Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Die Welt (Германия): почему Ленин ненавидел крестьян и хотел уничтожить любую религию

© РИА Новости Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанкУчастники общегородского субботника моют статую Ленина в парке «Музеон» в Москве
Участники общегородского субботника моют статую Ленина в парке «Музеон» в Москве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Отец Ленина был реформатором в царской Российской империи. А сыновья стали террористами и сделали ставку на кровавую революцию. Автор статьи в Die Welt рассуждает, почему поражение Ленина в его борьбе было предопределено изначально, пусть он и стал величайшим революционером XX века.

Отец Ленина был отмечен за заслуги при осуществлении реформ в царской империи. Его сыновья стали террористами и сделали ставку на кровавую революцию. Но путь, на который они встали, с самого начала вел к поражению.

Торжества пришлось отменить. И не потому что его, наконец, вынесли из мавзолея у кремлевской стены — просто маленький вирус оказался сильнее ленинской мировой революции. Большинство мероприятий 22 апреля по случаю 150-летнего юбилея Владимира Ильича Ульянова — то есть Ленина — не состоялись из-за коронавируса. Это весьма огорчило российскую Коммунистическую партию, призвавшую граждан в честь этого события хотя бы вывесить красные флаги из окон, если вдруг кто-то еще не выбросил их после развала ленинского Советского Союза.

Красные полотнища не обязательно рассматривать как средства выражения каких-то политических убеждений. Ленин уже давно стал персонажем российского фольклора. По-другому нельзя объяснить тот нескончаемый поток посетителей, которых все еще привлекает его забальзамированный труп в мавзолее, находящемся прямо напротив капиталистического храма — универмага ГУМ. Говорят, что в общей сложности 130 миллионов человек приходили взглянуть на мумию, которая до сих пор относится к главным туристическим достопримечательностям российской столицы.

За этим атавистическим культом личности трудно представить себе человека по имени Ленин. Если отвлечься от его полных пустого пафоса произведений в 47 томах (немецкое издание), то перед глазами возникает практически мимолетная жизнь: родился и вырос в Симбирске на Волге, почти в евразийской степи, провел два года в тюрьме, три года в ссылке, 15 лет в эмиграции. Из почти шести лет, в течение которых он находился в центре мировой революции, половину срока он страдал от последствий покушения, совершенного на него эсеркой Фанни Каплан в августе 1918 года.

После первого инсульта в 1922 году и вплоть до смерти в Горках в 1924 году он, по сути дела, уже не принадлежал сам себе. Он был человеком, настолько верным девизу «Без борьбы нет мышления», что Томас Манн назвал его «великим папой идеи, полным миросокрушающего божественного гнева», чья жизнь и учение не противоречили друг другу. Но, в конце концов, в 1989-1990 годах он потерпел поражение в своей борьбе. Зачем же тогда о нем вообще вспоминать?

Дело в том, что без Ленина не было бы диктатур Сталина, Мао, Хо Ши Мина, революционного фольклора в стиле Че Гевары или Арафата, квазиэлитарного террора «Красных бригад»* или РАФ**, а то и диктатуры Гитлера. Сегодня, оглядываясь назад, можно без сомнения сказать, что он был величайшим революционером ХХ столетия. На вопрос, почему дело его жизни не пережило его века, после 1989 года многие пытались ответить по-разному. Но то, что уже в само становление Ленина было заложено зерно поражения, не рассматривалось, как оставался без внимания и сам этот человек.

Принято считать, что стать революционером его побудило одно важное событие в семье. 20 мая 1887 года, в Санкт-Петербурге, тогдашней столице царской империи, был повешен его старший брат Александр, член революционной организации «Народная воля», готовившей покушение на царя Александра III. То есть путь Ленина был предопределен его братом, как он якобы позднее признался одному из сидевших вместе с ним людей.

Но вряд ли все объясняется так просто. Ведь можно себя спросить, почему же тогда не только Александр и Владимир, но и другие дети Ульяновых — Анна, Дмитрий и Мария — встали на путь революционной борьбы. Едва ли в основе их убеждений лежал конфликт поколений в родительском доме.

Отец Илья Ульянов (1831-1886) родился в Астрахани и имел, вероятно, калмыцкие корни. Начав с малого, он дослужился до должности инспектора народных гимназий Симбирска, значительно улучшив уровень образования в этой провинции в соответствии с духом реформаторов западной ориентации, которые после поражения России в Крымской войне 1856 года начали модернизацию царской империи. За это Илья был награжден чином действительного статского советника, то есть гражданским чином 4-го класса Табели о рангах, что давало ему право на потомственное дворянство (позднее Ленин якобы указывал в анкетах в графе «звание» — «потомственный дворянин», а в графе «род занятий» — «журналист»).

Все сведения, дающие представление о жизни семьи, свидетельствуют, что там царили согласие и дружелюбие. Отец описывается как строгий, ответственный и религиозный человек, мать —спокойная, любящая и жизнерадостная женщина. Манеры Ленина всегда свидетельствовали о том, что он происходит из добропорядочной семьи. Даже будучи преследуемым властями профессиональным революционером, он поддерживал с семьей связь, побывал даже по желанию матери недолго помещиком, прежде чем начать работать юристом в Санкт-Петербурге. Диплом он получил в Казани, сдав экзамены экстерном после первого ареста.

Илья Ульянов каждый день внушал детям, что можно изменить действительность в автократической России к лучшему и что после освобождения крестьян в 1861 году царское государство встало на путь модернизации. И поэтому если Александр Ульянов с сестрами и братьями все же встали на путь терроризма и революционной борьбы, то по одной простой причине: они были влекомы не действительностью, а идеализмом и желанием принести себя в жертву.

Как и у многих других представителей поколения, выбор жизненного пути младшими Ульяновыми в пользу революции основывался на «априорном осуждении системы», как это объясняет покойный фрайбургский историк и специалист по Восточной Европе Готтфрид Шрамм (Gottfried Schramm). Жизненные условия в царской России они считали безнадежными и извращенными, даже не отдавая себе отчета о стремительных изменениях, которые происходили в стране.

В принципе молодые революционеры, находившиеся под влиянием радикальной интеллигенции, были настолько же далеки от широких народных масс, как и дворяне-помещики на протяжении столетий. Неслучайно Ленин признавался: «Мать хотела, чтобы я хозяйством в деревни занимался. Я начал, было, да вижу, нельзя, отношения с крестьянами ненормальные становятся». Этим можно объяснить и то, почему Ленина выбрал себе идеалом образ элитарного пролетарского революционера.

В своем большом исследовании «Пять переломных моментов мировой истории» Шрамм выявил особенность большевистской революции. В отличие от американских революционеров 1776 года, немецких реформаторов или христианских первопроходцев, характерным признаком их русских последователей была зашоренность. Она распространялась не только на правящий режим, но и на любую государственность: всё, что делало государство, их не интересовало, потому что они не имели к нему никакого отношения.

Это ограниченное исключительно собственными кружками мышление усугублялось их радикальным отрицанием религии. Если более ранние исторические переломы отличались тем, что революционеры хотя и воспринимали себя истинными верующими, но позволяли своим противникам оставаться при своей вере, то для русских радикалов отказ от бога был актом инициации. Поэтому Ленин рассматривал религию как одну из самых омерзительных вещей в мире, которые следовало искоренить.

Это имело драматические последствия, как отмечала Роза Люксембург. Она писала, что свобода — это всегда свобода инакомыслия. «Без всеобщих выборов, неограниченной свободы печати и собраний, свободной борьбы мнений замирает жизнь в любом общественном учреждении, превращается в видимость жизни, деятельным элементом которой остается одна лишь бюрократия».

Можно еще раз процитировать и Шрамма: более ранние перевороты имели успех, потому что в их результате возникали сообщества убежденных людей, которые хранили свое наследие. А в Советском Союзе вместо сообщества убежденных людей возникло «новое сообщество подданных, которое однажды уже существовало при царях».

То, что это произошло, объясняется не в последнюю очередь и жизнью человека, который стал «единственным, кто сделал шаг к конкретизации ставшего теперь осуществленным на практике марксизма» (Дьёрдь Лукач, Georg Lukács). Не в последнюю очередь предопределенность жизненного пути его поколения объясняет всемирно-историческое поражение Ленина.

*Красные бригады (итал. Brigate Rosse) — подпольная леворадикальная организация, действовавшая в Италии с 1970 года до конца 1980-х. Самая известная акция в истории организации — похищение и убийство премьер-министра Италии Альдо Моро весной 1978 года.

** Фракция Красной Армии (РАФ, RAF — нем. Rote Armee Fraktion) — немецкая леворадикальная террористическая организация, действовавшая в ФРГ и Западном Берлине в 1968-1998 годах. Ответственна за 34 убийства, а также серии банковских налётов, взрывов военных и гражданских учреждений и покушений на высокопоставленных лиц.