Недавно завершившийся августовский вояж госсекретаря США Майка Помпео прошёл по маршруту Чехия, Австрия, Словения, Польша. И это — не просто этапы европейского турне главы Госдепартамента, а своего рода сигнальная дипломатия. Вашингтон четко продемонстрировал расстановку приоритетов: главную ставку администрация Трампа делает сейчас на своих восточноевропейских партнёров. Отношения США с многолетним союзником в Европе — Германией — переживают сильное охлаждение: пожалуй, сильнейшее охлаждение за всё время существования ФРГ. Белый дом крайне недоволен целым рядом действий правительства Меркель и лично позицией федерального канцлера. В первую очередь, конечно же, её нежеланием отказаться от завершения строительства трубопровода «Северный поток — 2». Как известно, этот проект Вашингтон давно стремится похоронить заживо, — и не только для безальтернативного продвижения на европейский рынок американского сжиженного газа. Белый дом хочет продемонстрировать поддержку радикальной в этом вопросе позиции восточноевропейских партнёров: они считают любые газопроводы из России в Германию в обход их территории «троянским конем Москвы», внутри которого — гарантированная «энергетическая зависимость» Европы от России. В первую очередь речь здесь идет о единой позиции Польши, Украины и Литвы, настроенных категорически против «Северного потока — 2».
Так что столица Германии была демонстративно исключена из программы европейского турне Помпео явно неслучайно, — «не заслужили».
«Грязные шахматы» Вашингтона
Не добившись от Меркель никаких уступок по газопроводу, Трамп решил попросту вывернуть немцам руки, подставив под топор американских санкций простых граждан. Под прицелом американцев оказался порт Мукран в небольшом немецком городке Засниц (остров Рюген), который служит сейчас логистическим центром при строительстве последней очереди газопровода. В начале августа в адрес дирекции управляющей портом компании пришло письмо за подписью трёх американских конгрессменов из Комитета по иностранным делам. В письме содержалось требование: немедленно прекратить оказывать материально-техническую поддержку строительству «Северного потока — 2». Напомним, что речь, собственно, идёт об оставшихся недостроенными 160 километрах трубопровода. В противном случае, согласно тексту письма, Мукран будет лишён возможности «финансового выживания». То есть американские конгрессмены, ни много ни мало, угрожают оставить без средств к существованию всех жителей городка, поскольку все они так или иначе экономически связаны с портом. Шантаж чистой воды, превращающий рядовых граждан в заложников политических разборок.
Это вполне в духе новой политики США — любые партнеры Америки, не желающие следовать в фарватере ее политики, невзирая на предыдущие заслуги, автоматически переводятся в разряд конкурентов. С соответствующим к ним отношением.
Вся история с давлением США на Германию в связи со строительством последней очереди «Северного потока — 2» напоминает шахматную партию, когда одна из сторон всеми силами пытается загнать противника в патовую ситуацию, в которой у того не останется возможности совершать хоть какие-нибудь ответные шаги. Неизбежный итог — сдача на милость победителя.
Разрушение трансатлантической матрицы
На самом деле конфликт лежит гораздо глубже, нежели недопонимание лидеров двух государств. В действительности речь идёт даже не об отношениях Соединённых Штатов с Германией как таковой. Эта связка — лишь символ, за которым стоит фундамент трансатлантических отношений. Значительное охлаждение и рост непонимания между бывшими ближайшими партнерами как нельзя лучше иллюстрируют общий уровень отношений союзников по НАТО. Существовавшая прежде общая угроза в течение десятилетий сглаживала моменты конкуренции между партнерами. Теперь этот предохранитель оказался снят: у партнёров по НАТО отсутствует единое представление об угрозах безопасности. Оно разнится: разное представление об угрозах у США и Евросоюза в целом, разное оно и у Западной Европы с так называемой Центрально-Восточной Европой (Польша, Румыния, Прибалтика и т.д.), все еще живущей старыми страхами в отношении России. Это реальное отсутствие общей угрозы уже привело к торговым войнам и разборкам между союзниками по широкому ряду вопросов.
Речь идёт также о серьезном разочаровании в Соединённых Штатах как лидере западного мира. А это разочарование сегодня наблюдается во многих странах Западной Европы, включая и Германию. Внешнюю политику администрации Трампа в целом можно охарактеризовать как «идейно-выхолощенную», она скорее реактивно-ситуационная по своей сути. Этого «старая Европа» так и не смогла ему простить, поскольку именно общую систему ценностей и ряд определенных установок в европейских столицах считали на протяжении многих лет основой трансатлантической сцепки. Трамп же открыто поставил прямую выгоду Соединённых Штатов выше идеологии, даже не пытаясь закамуфлировать эту откровенную картину какими-нибудь риторическими завитушками. Вашингтон в отношениях с союзниками исходит теперь из того, насколько те готовы и способны «обслуживать» национальные интересы США, чтобы последние согласились обеспечивать их безопасность. Для той же Германии главная проблема такого расклада заключается в том, что страна вынуждена теперь будет выступать на европейской арене и за себя, и «за того парня». Между тем такой рост активности страны в сфере безопасности неизбежно возродит к жизни старые европейские химеры о национальных амбициях Германии, которые уже не раз приводили континент к катастрофе.
Акции США в Западной Европе упали до минимума
Трамп вовсе не был основоположником подобной политики, к изоляционизму США шли давно. И само избрание Трампа на должность президента стало ответом на запросы и чаяния «глубинной Америки», которой надоело воевать в Ираке или в Афганистане и платить за оборону европейских союзников из своего кармана. Запрос шел снизу, но именно с именем Дональда Трампа рядовой обыватель в Европе связывает американский изоляционизм, а значит, и арктический холод в отношениях партнёров по Атлантике.
Если мы посмотрим на свежие опросы общественного мнения на тему, насколько оправданы претензии США на глобальное лидерство, в том числе и на результаты масштабного социологического опроса, проведённого международным исследовательским институтом Гэллапа в 135 странах, то увидим весьма любопытную картину. Уровень поддержки Соединённых Штатов упал в той же Германии с 48% до 30% ещё в конце президентства Барака Обамы. Это подтверждает тот факт, что проблемы между ФРГ и США не сводятся к фигуре Трампа: хотя Демократическая партия США и симпатизирующие ей европейские силы всю ответственность за разногласия союзников по НАТО возлагают исключительно на него. Проблемы с взаимным доверием начались до прихода Трампа в Белый дом. Если же взять Европу в целом, то сейчас только чуть менее трети европейцев считают, что США хорошо справляются со своей ролью лидера в мире. Показатель же негативного отношения к американскому лидерству в Европе в 2019 году составил 61%. Цифры говорят сами за себя.
Однако стоит иметь в виду, что Европа при этом вовсе не монолитна в своих предпочтениях и довольно отчетливо делится в «американском вопросе» по условной оси Восток-Запад. Так, наименьший уровень поддержки и симпатии к США демонстрируют Исландия (всего 9%), далее следуют Австрия (11%), РФ (11%), Швеция (12%) и Германия (12%). И если с недоверием к США в той же России все более или менее понятно, то низкий показатель доверия в Германии — это уже из серии «дожили». Ведь речь идёт о многолетнем ближайшем союзнике США в континентальной Европе! Более того, изначальной целью создания НАТО и было как раз желание «стреножить» Германию, сохранив американское присутствие в Европе, так что германо-американская сцепка является основополагающей для трансатлантического партнёрства. И может служить отличным индикатором состояния дел «в целом по больнице». Эти показатели в Западной Европе выглядят просто ошеломляющими. И тренд этот, похоже, долговременный: он был задан ещё при администрации Барака Обамы, а Трамп просто усугубил уже ухудшившуюся ситуацию и вывел из тени имеющиеся глубинные противоречия.
Максимальный уровень поддержки у США — в Польше
Но вот что важно: как только мы пересекаем этот водораздел Запад-Восток времен холодной войны, тут же уровень поддержки Вашингтона взлетает до 59% в Польше и до 47% в Венгрии. Та же Польша изначально шла в Евросоюз, имея за спиной мощнейшую поддержку заокеанского партнёра, что принесло ей немалые дивиденды в процессе евроинтеграции. С самого начала своего евро-атлантического пути Варшава была нацелена на то, чтобы войти в пул европейских «тяжеловесов» и обрести серьёзное влияние на процесс принятия решений в Европе, опираясь на поддержку США. Так что здесь Вашингтон может полностью рассчитывать на лояльность восточноевропейского союзника. Недаром польский президент Анджей Дуда во время своего визита в Вашингтон первым предложил передислоцировать часть выводимого с территории Германии американского воинского контингента на польскую землю. Что, несомненно, повысит акции Польши внутри НАТО.
Для России тесная связка Варшавы с Вашингтоном является важным моментом, так как в силу ряда исторических причин для Варшавы именно Москва останется главной внешнеполитической темой — вне зависимости от того, кто именно будет занимать президентские кресла и в Бельведерском дворце в Варшаве, и в Белом доме. Соответственно, оставаясь в тесной связи с Вашингтоном, Варшава будет педалировать российскую тематику и, скажем так, реанимировать российское направление даже в условиях сконцентрированности внешней политики США на противостоянии с Китаем.
Мировой кризис лидерства
Любопытно, что, по данным того же глобального опроса, 44% респондентов по всему миру оценивают возможное лидерство Германии как положительный момент. У США — 33% голосов, у Китая — 32%, у РФ — 30%. Разумеется, этот результат вовсе не говорит о том, что люди готовы реально рассматривать Германию в качестве мирового лидера. Речь идет о том, что Берлин в последние годы сильно выиграл в репутации и влиянии, прежде всего потому, что многие больше не доверяют ни одной сверхдержаве. Мировое общественное мнение демонстрирует недовольство странами, находящимися, что называется, в авангарде мирового порядка, поскольку именно они, по мнению рядового обывателя, должны нести ответственность за несправедливости этого самого порядка. Да и как этот порядок может быть справедлив, если его маркерами являются ожесточенные торговые конфликты, разрушающиеся режимы соглашений, гибридные и открытые войны? Западный мир отчетливо демонстрирует кризис лидерства, связанный с неготовностью Соединённых Штатов выполнять привычные функции мирового лидера. И мировая пандемия коронавируса лишь подчеркнула эту неготовность.
Очевидно, что на фоне утративших былую крепость старых связей, еще совсем недавно казавшихся незыблемыми, Вашингтон сейчас лихорадочно пытается заручиться поддержкой новых возможных союзников, пусть даже ситуационных. Так, совсем недавно госсекретарь США Помпео забрасывал удочку на предмет того, что Америка и Россия могли бы совместно работать над крупными стратегическими вызовами. И мир бы, по его словам, только выиграл от такого партнёрства, став «намного безопаснее». Таким образом, Вашингтон явно рассчитывает приобрести в лице Москвы если не временного союзника, то хотя бы безучастного наблюдателя в его схватке с Пекином.
А последние новости вообще рождают легкое ощущение того, что мир потихоньку сходит с ума, так много делается неожиданных заявлений и поступков. Так, администрация Белого дома вдруг сигнализировала о готовности Трампа встретиться с российским президентом до ноябрьских выборов в США с тем, чтобы подписать некие соглашения, которые сделали бы возможным продление действия Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). Напомним: срок действия этого договора скоро истекает, и его дальнейшая судьба буквально висит на волоске. До этого момента Вашингтон крайне сдержано реагировал на все призывы Москвы продлить действие договора. Причиной такой реакции в экспертных кругах считается стремление США расширить круг участников договора за счет Китая, несмотря на то, что Пекин уже категорически отказался от возможности подписания подобного соглашения.
Конечно, эта неожиданная инициатива Белого дома рассчитана, безусловно, прежде всего на то, чтобы показать, что Трамп «еще в седле». Между тем, само сохранение договора стало бы серьезным шагом, с учётом нынешнего объёма взаимных разногласий сторон. Поскольку наиболее негативным последствием завершения действия СНВ-III станет то, что в отсутствие предоставляемой сторонами в соответствии с договором подробнейшей информации о ядерном потенциале своё военное планирование и США и РФ будут строить уже с учетом наиболее пессимистичного прогноза собственных военных аналитиков. Что может подтолкнуть мир к новой гонке ядерных вооружений. И окончательно похоронит надежды на то, что будут сделаны хоть какие-то шаги к снижению напряженности.