Соединенные Штаты уже давно пытаются заблокировать строительство второй ветки морского газопровода «Северный поток — 2». Пока им это, по крайней мере временно, удавалось. Швейцарская компания Allseas Group, которая прокладывала трубопровод по морскому дну, вышла из проекта из-за американских санкций. Заменить ее корабли трудно.
Американцы давно стараются помешать завершению строящегося газопровода «Северный поток — 2». За рассуждениями об опасности проекта скрываются экономические интересы американских добытчиков газа, которые могли бы поставлять его из США в Европу в виде СПГ. Однако этот газ не может конкурировать с российскими поставками по стоимости. Кроме того, американский газ добывается методом фрекинга, который негативно воздействует на окружающую среду. В ЕС этот метод запрещен. Например, Германия заявила, что в ЕС рады американскому газу, но он должен быть конкурентоспособным. Дорогой газ в условиях ожидаемого роста потребления газа в странах Европейского Союза, обусловленного экологическими целями, может сделать ЕС неконкурентоспособным.
В ходе предвыборной кампании президент Трамп заявил, что украинская транзитная система принадлежит (или якобы принадлежит) брату президента Байдена. Поэтому попытки США помешать завершению «Северного потока — 2», будут продолжаться. Из-за американских санкций проект уже покинула важнейшая компания Allseas Group. Именно ее корабли укладывали трубы на дне моря на отрезке более чем 1200 километров, которые отделяют российскую Усть-Лугу от немецкого Грайфсвальда. Предполагалось, что российский газовый гигант Газпром не сможет закончить проект без необходимых технологий. Однако выход был найден.
Российский корабль «Академик Черский» также приспособлен для укладки труб по дну моря, и он уже приплыл в Балтийское море. У него одна задача — продолжать строительство «Северного потока — 2». Сначала завершение проекта откладывалось из-за того, что Дания тянула с разрешением (вопрос уже решился), а потом из-за недостатка персонала. При этом, по оценке «Блумберга», для завершения нужно проложить еще шесть процентов трассы как раз в датских водах недалеко от острова Борнхольм. Завершение «Северного потока — 2» теперь зависит, прежде всего, от решения Германии и акционеров газопровода.
Акционеры, стоящие за строительством газопровода, уверены, что русские найдут возможность завершить проект стоимостью более семи миллиардов евро. «Думаю, они найдут выход», — сказал глава австрийской нефтяной компании OMV Райнер Зеле, не убоявшийся американских санкций. Помимо его компании и Газпрома, в консорциум, координирующий строительство, входят нидерландская компания Royal Dutch Shell, немецкие Uniper и Wintershall и французская Engie.
Строительство второй ветки газопровода «Северный поток — 2» вызывало споры с самого начала, и на то есть сразу несколько причин. Во-первых, этот проект якобы усиливает зависимость от российского газа. Хотя это неправда, так как «Северный поток — 2» должен заменить часть транзитного трубопровода через Украину и Польшу. Украинская транзитная система устарела, и потери при транспортировке достигают нескольких миллиардов кубометров в год. Интересно, что эти утечки никого не беспокоят, не так ли? Трасса «Северного потока — 2» короче украинской, а значит, расходы и потери будут меньше.
Проблема в том, что «Северный поток — 2» может частично вытеснить с рынков конкуренцию. Речь идет, прежде всего, о транзитных сборах, которые собирали Украина и Польша. Именно эти государства при запуске газопровода потеряют доход от транзита газа с востока на запад. Интересно, что Польша по политическим причинам не хочет потреблять российский газ, а вот его транзит на запад Польшу не смущает. Но разве тем самым она не усугубляет зависимость других стран от России? Может, Польше стоило бы протестовать против транзита российского газа через свою территорию?
Также странно, что Польша хочет наказать Газпром санкциями за то, что он прекратит транзит российского газа через Польшу и лишит ее дохода в размере 150 миллиардов долларов. Тогда было бы логично, если бы Чехия предъявила Польше претензии ввиду того, что из-за блокирования достройки «Северного потока — 2» Чешская Республика потеряет доход от транзита газа по «Северному потоку — 2» и далее через Чехию. Речь идет приблизительно о двухстах миллиардах крон, поскольку у ЧР больше транзитных мощностей. Но в Чехии, в отличие от Польши, такое и в голову никому не приходит. Отстаивать интересы государства в ЧР не привыкли.
В мае 2020 года немецкий энергетический регулятор Федеральное сетевое агентство Германии отказалось сделать для уже почти завершенного газопровода «Северный поток — 2» исключение и не распространять на него правила ЕС. Евросоюзные директивы требуют, чтобы поставщиком и оператором трубопровода были разные субъекты. Это делается в интересах поддержания экономической конкуренции. Федеральное сетевое агентство Германии считает, что «Северный поток — 2» нарушает эту норму, хотя данная мера совершенно бесполезна и только создает большие сложности, снижая безопасность поставок газа для потребителей.
Давайте теперь поговорим об украинской транзитной системе. Украинская сторона многие годы ее не ремонтировала и требовала, чтобы растущие потери газа возмещал поставщик. Кроме того, из-за резкого увеличения транзитных сборов поставки в Европу несколько раз прерывались. Разделение поставщика и оператора транзитной системы нисколько не поможет конкуренции, а напротив, приведет к строительству огромного числа газопроводов в Европу. Газета Frankfurter Allgemeine Zeitung написала, что теперь, скорее всего, проблему будут решать в суде.
Похоже, что наиболее разумное решение, которое в момент обсуждений отстаивал и я, — это достроить «Северный поток — 2», тем самым повысив безопасность поставок газа для потребителей в ЕС. Ведь возрастут общие мощности для поставок российского газа в Европу. Значительно сократятся и потери газа. Аргумент о том, что из-за «Северного потока — 2» усилится зависимость Европейского Союза от российского газа, ничем не обоснован, поскольку никто не заставляет Европейский Союз закупать российский газ. Это решение исключительно самого Евросоюза.
Объемы импортируемого российского газа будут варьироваться в зависимости от стоимости российского газа и надежности поставок (украинская система без «Северного потока — 2» не надежна, вспомните газовые кризисы). Но сохранить около трети мощностей украинской транзитной системы и реконструировать ее — в интересах ЧР. Это повысит безопасность поставок газа в ЧР и будет способствовать снижению цен на газ в Чехии.