Ян Хави (Jan Havi, 50 лет), уроженец финских Аландских островов, уже четыре года живет в Петербурге со своей женой Лилией Хави (Lilija Havi, 45 лет). Он боится пройти тест на определение коронавируса — и в этом страхе он не одинок.
Мужчина работает водителем рейсовых автобусов в финском Лахти, но своего жилья в Финляндии у него нет.
Несколько недель назад у Яна Хави появились симптомы коронавируса: кашель и затрудненное дыхание. В Санкт-Петербурге он пошел ко врачу, который сообщил Хави, что он попадает в группу высокого риска заражения из-за контакта с пассажирами из разных стран. Ян Хави находится на больничном уже 11 дней. Сегодня автобусная фирма предоставила ему отпуск, потому что заказов на рейсовые перевозки пока нет.
«Если у меня диагностируют коронавирус, мне придется провести на карантине в российской больнице по меньшей мере две недели. В такие условия финн даже собаку не отдаст. А еще меня могут депортировать в Финляндию, где у меня есть работа, но нет жилья», — поясняет Хави.
У Хави нет российского гражданства, только разрешение на проживание. Он опасается, что в случае депортации в Финляндию он еще долгое время не сможет вернуться к своей семье в Россию. Россия закрыла границу с Финляндией в ночь на 18 марта. Сейчас иностранные граждане не могут въехать в Россию.
«Никто точно не знает, как граница будет работать дальше. Я боюсь, что если меня сейчас депортируют на родину, то позже мне не продлят разрешение на проживание или не дадут российское гражданство».
Обычные будни?
Кроме закрытия границ Россия заявила о закрытии всех школ с 23 марта по 12 апреля. Согласно официальным данным, сейчас в России зафиксировано 147 случаев заражения коронавирусом. В общей сложности в России было сделано около 123 тысячи тестов на выявление коронавируса. В такой большой стране как Россия эти официальные показатели кажутся очень небольшими. Многие считают, что Россия может искажать данные. Для сравнения: в Финляндии уже зафиксировано 359 случаев заражения.
Семья Яна Хави считает, что настоящее количество зараженных в России нельзя установить именно потому, что люди боятся проходить тесты на коронавирус и идти ко врачу.
К тому же, не все русские осознают серьезность пандемии коронавируса.
«Русские относятся к ситуации совсем иначе. Здесь, в Санкт-Петербурге, все поражены введенными ограничениями и рассуждают о том, является ли вирус настоящей причиной смерти людей или лишь „последним гвоздем в крышку гроба". Многие считают, что, к примеру, Италия преувеличивает число заболевших в стране», — рассуждает Хави.
Правительство России подчеркивает, что причин для паники нет, люди могут жить обычной жизнью. Представители сферы здравоохранения советуют гражданам воздержаться от посещения общественных мест и подчеркивают важность гигиены рук.
Семья Яна Хави ощутила последствия распространения коронавируса и на своей жизни. Школы закрылись, в магазинах покупают больше круп, чем обычно, наличные деньги используют реже.
«Атмосфера такая же, как раньше. В общественном транспорте и торговых центрах много людей. Здесь всех больше волнует курс рубля. Все хотят, чтобы правительство приняло меры по повышению курса рубля», — говорит Хави.