Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Advance (Хорватия): перемирие в Нагорном Карабахе — увертюра не к миру навсегда, а к возможным этническим чисткам

© РИА Новости Валерий Мельников / Перейти в фотобанкСитуация вокруг Нагорного Карабаха
Ситуация вокруг Нагорного Карабаха - ИноСМИ, 1920, 23.11.2020
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Условия перемирия в Нагорном Карабахе армянами были восприняты негативно. Если армяне останутся в Нагорном Карабахе, они могут подвергнуться этническим чисткам, уверяет автор. Для решения проблемы можно использовать сецессию — выход из состава государства какой-либо его части. Правда, России при наличии договора это не понравится.

Армения и Азербайджан заключили перемирие, которым положили конец войне в Нагорном Карабахе (Арцахе) при содействии России. Договор стал капитуляцией Армении и предусматривает разделение спорных территорий на условиях победившей азербайджанской стороны. Это дипломатический успех России, которая заставила обе стороны конфликта прекратить воевать и согласиться на мирный план. В конце сентября Азербайджан начал наступление в Нагорном Карабахе, спорном регионе подконтрольном Армении, оккупировав около 30% его территории. Девятого ноября азербайджанские войска взяли стратегически расположенный город Шушу, тем самым открыв себе путь вглубь региона. Загнанная в оборону Армения, рискующая полностью утратить контроль над Нагорным Карабахом, была вынуждена согласиться на перемирие в ходе трехсторонних дипломатических переговоров с Азербайджаном и Россией в тот же день. Из-за этого в Армении начались беспорядки, протесты против премьера Никола Пашиняна, и председателя парламента чуть было не линчевали в Ереване.

Согласно договору, Азербайджан оставит за собой южную часть Нагорного Карабаха, оккупированную во время наступления. Кроме того, он вернет себе так называемый пояс безопасности — семь азербайджанских районов, которые армяне захватили во время войны 1992 — 1994 года, и получит наземный коридор, который свяжет Азербайджан с Нахичеванью. Армения сохранит контроль над почти 25% территории Нагорного Карабаха и Лачинского коридора, связывающего этот регион с Арменией. Однако вопрос о статусе этих территорий придется решать в будущем в соответствии с принципом территориальной целостности Азербайджана, вероятно, не принимая во внимание принцип самоопределения армян в Нагорном Карабахе. Реализацию договора обеспечивают российские войска, которые начали рассредоточиваться в спорном регионе вскоре после подписания договора. Российские силы останутся там на пять лет, но, возможно, миссия будет продлеваться каждый раз еще на 5 лет. Кроме того, будет создан центр по наблюдению за прекращением огня.

Договор — это капитуляция Армении, хотя он и позволил стране сохранить контроль над частью Нагорного Карабаха. По всей видимости, если бы азербайджанское наступление продолжилось, даже это было бы невозможно. Армянская общественность, однако, отвергает условия примирения. После его заключения начались демонстрации и насилие в столице Армении Ереване. Перемирие привело к тому, что партия премьера Никола Пашиняна, вероятно, лишится власти, и политическая ситуация в стране дестабилизируется. Оспаривание договора превратится в основу армянской внутренней и внешней политики, поскольку на нем не заканчивается армяно-азербайджанский конфликт, который одновременно является борьбой за контроль над регионом и его этническим обликом. Армения не сможет продолжить вооруженные операции или изменить новый статус-кво в свою пользу из-за превосходства азербайджанских вооруженных сил и присутствия российских миротворцев. Но для властей в Ереване может быть только один вариант — продолжать бороться с оружием в руках. Этот вариант поддерживает и народ, и Армянская апостольская церковь. Если Пашиняна завтра свергнет революционно настроенная толпа или воинственная оппозиция, которая считает договор предательством, прекращение огня окажется под вопросом. Однако в сложившейся ситуации возобновление боевых действий сулило бы Армении катастрофу. Российские миротворческие силы в Карабахе тогда тоже могли бы оказаться в опасности. Для Москвы это была бы совершенно неприемлемая ситуация, а ведь Россия — последний и самый эффективный защитный щит Армении, поскольку на Западе у нее пусть и красноречивые, но чисто символические партнеры (например, Франция). Поэтому нельзя допускать, чтобы популисты, обещающие возобновить войну и вернуть утраченные территории, оказались у власти.

Договор — это успех для Азербайджана, поскольку он позволяет законно присоединить часть территории Нагорного Карабаха и дает возможность в будущем взять над ним полный контроль. Благодаря коридору в Нахичевань у Азербайджана появится наземное сообщение с союзной Турцией. Благоприятные для страны условия договора укрепят авторитет правящего президента, диктатора Ильхама Алиева и правящей азербайджанской элиты. Договор ограничивает убытки, которые Азербайджан неизбежно понес бы в случае продолжения боев. Кроме того, благодаря такому исходу в стране спала социальная напряженность, которая росла из-за многолетних безуспешных попыток вернуть контроль над Нагорным Карабахом. Обстановку в Азербайджане также усугубили такие проблемы, как пандемия коронавируса и ее экономические последствия. Благодаря азербайджанской наступательной операции Турция усилила свое влияние на Кавказе, поддержав Азербайджан и укрепив союз с ним. Однако договор предусматривает участие Турции в стабилизации ситуации в Нагорном Карабахе только в качестве наблюдателя в рамках центра по прекращению огня. Договор также отсылает к решениям, которые Турция предлагала в начале 90-х. В феврале 1992 года турецкий президент Тургут Озал сделал тайное предложение азербайджанскому президенту Аязу Муталибову. Тем самым он намеревался помочь прекратить тогда еще относительно новый конфликт. План заключался в обмене территориями между Азербайджаном и Арменией. По договору вдоль азербайджанской области Лачин планировалось создать коридор, который накрепко связал бы армянский анклав Карабах с Арменией. В обмен Нахичеванская автономная республика, азербайджанский эксклав, отрезанный от остальной страны полосой армянских территорий, собирались связать с Азербайджаном коридором длиной 43 километра вдоль армянского региона Зангезур, известного и как Мегри. Область Мегри имеет геостратегическое значение для Армении из-за своего положения на иранской границе. Помимо решения проблемы Нагорного Карабаха, Озал также заботился о турецких интересах. Благодаря налаживанию сообщения между Турцией и Азербайджаном через Нахичевань планировалось связать Турцию с Каспийским морем и новыми независимыми тюркскими республиками в Средней Азии.

Нынешний договор доказывает ключевую роль России как главного посредника в конфликте вокруг Нагорного Карабаха и государства, которое в состоянии оказать давление на обе стороны. Условия перемирия дают России дополнительные инструменты для политического давления на Армению и Азербайджан, поскольку российские войска гарантируют функционирование транспортных коридоров между Арменией и Нагорным Карабахом и между Азербайджаном и Нахичеваном. Пока неясно, будет ли у Армении свободный проезд до иранской границы, однако важно, что Азербайджан ненадолго закрыл свои границы с Исламской Республикой. Этот договор — ясное доказательство двойных стандартов в мировой политике. Российское руководство, которое положило начало проблемам, перекроив границы в сталинский период, теперь снова вершат справедливость на Южном Кавказе. Именно Москва многие десятилетия проводила политику, направленную на разделение народов и территорий. Однако ей не удалось вытеснить армян из Нагорного Карабаха, хотя официально она передала регион Азербайджану, воспользовавшись своей силой. В результате началась война, которая продолжалась с 1989 по 1993 год, и в ходе нее обе стороны совершили страшнейшие военные преступления. Армяне пытались выгнать всех азербайджанцев из Нагорного Карабаха, разрушая их дома и мечети. Азербайджан проводил в Нахичеване и Нагорном Карабахе этнические чистки и культурный геноцид, разрушая прославленные армянские кресты (хачкары), церкви и монастыри. Обе стороны проводили политику этнических чисток и уничтожали исторические артефакты, которые могли напоминать о чужом господстве на этих землях. Недавно мы наблюдали преступную кампанию, которую вели Баку и Анкара, и совершенно ясно, что армяне не смогут жить спокойно под властью Баку. Для таких случаев существует концепция, которой пользовались как минимум дважды после окончания Второй мировой войны: в Косово и Восточном Тиморе. Речь о сецессии в качестве решения. Часть населения, которой грозят геноцид или этнические чистки со стороны государства, от которого она зависит, вправе потребовать реализации своего права на самоопределение как последнюю меру во имя своего выживания и безопасности. Первые, кто сейчас оказался именно в такой ситуации, это армяне в Карабахе. Правда, ввиду договора подобный опасный прецедент не понравится России, которая, однако, именно такого решения добивается на Северном Кавказе от Грузии. Если армяне останутся в Нагорном Карабахе, нет сомнений, что они подвергнутся тому, что уже случалось с ними в прошлом. Это логика всех вооруженных конфликтов по всему Кавказу.