2 сентября — День партизанской славы… Вместе с французами и итальянцами, хорватами и сербами украинцы били общего врага — немецких нацистов.
«Французы и украинцы — братья…»
Летом 1942 года киевлянина Петра Лысака — за попытку связаться с городским подпольем — арестовало гестапо. Сначала его отправили в Сырецкий концлагерь, затем отправили в Германию, а оттуда — в один из концлагерей Франции. Вырвавшись на свободу, он стал бойцом партизанского отряда, действовавшего в департаменте Па-де-Кале.
Подобным образом оказался на родине Дюма и Владимир Якимчук. Он тоже, осуществив побег, партизанил. Незадолго до победы погиб и похоронен в одном из сел этой страны.
Мирослав Небелюк — автор книги «Під чужими прапорами», изданной в начале 50-х годов в Париже, утверждает, что «с началом Второй мировой тысячи французских украинцев оказались в рядах Сопротивления и бок о бок с французами били общего врага». На первый взгляд может показаться, что автор несколько преувеличивает количество партизанивших выходцев из Украины. Ведь, во-первых, на территории Франции было не так уж много концлагерей, где находились советские граждане. А во-вторых, оттуда не убегали тысячами. Но дело в том, что накануне войны здесь проживало более 40 тысяч этнических украинцев, среди которых было немало бывших воинов Армии Украинской Народной Республики, вынужденных — после оккупации большевистской Россией своей земли — оставить ее. После нападения Германии на Францию?? украинцы, которые объединялись вокруг Украинского Народного Союза, отправились с оружием в руках защищать французскую землю. Только через канцелярию УНС в Париже заявили о своем желании воевать 7 тысяч украинцев, призвав «бить врага во Франции, мстить за свою родину, за кровь братьев и сестер, за весь народ…»
Одним из лидеров этих украинцев стал Йосип Клищ: в одном из так называемых трудовых лагерей, где работали земляки-узники, ему удалось создать подпольную группу, которая впоследствии организовала восстание: несколько десятков вчерашних рабов со временем создали несколько партизанских отрядов. В феврале 1944 года в почти 50 шахтах, где большинство работающих узников составляли украинцы, они начали организовывать диверсии, из-за чего добыча угля значительно снизилась. Подпольные лагерные комитеты часто организовывали массовые побеги наших соотечественников во французские партизанские отряды. Только из лагеря Бомон летом 1944 года бежало более 100 заключенных, в основном украинцев. Летом 1944 года в Центральной и Юго-Западной Франции действовали небольшие, но многочисленные партизанские группы. Диверсионная группа под командованием В. Алексеенко — одна из них. Ее партизаны совместно с французскими борцами Сопротивления освобождали города Периге, Брив, Ангулем, Бордо и Лимож.
Зимой 1944 года немцы сформировали из числа украинцев Украинский курень им. Ивана Богуна, который насчитывал более 800 человек. После того, как они прошли обучение, курень передислоцировали во Францию. В ночь с 27 на 28 августа 1944 года партизаны перебили немецких офицеров и под руководством старшин Федорова, Билыка, Войчука, Аврама, Марчика перешли на сторону французских партизан. Возглавил их французский капитан Леклерк. Наши парни участвовали в освобождении многих населенных пунктов.
«Искупим, ребята, свою вину — сделаем так, чтобы наши дети не считали нас предателями, — сказал во время небольшого совещания Федор Мелешко — один из инициаторов перехода на сторону французских маки. — Украинцы и французы братья в войне против общего врага».
Французы уважали украинцев и после окончания войны не выдали их сталинским сатрапам, причислив — с их согласия — к Иностранному легиону. А вот остальные разошлись, кто куда мог, и следы их затерялись. Правда, небольшая часть, обманутая советской пропагандой, вернулась в СССР и сразу же оказалась в советских концлагерях.
«Украинцы — храбрые ребята…»
Помимо Франции активно действовали партизаны и в Италии. Летом 1944-го они — в составе гарибальдийских отрядов — вели активные боевые действия во многих районах этой страны. И не только с армией Муссолини, но и частями СС, принимая активное участие в освобождении многих населенных пунктов. Многочисленным было подразделение, где должность заместителя командира занимал кировоградец Черноус.
В провинциях Реджо-дель-Эмилия и Модена прославился взвод диверсантов-минеров «Кане адзурры», который состоял в основном из украинцев. Особым мужеством отличался тоже уроженец Кировоградщины Михаил Семиряжко. На севере действовал отряд «капитана Даниила», возглавляемый лейтенантом Авдеевым. Известно, что в нем воевали командир роты Мельничук с Подолья, партизаны Петрусенко, Юрченко с Киевщины.
«Украинцы — храбрые ребята, у них добрые сердца и твердая рука. Находясь здесь, в Италии, власть которой поддержала Гитлера, солдаты которой тоже оккупировали их родную Украину, они не жалели своих жизней за свободу нашей страны. Не хватает слов, чтобы описать дела украинцев, с которыми мы, итальянцы, били нашего общего врага. Сколько бы мы ни жили, мы должны помнить этих солдат, для которых итальянская земля стала последним прибежищем».
Так писали по окончании Второй мировой войны итальянские газеты об украинцах, которые вместе с итальянцами воевали с нацистами. Сегодня россияне всячески мифологизируют и фальсифицируют участие бывших советских граждан в движении Сопротивления на территории западных стран. Они, в частности, всех их называют «русскими людьми». Замечу, что в те времена СССР действительно воспринимали как Россию и все его граждане там считались русскими. Например, одно из многочисленных партизанских соединений называлось «русским». Командовал им действительно русский по происхождению В. Переладов, но заместителем у него был кировоградец М. Черноус, а большинство этого отряда состояло именно из украинцев. В июне 1944-го он участвовал в освобождении населенных пунктов Монтефиорино Вилла Миноццо, Черетолло, Тоска, Червалоло, Палагано. И если верить опять же той итальянской прессе, «итальянцы охотно пили вино с нежданно и негаданно пришедшими украинцами».
Александр Накорчемний в качестве летчика бомбардировщика воевал на Южном фронте. Осенью 1942 года его самолет был подбит, а сам он оказался в немецком концлагере, который располагался в итальянской провинции Мантуя. В декабре 1943 года бежал. Оказавшись со временем в партизанском отряде гарибальдийцев, мужественно воевал против немецких оккупантов. Погиб в декабре 1944 года во время штурма вражеской крепости н. Гонзага.
В мае 1942 года попал в плен и Анатолий Романенко — старший военный фельдшер артиллерийского дивизиона 967-го артиллерийского полка. Побывал в нескольких нацистских пересыльных и стационарных лагерях, откуда совершил несколько побегов. В конце концов оказался в молодежной ударной бригаде Национальной Освободительной Армии Югославии им. Ежи Влаговича. В боях, как вспоминали его собратья, отличался исключительным мужеством. После войны закончил мединститут и заведовал хирургическим отделением Хорольской районной больницы.
Перечень фактов, свидетельствующих об участии украинцев в партизанской войне на территории других стран, можно продолжить: не имея собственного государства, украинцы, оказавшись на чужой земле, воевали под чужими флагами, приближая победу над гитлеровской Германией.
«Участие украинцев в партизанской войне против нацистской Германии — это отдельные страницы Второй мировой войны»
Александр Билоус, заведующий отделом истории движения Сопротивления Национального музея истории Украины во Второй мировой войне:
— К сожалению, и сегодня не известно, сколько украинцев воевало в партизанских отрядах других стран: в разных источниках называются разные цифры. Но историки, исследующие эту тему, считают, что счет идет на тысячи. В партизанские отряды других стран они попадали разными путями. Но больше всего их было из числа военнопленных и насильственно вывезенных на принудительные работы. Ведь количество военнослужащих Красной армии, оказавшихся в руках нацистов, измерялось 5-6 миллионами человек. Львиную долю их составляли именно украинцы, уступая по количественным показателям только русским.
Учитывая этот факт, напрашивается вывод: и среди беглецов из концлагерей украинцы тоже составляли большинство. Аналогичная ситуация была и с насильно вывезенными на принудительные работы в Германию и другие страны. Эти люди тоже не мирились с положением рабов в поисках хотя бы какой-то возможности вырваться из неволи и бороться с гитлеровцами.
Участие украинцев в партизанской войне против нацистской Германии — это отдельная страница Второй мировой войны. Несмотря на время, прошедшее со дня окончания, она, эта страница, до сих пор до конца не изучена. Так что есть работа для многих, кто интересуется историей той войны, историей украинского государства и ее лучших сынов.