: «Каноническим (церковным) образом, который всегда существовал и до сих пор уважали все церкви, согласно которому всеправославная община православных мирян всегда призывает и руководит всемирным патриархом. Какому единству хочет служить ваша инициатива, когда в предлагаемом вами собрании нет Первого — Протоса (который и должен созывать Собор)? И будет ли иметь значение это собрание архипастырей, если им не удастся совершить совместную Евхаристию, поскольку одна из них прервала евхаристическую связь с некоторыми из них? Если ваша инициатива не продемонстрирует всем, возлюбленным и врагам, что наша Православная Церковь — это не органическое единство, не Кафолическая (Соборная) церковь, какой смысл в этом собрании».
Уже было много комментариев по поводу собрания в Иордании Предстоятелей Православных церквей, которое начал созывать находясь еще в Москве Иерусалимский патриарх Феофил III, аккурат после встречи патриархом Кириллом и президентом Путным.
Одной главных причина альянса Сталина с Русской Православной церковью заключалась в том, что в сентябре 1943 года вождь уже всерьез задумывался о судьбах послевоенного мира, которые через пару месяцев и обсудил с Черчиллем и Рузвельтом в Тегеране. И на Ближнем Востоке, и в Европе, куда простирались интересы СССР, религия играла важную роль. Сталин понимал, что Православная церковь может оказаться весьма кстати в политических играх, которые Москве предстоит там вести.
В апреле 1945 года Сталин принял в Кремле нового патриарха Алексия I, избранного после смерти Сергия. Разговор на этой встрече шел как раз об участии РПЦ в послевоенной международной политике. Апофеозом участия вождя в церковной жизни была попытка в 1948 провести в Москве Всеправославный собор, на котором Алексий I должен был удостоиться титула Вселенского патриарха. И стать лидером мирового православия. Видимо Иосиф Виссарионович грезил ролью преемника Византийского Константина Великого.
Однако затея провалилась, поскольку Вселенский патриарх в наличии уже был, именовался Константинопольским. Понятно, что и ему, и другим греческим иерархам московские интриги пришлись не по душе. Собор «сдулся» до Всеправославного совещания.
История, как мы знаем, очень любит повторяться, спустя без малого 75 лет и Русская церковь и российские власти проиграли церковную войну интриг, которую сами и начали, причем накануне истеричного празднования Дня победы! Жирную точку в этой битве поставил самый авторитетный в Православии Первоиерарх Католикос-Паирарх всея Грузии Илия в своем письме Иерусалимскому Патриарху Феофилу.
«Ваше блаженство,
Приветствуем вас с братской любовью во Христе и сообщаем, что мы получили два письма, которые вы отправили нам (N1202, 12.12.2019 и N 53 04.02.2020) о встрече и рассуждении по существующим проблемам между церквями в городе Аман между Первосвященниками и их представителями.
Нам хорошо известно, что ваши усилия исходят из заботы о единстве Церквей и исцеления ран. Из вашего письма мы понимаем, что вы прилагаете большие усилия для участия Вселенского Патриарха, но так как ни ни он, ни некоторые Предстоятели церквей не захотели участвовать, могут вызвать препятствия тем целям, которые вы имеете.
Мы понимаем и разделяем вашу позицию, и из-за серьезности проблем, мы считаем, что такая встреча должна проводиться для обсуждения проблем, но это должно происходить при участии всех церквей, если же нет единства, мы воздерживаемся от приезда.
Также хотим отметить, что мы всегда участвовали и будем участвовать в мероприятиях, организованных в форме религиозных праздников или международных конференций.
Мы надеемся, что Совещание Предстоятелей Синаксис будет проведено с соблюдением Канонов Церкви, и, конечно же, оно будет сосредоточено на вопросах, которые наносят ущерб нашему единству. Чем быстрее это произойдет, тем лучше.
Мы молимся за мир и единство Христа в православной церкви.
Пусть Бог дарует вам мир и успех в вашем высоком служении.
Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II»
Неоднозначно, а если быть точнее, не совсем адекватно отреагировали на такое решение Грузинской патриархии московские СМИ, приближенные к Московской патриархии.
Лукавым называет такое решение Грузинского Католикоса-Патриарха информационное агентство «Русская народная линия», судя по всему очень близкое к Московской патриархии.
«Для Священноначалия Грузинской Православной Церкви, к сожалению, обиды на Россию и Русскую Православную Церковь из-за непростой ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии оказались более важными, чем уврачевание мирового церковного раскола и достижение всеправославного единства.
Причина отказа церковного Тбилиси участвовать в Иорданском Соборе основывается на тупиковой логике. Ведь если участие представителей всех Поместных Православных Церквей сделать обязательным условием проведения общеправославных совещаний, тогда отказ хотя бы одной из Церквей, пусть даже по политическим соображениям, сделает общеправославный диалог невозможным.
А как же тогда быть в случае, если есть все основания осудить действия Предстоятеля Константинопольской Церкви, за которым признано право созыва общеправославных соборов? Неужели из-за отказа этого Предстоятеля участвовать во всеправославном мероприятии само это мероприятие будет отменено, а необходимое осуждение, особенно по делу о расколе или ереси, не будет вынесено? Абсурд. Поэтому формулировки ответного письма Грузинской Церкви Патриарху Иерусалимскому Феофилу, пригласившему Грузинского Патриарха принять участие в Иорданском Соборе, нельзя назвать иначе как лукавыми»,- пишет редакция «Русская народная линия».
Если же говорить об обидах Грузинской Православной церкви к Русской, то они возникли не лишь из-за «непростой ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии», как представляют в Московской патриархии и пишет вышеупомянутое агентство!
Хотя и по меньшей причине, вернее поводу, Русская церковь в прошлом столетии уже разрывала евхаристическое общение с Матерью-церковью, Вселенской патриархией.
30 января 1811 года император Александр I утвердил доклад российского Святейшего Синода о церковном управлении в Грузии, по которому автокефалия и Патриаршее достоинство Грузинской Церкви были упразднены, начальствующим архиереем над грузинским духовенством был назначен митрополит Мцхетский и Карталинский Варлаам (Эристави) с присвоением ему титула члена Святейшего Синода и Экзарха Грузии.
21 июня 1811 года Святейший Синод снял с Антония сан Католикоса-Патриарха. Католикос Антоний II был вызван в Санкт-Петербург для постоянного участия в работе Святейшего Синода и более уже никогда не возвращался в Грузию. С этого периода начинаются самые черные дни в истории Грузии и ее церкви, древнейшей кстати в семье православных церквей.
Фактически Грузинская Православная церковь была поглощена Русской церковью. Первым экзархом был назначен митрополит Варлаам (Эристави), после которого все экзархи были русскими.
14 мая 1817 года архиепископ Феофилакт повелением императора Александра I был назначен экзархом Грузии. Он был первым русским экзархом. Свою деятельность в Грузии он начал с русификации православных христиан Грузии и новокрещенных.
Архиепископ Феофилакт разработал план церковной реформы, направленной на изменение структуры Грузинской Церкви в целях сближения грузинских церковных порядков с общероссийскими: намечалось сокращение количества епархий, храмов, монастырей, штата духовных лиц, проведение секуляризации церковного и монастырского имущества, введение богослужения на церковнославянском языке. Духовенство Западной Грузии выразило решительный протест, однако в июне 1819 года представители Грузино-Имеретинской синодальной конторы стали закрывать храмы в Имерети, Гурии и Мегрелии.
В 1819-1820 годы произошло церковно-народное восстание, известное как Имеретинское, которое возглавили митрополиты Досифей (Церетели) и Евфимий (Шервашидзе-Чачба), дочь имеретинского царя Соломона II царевна Дареджан, князь Иван Абашидзе. Экзарх обвинил их в подстрекательстве народа и убедил власти, что разрядить ситуацию можно только ссылкой мятежных архиереев.
Ночью 4 марта 1820 года митрополиты Досифей, Евфимий, архимандрит Григорий (Цкитишвили) и несколько имеретинских князей были схвачены, оба митрополита были избиты прикладами ружей и штыками. Пленники с мешками на головах были отправлены на лошадях через Лихский перевал в Восточную Грузию, чтобы затем по Военно-Грузинской дороге проехать в Россию на пути между Сурами и Гори митрополит Досифей скончался, митрополит же Ефимий был пленен и вывезен в Россию, по указанию императора Александра II помещен в Вырицкий монастырь под домашний арест, где и скончался через несколько лет
За противление Российской имперской власти архиепископ Феофилакт с амвона Сионского собора проклял Грузию, Грузинскую церковь и грузинский народ.
С момента кровавого подавления церковного восстания началось безнаказанное разграбление церковного имущества и сокровищ Грузинской церкви, закрытие множества монастырей и храмов, уничтожение древнейших фресок.
К слову, по приказу архиепископа Феофилакта с икон снимались ризы из золота с драгоценными камнями, недавно в Эрмитаже проводилась выставка церковной утвари и сокровищ, похищенных у Грузинской церкви.
Конечно, Русская церковь может высказать оправдания, мол церковь управлялась властями, Святейший Синод возглавлял мирской обер-прокурор, но русские экзархи Грузии призывали и светские, и военные власти применять к недовольному русским правлением в церкви неприемлемо жесткую силу, но ведь и сейчас Русская церковь вслед за Российским государством продолжает экспансию канонических территорий Грузинской церкви.
Детально не упоминая о грубом посягательстве на целостность канонической территории Грузинской Православной церкви Русской церковью в наши дни, нарушение множества Канонов святых апостолов и Канонов Вселенских Соборов у Грузинской Православной церкви немало причин для обид, но…
Но отказ от участия в Соборе в Иордании, фактически созываемый Московской патриархией и ее Отделом внешних церковных связей, продиктован не обидой, а печалованием сохранения Единства Православной церкви, итак раздираемый некоторыми Поместными церквями в угоду имперских амбиций властей, с которыми у них тесные связи и интересы.