Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Raseef22 (Ливан): заменит ли виртуальный хадж посещение Мекки?

© AFP 2020Молящиеся перед Каабой в Большой мечети в Мекке
Молящиеся перед Каабой в Большой мечети в Мекке
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эр-Рияд объявил, что не будет принимать иностранных паломников, а также вводит ограничение для местных жителей до тысячи человек в сезон. Разумеется, это удар для тех, кто мечтает выполнить религиозную обязанность любого мусульманина. Однако IT-разработчики успокаивают, хадж можно совершить и виртуально!

Впервые в истории Саудовская Аравия не планирует принимать паломников из-за пределов страны, позволив лишь ограниченному числу граждан и жителей своей страны выполнить свои религиозные обязанности. Учитывая это, разработчики программного обеспечения попытались предоставить «виртуальный опыт паломничества» мусульманам, которые не смогут приехать в Мекку в этом году или позже.

21 июля в публикации, посвященной развитию «виртуального паломничества», газета The Wall Street Journal сообщила, что ряд разработчиков программного обеспечения работает над проектом «виртуального хаджа» в качестве практической альтернативы для мусульман, желающих совершить хадж, но дистанционно. Таким образом, это не нарушит принятые меры по борьбе с пандемией нового вируса covid-19.

Обычно в святые места Мекки и Медины во время сезона хаджа стекаются 2,5 миллиона человек. Однако в прошлом месяце королевство объявило, что не будет принимать паломников из-за пределов страны, а также сократит число паломников из числа саудовских жителей до примерно тысячи человек в сезон, который начнется 28 июля.

По словам министра по делам хаджа и умры Саудовской Аравии Мухаммеда Салеха Бентена, в его стране будут соблюдаться строгие процедуры в области здравоохранения, чтобы отобрать из числа местных граждан и жителей тех, кто получит возможность совершить хадж в этом году. «Мы не допустим участия лиц старше 65 лет», — заявил министр.

Хотя решение Саудовской Аравии является болезненным ударом для тех, кто мечтает выполнить религиозную обязанность любого мусульманина, эксперты рассматривают данный шаг как «подарок» разработчикам программ для виртуального паломничества. В то же время у большинства мусульман в данном контексте возникают различные вопросы, например, может ли такой опыт стать альтернативой реальному посещению священных мест?

Духовный импульс и возможность приблизиться к Богу

«К сожалению, принятие технологий в исламском мире происходит немного медленнее, чем мы бы того хотели. Соответственно, некоторые слои населения не могут осознать будущую выгоду, которую может предложить виртуальное паломничество», — поделился мнением Сауди Мухаммед аш-Шариби, основатель Centlion Inc.

Как известно, даже до пандемии коронавируса многие мусульмане не имели возможности поехать в Мекку для совершения хаджа по финансовым или медицинским причинам. Кроме того, следует учесть частые инциденты, связанные с давкой, жаркой погодой и передачей инфекций.

По мнению Аш-Шариби, технологии виртуального паломничества позволят этим людям впервые совершить хадж в священный город мусульман.

Как отметил Аш-Шариби в статье, опубликованной 24 июня в американском журнале Newsweek, виртуальное паломничество должно стало частью новой реальности мусульман в нынешней ситуации, вызванной пандемией. По его словам, «виртуальное поклонение возникло, чтобы остаться с нами».

Согласно заявлению Мусульманского совета Великобритании, была достигнута договоренность, что виртуальное паломничество не может приравниваться к настоящему хаджу.

В этом контексте Али аш-Шихаби, политолог и экономический аналитик на Ближнем Востоке, пояснил, что частично суть паломничества заключается в трудностях, с которыми люди сталкиваются во время поездки, а также знакомстве с другими мусульманами в Мекке. По его словам, обе эти вещи не будут доступны, если во время хаджа вы сидите в своей комнате перед компьютером Apple.

По мнению Джонатана Уилсона, профессора Университета Ридженс в Лондоне, посетившего Мекку, чтобы совершить умру в 2009 году, многие правила, связанные с хаджем, такие как ношение определенной одежды, состояние ихрама, отказ от стрижки ногтей, так же важны, как и само паломничество.

Он добавил: «Опыт виртуального паломничества отчасти напоминает виртуальное плавание: оно не может сравниться с плаванием в море». Тем не менее профессор не отвергает возможность того, что виртуальное паломничество придаст духовный импульс мусульманам, которые хотят приблизиться к Богу, и предложит немусульманам возможность увидеть те места, в которых им быть запрещено побывать.

Более того, виртуальный опыт может помочь будущим паломникам подготовиться к настоящему хаджу.

Предыдущий опыт

Это далеко не первый раз, когда раздаются призывы выпустить приложения для виртуального паломничества. Так, в 2009 году во время пандемии свиного гриппа пользователям был представлен веб-сайт Second Life для виртуальных путешествий, разработанный сетью Islam Online. Данный сайт предоставляет полную информацию о хадже и трёхмерное пространство, что позволяет посетителю как можно более полно узнать о ритуалах хаджа, как если бы он действительно находился рядом со Священной Каабой.

В 2017 году благотворительный фонд наследного принца Саудовской Аравии принца Мухаммеда бен Салмана дал паломникам возможность перемещаться по святым местам с помощью технологий виртуальной реальности. Как заявило тогда Агентство саудовской прессы (SPA), целью виртуального путешествия было обучить паломников передвижению между святыми местами, что считалось подготовкой, а не заменой реального выполнения религиозной обязанности.

Компания IUmrah.World также разработала приложение, которое позволяет мусульманам совершать умру в Мекке в любое время года. Как известно, в феврале власти Саудовской Аравии приостановили совершение умры.

По словам основателя и генерального директора компании Ахмеда аль-Хаддада, приложение для виртуального совершения умры позволяет пользователям находить людей в Саудовской Аравии, которые могут совершить умру в Мекке от их имени за согласованную плату.

Он продолжил: «Это традиционная модель. Если вы не можете поехать в Мекку, вы можете начать поиск среди знакомых, пока не найдете кого-то, кто сможет сделать это за вас. Мы используем технологии для чего-то большего и позволяем людям выполнить свои религиозные обязательства».

Аль-Хаддад надеется, что в следующем году его компания сможет выпустить аналогичное приложение под названием iHajj, опираясь на технологию пятого поколения (5G) для прямой трансляции всех ритуалов хаджа. Это будет обновлением технологии четвертого поколения (4G), которая в настоящее время используется для трансляции ритуалов в ходе умры, занимающей от одного до трех часов.

Мусульманская 3D видеоигра, разработанная немецкой компанией Bigitec GmbH, также позволяет пользователям исследовать священные для мусульман места для поклонения в рамках 3D-симуляций и подготовиться к настоящему хаджу, изучая процесс поклонения.

По поводу запуска игры Билал Шабиб, один из основателей компании, сказал: «Ваша поездка в Мекку может оказаться очень хаотичной, и обычно никто не хочет сделать что-то неправильно, находясь там, так как хадж может быть испорчен».

Исходя из этого, компания Labbaik VR Ltd разработала для мусульман приложение, основанное на технологиях виртуальной реальности. В связи с тем, что в этом году возможность совершить хадж получит лишь ограниченное число жителей Саудовской Аравии, компания переключила свое внимание на новый продукт под названием WUZU и, по словам руководителя проекта Аднана Макбула, собирается дать мусульманам шанс заново исследовать Мекку на своих смартфонах.

Макбул сказал: «Мы не считаем, что можно создать альтернативу реальному паломничеству. Однако, если мы сможем помочь мусульманам со всего мира достичь определенной степени духовного и эмоционального покоя в эти трудные времена, наша цель будет достигнута».

Что касается аль-Хаддада из компании IUmrah.World, он выразил уверенность, что приложения для виртуального хаджа и умры однажды будут признаны законными, как вполне реальные вещи.

Он сделал следующий вывод: «Лучше совершить хадж самому. Однако можете ли вы получить такой же опыт и такое же удовлетворение, наблюдая за выполнением этого обязательства? Да, я думаю, вы можете».