Вы, наверное, видели сериал «Викинги» про северных воителей — статных, сильных и светловолосых.
Или фильмы про бога войны Тора, который в «Мстителях» в роли супергероя надирает задницу злодеям: он тоже весь в рыжих кудрях.
Это пример того, как укоренившийся миф о викингах — светловолосых сверхлюдях — дожил до наших дней. Однако новое исследование Копенгагенского университета развенчивает этот стереотип как далекий от истины.
Оказывается, у викингов было гораздо больше генов из Южной и Восточной Европы, чем ранее предполагали исследователи. Это означает, что среди викингов темноволосых было даже больше, чем блондинов или русых.
Каспера Андерсена (Kasper Andersen) это открытие не удивляет. Он — историк музея Моэсгорд в Орхусе и специалист по этнической принадлежности и идентичности викингов.
«Многие мифы о викингах появились в XIX веке, когда зародился национализм, и мы осознали себя датчанами. Светлые волосы хорошо вписались в этот образ. Но по историческим источникам мы не можем судить о цвете волос викингов наверняка», — говорит он.
Далеко не чистокровные скандинавы
Главную роль в исследовании происхождения и наружности викингов сыграли датский профессор Копенгагенского университета Эске Виллерслев (Eske Willerslev) и его команда.
Исследователи получили образцы костей эпохи викингов из разных стран. В общей сложности они изучили 442 скелета из 12 стран, извлекли ДНК и провели генетическое картирование.
По ДНК исследователи заключили, что у викингов на самом деле довольно много общих генов с южными и восточными европейцами.
«Генетически викинги не были чистокровными скандинавами. С конца железного века и до эпохи викингов наблюдается большой приток ДНК из Южной Европы и Азии. Это означает, что лишь немногие из них были светловолосыми», — объясняет Эске Виллерслев.
Когда жили викинги?
Эпоха викингов началась в 793 году, когда они напали на аббатство Линдисфарн на севере Англии и разграбили его. В последующие три века викинги превратили жизнь Европы в сущий кошмар, но к середине XI века нападения постепенно сошли на нет, и эпоха викингов закончилась.
Есть несколько объяснений, почему викинги внезапно стали фактором силы в Европе. Одно из них — корабли. На своих быстроходных ладьях они пересекли Северное море и Атлантический океан, научившись ходить в открытых водах.
Другое объяснение — рост спроса на товары из Северной Европы, особенно на пушнину и мех. Пошла оживленная торговля, и благодаря потоку товаров был основан целый город — Рибе.
И последнее, но не менее важное: к югу от Дании не было силы, которая могла бы остановить викингов. Поэтому они были вольны двигаться дальше в Европу — грабить, завоевывать и основывать новые поселения.
Общественный запрос на миф
То, что мифы о викингах зародились в Дании XIX века, ничуть не удивительно, считает Каспер Андерсен.
Первые две трети века были для королевства крайне неудачными.
Во время наполеоновских войн мы поддержали проигравшую сторону — французов. В 1807 году британцы обстреляли Копенгаген и уничтожили наш флот.
В 1814 году мы потеряли Норвегию, казна опустела, и мы обанкротились.
А в 1864 году мы отдали немцам Шлезвиг, Гольштейн и значительную часть Южной Ютландии.
Дания превратилась в маленькую страну, и национальное самолюбие было глубоко уязвлено. Поэтому нам хотелось заглянуть в историю — во времена, которыми мы могли бы гордиться.
Тут на сцену и вышла эпоха викингов.
Рассказы о рослых и сильных светловолосых викингах, на своих ладьях завоевавших весь мир, стали популярными как неповторимо скандинавские.
Викингами интересовались поэт-романтик Адам Эленшлегер (Adam Oehlenschläger, автор слов гимна Дании) и ученый Якоб Асмуссен Ворсо (Jacob Asmussen Worsaae, археолог, член Петербургской академии наук) — он и изобрел термин «эпоха викингов».
Человек, придумавший «эпоху викингов»
Термин «эпоха викингов» впервые употребил в 1873 году археолог и историк Якоб Асмуссен Ворсо (1821-1885).
Ворсо быстро поднялся на самую вершину мировой археологии. Уже в 23 года он опроверг гипотезу одного из ведущих ученых того времени, который считал загадочные отметины в шведской скале рунами. Оказалось, что это царапины естественного происхождения.
В возрасте 26 лет он стал инспектором по датским памятникам. А потом дослужился до звания профессора и стал директором Хронологической коллекции датских королей в замке Русенборг, где хранятся сокровища короны.
За свою жизнь он развенчал немало мифов, зато наплодил несколько новых. Например, о викингах. Вдохновившись Эленшлегером и Грундтвигом (Николай Фредерик Северин Грундтвиг — священник, писатель, философ и просветитель, инициатор «народных университетов»), он увидел в викингах носителей скандинавского и сугубо датского народного духа, которому уже более тысячи лет.
«Эпоха викингов» существует
С тех самых пор, как Ворсо ввел в обиход термин «эпоха викингов», историки и археологи горячо спорят, заслуживает ли этот период особого названия или нет.
Некоторые считают, что эпоха викингов — просто конец датского железного века, ведь этот период не принес с собой ни новых технологий, ни смены общественного строя. Эске Виллерслев убежден, что новые результаты помогут прекратить эту дискуссию раз и навсегда.
«В ходе исследования мы установили, что эпоха викингов была уникальной. Они путешествовали гораздо дальше, обладали массой южноевропейских генов и вели более обширный культурный обмен с внешним миром, чем крестьянские сообщества», — говорит Виллерслев.
Каспер Андерсен согласен: «Эпоха викингов была для Скандинавии переходным этапом. Это уникальный период, когда мы отличались от остальной Европы во многих отношениях, особенно в том, что касается мореплавания», — говорит он.
В Норвегии и Швеции викингов почти не было
Еще одна широко распространенное заблуждение гласит, что викинги были единым скандинавским народом, который обитал в Дании, Норвегии и Швеции, и что в свои набеги они пускались все вместе.
Но новые результаты показывают, что датчане, шведы и норвежцы в то время практически не контактировали.
«Внутри Скандинавия почти не сообщалась. Мы даже плавали в разные стороны. Датчане — в основном в Англию, шведы — в Прибалтику, а норвежцы — в Исландию и Гренландию», — говорит Эске Виллерслев.
Новое исследование показывает, что оплотом культуры викингов была Дания. В Норвегии и Швеции викингов было гораздо меньше, чем принято считать.
«У викингов было три, если так можно сказать, штаб-квартиры: Дания, остров Эланд и Аландские острова. Остальная часть Скандинавии была в то время глухой периферией. Жили там преимущественно крестьяне, мало чем отличавшиеся от земледельцев железного века».
«Норвежцы, небось, не обрадуются. Но это так», — утверждает Виллерслев.
У крестьян другие гены
В ходе исследований Эске Виллерслев и его коллеги изучили как скелеты викингов, так и скелеты крестьян из норвежской и шведской глубинки.
Судя по ДНК, гены крестьян практически не изменились со времен каменного века.
«Жители норвежских и шведских лесов почти не контактировали с остальной Европой несколько тысяч лет. Так что, отправившись из прибрежных городов, где жили викинги, вглубь Швеции и Норвегии, вы бы попали в совершенно другой мир», — говорит Эске Виллерслев.
Так что отнюдь не все скандинавы были викингами.
Светлые волосы — идеал красоты
Но если викинги не были ни высокими, ни светловолосыми, то почему же сегодняшние датчане такие?
По словам Эске Виллерслева, это может быть связано с тем, что светлые волосы в то время считались идеалом красоты, хотя нормой, судя по всему, были русые или темные.
«Наверное, люди предпочитали светловолосых. Можно сказать, это был половой отбор. Никакого практического объяснения этому нет», — говорит он.
И продолжает: «Ведь викинги не некий скандинавский этнос. Это культура, куда можно было перейти — как сегодня, например, в христианство или ислам».
В одном из исследованных скелетов не обнаружилось вообще никаких скандинавских генов. «Вероятно, тот человек просто считал себя викингом по духу», — объясняет Эске Виллерслев.
«Быть викингом — значит принадлежать к определенной культуре вместе с самыми разными людьми. Происхождение не имело принципиального значения».
Это прекрасно сочетается с тем, что мы знаем из письменных источников.
«Есть множество примеров, когда в грабежах викингов участвовали люди из других частей Северной Европы — например, англосаксы и франки. Слово „викинг" означало не столько „скандинав", сколько „морской воин" или „пират"», — заключает Каспер Андерсен.