Каждый день мы трем себя, чтобы быть чистыми и свежими. Желание быть здоровым и ухоженным старо, как само человечество. «Это вообще естественный рефлекс», — объясняет профессор Томас Шнальке (Thomas Schnalke), историк медицины и директор Берлинского музея истории медицины при клинике «Шарите». Вопрос только в том, с какого времени люди делают это осознанно — из гигиенических соображений.
Общественные туалеты древних римлян
Еще три тысячи лет назад греки устраивали в своих домах водопровод. А в Кносском дворце на Крите существовали комфортабельные бани. Римляне две тысячи лет назад также обладали высокоразвитой культурой личной гигиены. В термах они очищали тело благовонными маслами и скребками — так называемыми стригилями. В то время существовали даже общественные туалеты. В городе Остии-Антике, главной гавани Древнего Рима, нужду справляли сообща, сидя рядами и даже подмывая себя потом для чистоты.
Общественные термы стали, можно сказать, синонимом античной римской культуры. Везде, где появлялись древние римляне, строились бани. Они относились к самым изысканным творениям тогдашней архитектуры. Банные процедуры не ограничивалось простым очищением тела, они скорее напоминали многочасовой велнес-ритуал. В него входили посещение паровых бань, плавание в бассейне, потение, гимнастика, солнечные ванны, очищение тела скребком и массаж — для каждой процедуры было предусмотрено отдельное помещение.
В римских термах стирались социальные границы: так как все там были голыми, обычные символы статуса, такие как сенаторские тоги, утрачивали свое значение. Даже императоры считали вполне допустимым время от времени показываться в общественных банях.
Недостаток чистоплотности в Средние века
Средние века, начавшиеся приблизительно через тысячу лет, с точки зрения гигиены пользуются дурной славой. Средневековые города-клоаки были рассадниками болезней. Ночные горшки выплескивали прямо на улицы, рыночные отбросы не убирали вообще, свиньи и куры свободно разгуливали. Но на самом деле и в античные времена обстановка была не лучше.
В эпоху рококо в начале XVIII века было принято обильно пудриться, закрывая все поры на коже, — это якобы защищало от болезней, подобно одежде. Мыться считалось неприличным. В обществе господствовала странная точка зрения: закупоренные поры якобы сохраняют «равновесие» телесных соков и тем самым защищают от проникновения таких недугов, как чума и другая зараза. Тот, кто мог себе это позволить, втирал в кожу дорогие мази и масла. В крайнем случае люди обтирались сухими полотенцами, лишь бы не пользоваться водой.
Чистота входит в моду
В эпоху Просвещения сдвиги произошли и в области гигиены. Как рассказывает профессор Шнальке, до той поры под гигиеной в широком смысле понимали общие меры по сохранению здоровья. С развитием естественных наук, особенно медицины в XIX веке, аспект чистоты стал приобретать все более важное значение. С внутреннего баланса, который до того времени рассматривался как главное условие сохранения здоровья, внимание переместилось на внешнее очищение кожи. С той поры гарантами здоровья стали чистота и приятный запах тела.
Веха в истории гигиены
В первой половине XIX века наука всё еще считала чистоту и дезинфекцию в медицине делом второстепенным. Медицинские инструменты перед использованием не очищали, хирургические фартуки стирали редко.
Эпохальное открытие, что дезинфекция противодействует переносу болезней, сделал врач-ассистент Игнац Земмельвайс (Ignaz Semmelweis) в 1845 году. Он работал тогда в клинике для родовспоможения в Вене и установил, что «вероятно, существуют частицы болезней, которые студенты-медики из прозекторской переносят в клинику для родовспоможения, что приводит к высокой смертности». Он сделал также наблюдение, что эпидемии, например, холеры, мгновенно распространяются в загрязненной местности, как рассказывает историк медицины профессор Шнальке. С тех пор студентов Земмельвайса обязали мыть руки хлорным раствором. В результате смертность в клинике упала.
Во второй половине XIX века химик Макс фон Петтенкофер (Max von Pettenkofer) установил связь между грязью и возбудителями болезней. В 1865 году он возглавил первую в Германии кафедру гигиены.
Внутри медицины и за ее пределами была провозглашена эпоха чистоты. Во второй половине XIX века гигиена становится не просто отдельной областью медицины. Организуются целые гигиенические выставки и музеи гигиены, например, музей в Дрездене.
Второе открытие общественной гигиены
Бактерию признали реально существующим противником, которого можно побороть гигиеническими мероприятиями. Операционные инструменты стали стерилизовать, одежду врачей — регулярно стирать, вошло в обычай обязательное ношение медицинских масок и перчаток.
XX век: бум гигиены
В ХХ веке все уже блестело и сияло. Чистоте и гигиене стало придаваться первостепенное значение. Все должно быть практически стерильным — как тело, так и жилище. Мыло, чистящие и стиральные средства широко рекламировались по телевидению, число ванных комнат в домохозяйствах постоянно росло. Продовольственная и клиническая гигиена стали играть все более важную роль.
Сегодня мы следим за чистотой тела и моем руки, и за этим стоит долгая история. Но то, что мытье рук все еще приходится пропагандировать, показывает, по мнению профессора Шнальке, насколько трудно внедряется эта модель поведения повсеместно. А ведь этот нехитрый ритуал в эпоху коронавируса способен спасти жизни.