Территориальная близость — один из козырей Финляндии на российском рынке. На период эпидемии коронавируса финская больница предлагает онкобольным перевозку из Санкт-Петербурга в Хельсинки.
Когда Соня Волчек думала, где ей рожать первенца, о больницах родного Санкт-Петербурга не было и речи.
У ее матери был негативный опыт родов в петербургской больнице. И хотя этой истории уже больше 20 лет, Соня Волчек не хотела прибегать к услугам отечественной медицины.
Роды за границей стали распространенным явлением в окружении девушки. Многие знакомые отправлялись в США, потому что рожденный там ребенок автоматически получает американское гражданство.
«Во взрослом возрасте получить гражданство США тяжелее, порой даже невозможно, так что это относительно выгодный способ обеспечить ребенку хорошее будущее», — объясняет 24-летняя Волчек в интервью по электронной почте.
Америка казалась привлекательным вариантом, но там пришлось бы застрять на несколько меcяцев, а муж Волчек не мог уехать на такое долгое время из-за работы. Супруги думали о родах в Израиле, потому что у них есть израильское гражданство.
В итоге они выбрали соседнюю Финляндию. Мать Волчек родила второго ребенка в городе Расеборг в 2002 году и осталась очень довольна.
Соня Волчек связалась с университетской больницей Хельсинки Hyksin (частной клиникой больничного округа Хельсинки и губернии Уусимаа (HUS) и решила рожать в городе Хювинкяя.
По степени удаленности для жителя Петербурга клиника в Хювинкяя сравнима с близлежащей городской больницей. В Финляндию нужно приехать незадолго до родов, добраться можно поездом или на своей машине, и никаких долгих авиаперелетов с малышом.
Соня Волчек родила в Хювинкяя обоих своих детей — старшую дочку Яэль в 2018 году и малыша Джонатана в феврале 2020 года, прямо перед началом эпидемии коронавируса.
Россияне уже давно привыкли пользоваться зарубежными медицинскими услугами: доверия к плохо финансируемому и авторитарному отечественному здравоохранению мало. Финляндия активно пытается выйти на рынок международного медицинского туризма, который сейчас особенно развит в Германии, Израиле и США.
Весной 2019 года Hyksin и клиника женского здоровья Klinikka Helena открыли в Доме Финляндии в Санкт-Петербурге офис для привлечения в Финляндию российских пациентов.
В офисе работает петербургский врач, который рассказывает российским клиентам о возможностях финской медицины и осматривает россиян, получавших лечение в Финляндии. Позже Hyksin закрыл представительство в Доме Финляндии и сменил название на Orton в связи со слиянием компаний.
В Финляндию также хотят привлечь российских рожениц, которые не только принесли бы стране деньги, но и позволили бы сохранить родильные отделения в муниципальных больницах — например, в Центральной больнице Южной Карелии.
Пиа Койву (Pia Koivu), директор компании Orton по маркетингу, говорит, что спрос на услуги родильного отделения в начале года заметно увеличился: еще до эпидемии коронавируса планировалось проведение семи родов — а раньше за весь год проводилось всего около 15 родов.
Из-за коронавируса поездки россиян в Финляндию за услугами здравоохранения прекратились. В марте границы закрылись, Россия ограничила перемещение своих граждан.
Медицинский туризм начал постепенно возобновляться летом, когда Россия разрешила своим гражданам покидать страну для поездок по медицинским причинам.
За время эпидемии коронавируса из Санкт-Петербурга в Финляндию приезжали в основном пациенты с онкологией. Хельсинкская частная онкологическая больница Docrates организовала на время пандемии перевозку петербургских пациентов в Финляндию, поскольку движение пассажирского транспорта через границу было приостановлено.
Несмотря на ослабление ограничений, в Финляндию едет гораздо меньше пациентов, чем до пандемии.
В наиболее успешные периоды Docrates получает 10-20% прибыли благодаря работе с российскими клиентами, в 2019 году этот показатель составлял 9%. Как говорит Вероника Кувшинова, менеджер по работе с иностранными партнерами онкологической клиники Docrates, сейчас число пациентов сократилось до нескольких десятков человек в месяц.
В клинику женского здоровья Klinikka Helena в год приезжают около 300 клиентов из России — в том числе для проведения процедур, связанных с онкологией и пластической хирургией. За период с июня по октябрь в клинику приехали всего около 20 российских пациентов, рассказывает руководитель клиники Хелена Пуонти (Helena Puonti).
«Из-за ограничений, связанных с коронавирусом, клиентов стало значительно меньше. К нам поступает много запросов, но клиенты нередко откладывают процедуры, если нет срочности», — говорит Пуонти по телефону из Савонлинны.
Российским пациентам необходимо предоставить негативный результат теста на коронавирус, а также провести некоторое время на карантине. Роженицы, заключающие договор с Orton, могут сократить свое время пребывания на карантине, если сделают новый тест через 72 часа после прибытия в Финляндию.
Klinikka Helena и Orton занимаются привлечением российских клиентов с 2010 года. Пуонти находит в пандемии и хорошие стороны.
«Если мы справимся со вторым этапом коронавируса, то получим дополнительную рекламу, подтвердим, что в Финляндии хорошая медицина», — говорит она.
Поездки в Финляндию должны быть разрешены и российским роженицам, ведь роды относят в российских ограничениях на передвижение к «болезням».
По словам Койву, за время пандемии контракт удалось заключить только с одной роженицей из Санкт-Петербурга, но ее приезд уже поставлен под вопрос.
Сильное падение курса рубля снизило количество обращений к зарубежным услугам здравоохранения, хотя россияне, пользующиеся финской медициной, обычно богатые люди, говорит врач Ольга Коновалова, работающая в Доме Финляндии в Санкт-Петербурге.
Роды в Финляндии обходятся примерно в восемь тысяч евро. К тому же, возможно, придется оплатить переводческие услуги и проживание в Финляндии.
С другой стороны, когда речь касается здоровья, деньги занимают, в том числе и у родственников.
«В России пациенты надеются только на удачу: можно попасть как к очень хорошему, так и к очень плохому врачу. Уровень врача сложно оценить заранее», — считает Коновалова.
Другими услугами зарубежной медицины молодая мама Соня Волчек не пользовалась. В Санкт-Петербурге в случае необходимости она обращается к платным врачам.
Персонал больницы в Хювинкяя она называет дружелюбным и понимающим. Роды проводились на английском языке, и русская сотрудница больницы помогала с переводом некоторых медицинских терминов на русский.
«Роды оба раза прошли великолепно. На меня произвели впечатление профессионализм врачей и акушеров, а также высококлассное оборудование больницы», — отмечает Волчек.
Однако Соне Волчек не понравилось, что клиент, оплачивающий роды, не может получить дополнительные услуги сразу же, а вынужден «стоять в общей очереди» с роженицами из бесплатного отделения.