Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Evrensel (Турция): есть ли у Евросоюза средиземноморский план?

© РИА Новости Алексей Никольский / Перейти в фотобанкФедеральный канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон
Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Меркель стала первым с 1985 года канцлером Германии, посетившим летнюю резиденцию президента Франции. Она приехала к Макрону в Брегансон, где французский лидер проводит отпуск, чтобы обсудить события в Восточном Средиземноморье. Почему, по мнению автора, Берлин затягивает решение конфликта, тогда как Париж усиливает там военное присутствие?

Судя по тому, что пишется и говорится, кажется, у ЕС есть средиземноморский план. На внеочередном виртуальном саммите ЕС, состоявшемся всего два дня назад, наряду с главной темой — Белоруссией также подробно обсуждались события в Средиземном море. По итогам саммита было в очередной раз сказано, что ЕС в целом выступает на стороне своих членов — Греции и Кипра.

Но, несмотря на это, следует отметить, что эти заявления были сделаны не в таком резком тоне, как хотелось бы Греции и Кипру. Поэтому при более глубоком рассмотрении можно увидеть, что среди стран-членов ЕС существуют разные представления относительно использования природного газа Восточного Средиземноморья, что делает их планы и политику, которая проводится и будет проводиться, еще более неопределенными.

Прежде всего разными подходами обладают Германия и Франция, которые борются за лидерство в ЕС. Президент Франции Эммануэль Макрон, который при каждой возможности призывает к выработке единой внешней политики в ЕС и в этой связи яростно отстаивает идею создания европейской армии, отправил на Кипр два корабля, один транспортный самолет, не сообщив об этом Германии — своему ближайшему союзнику, как считается. Пока Берлин обошелся реакцией: «Принято к сведению». В начале этого года Франция без ведома ЕС отправила на Кипр свой боевой корабль «Шарль де Голль». Более того, Франция, подписав с Кипром «в частном порядке» соглашение в сфере безопасности, усилила свои позиции в Средиземном море по сравнению с Германией.

Судя по предпринимаемым ходам, Франция, кажется, идет на шаг впереди и не воздерживается от нагнетания напряженности с Турцией. Такую же жесткую позицию Макрон демонстрирует и в Ливии.

С другой стороны, Германия в целом выступает страной, которая пытается снизить напряжение в регионе. Ранее благодаря вмешательству канцлера Ангелы Меркель была предотвращена напряженность между турецкими и греческими военными кораблями. Но поскольку это не решило проблему, на прошлой неделе напряжение снова возросло. На этот раз Эрдоган позвонил Меркель и потребовал выполнения данных обещаний.

Разная политика Германии и Франции в Средиземноморье на основе разных подходов к Турции, конечно, объясняется определенными причинами.

Одна из важнейших причин — торговые и политические отношения Германии с Турцией. Германия, у которой из всех стран ЕС самые обширные экономические, военные и политические связи с Турцией, разумеется, заинтересована в деэскалации напряженности и урегулировании проблемы путем диалога. Сбалансированные отношения с обеими странами — Турцией и Грецией — также в интересах немецкого капитала. Вместе с тем следует отметить, что обе страны, которые сегодня противостоят друг другу, являются ведущими покупателями немецкого оружия. И если стороны на фоне эскалации напряженности начнут активно вооружаться, Германия тоже выиграет от этого. «Контролируемая напряженность» отвечает интересам и правительств Греции и Турции. Вражда, много лет зудевшая между трудящимися двух стран, теперь снова разжигается и превращается в «политическую ренту» с обеих сторон.

Поскольку у других стран-членов ЕС, прежде всего Франции, более ограниченные отношения с Турцией, нежели у Германии, они могут вести себя радикальнее и открыто поддерживать Грецию.

Еще одна причина, по которой Германия занимает более компромиссную позицию в отношении Турции в ЕС, заключается в планах относительно использования природного газа Средиземноморья. Соглашение, подписанное 2 января 2020 года между Египтом, Израилем, Кипром и Грецией, предусматривает прежде всего удовлетворение газовых потребностей Южной Европы. В этой связи проектируемый трубопровод планируется протянуть сначала до Италии, а затем до Франции.

Германия же с помощью трубопроводов «Северный поток — 1» и «Северный поток — 2», протягивающихся из России, рассчитывает как обеспечить природным газом себя, так и стать «газовозом» ЕС. Поэтому для Германии природный газ Восточного Средиземноморья — всего лишь «запасной вариант» для избавления зависимости от России. Более того, в будущем газ Восточного Средиземноморья может стать конкурентом природному газу, который будет поставляться из России через Германию. В этой связи в интересах Германии — чтобы процесс по возможности затягивался.

Все это показывает, что в будущем различия или даже противоречия в политике стран-членов ЕС в отношении Турции, Греции и Кипра еще больше выйдут наружу. Похожая ситуация характерна и для НАТО. Хотя накануне генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг призвал стороны к диалогу, если Турция и Греция-Кипр не придут к согласию, противоречия и споры будут только разрастаться.

Меркель тоже осознает проблемы, которые возникнут, если между Турцией и Грецией-Кипром не будет достигнуто согласие. Поэтому вчера, 20 августа, Меркель приехала к Макрону в Брегансон на берегу Средиземного моря, где французский лидер проводит отпуск, чтобы обсудить главным образом события в Средиземноморье, и стала первым с 1985 года канцлером Германии, посетившим летнюю резиденцию президента Франции.

Это в то же время показывает, насколько важной и срочной является необходимость настроить сторонами "пение в унисон" по происходящим событиям. Достижение согласия на линии Берлин — Париж также зависит от шагов, которые будут предприниматься Турцией, Грецией и Кипром. Если страны региона будут действовать на основе уважения прав друг друга, это может снизить напряженность. И судя по всему, это самое правильное…

Очевидно, самый верный путь — справедливое распределение природного газа региона прежде всего между странами региона и обеспечение благополучия людей за счет этого богатства. Поэтому, богатые природные ресурсы должны обогатить в первую очередь народы региона, а не удаленные страны…