В эти дни пресса обращает внимание на «политические и материальные потери» Турции из-за покупки С-400. Однако С-400 — не причина, а следствие проблем в отношениях Турции с США.
США и до закупки С-400 оказывали поддержку Рабочей партии Курдистана, мешали Турции использовать продаваемое ей оружие, когда это не отвечало их интересам (пример — Кипрская миротворческая операция), вводили санкции и прочее.
К тому же США задолго до С-400 вставали на пути национальных интересов Турции практически во всех проблемах, от Балкан до Кавказа, от Восточного Средиземноморья до Черного моря.
Настоящая потеря — не задействовать С-400
А аргументы, связанные с материальными потерями, следующие.
Турция из-за С-400 была исключена из проекта F-35; восемь приобретенных ею истребителей были переданы Пентагону; вложенные 1,25 миллиарда долларов не были возвращены; производство комплектующих F-35, которое осуществлялось в Турции, стало передаваться другим партнерам.
То, что США предоставляют F-35 Греции и Объединенным Арабским Эмиратам, также считается потерей с точки зрения Турции.
Однако мне кажется, что, помимо этих перечисленных потерь, настоящая «материальная потеря» заключается в том, что Турция не активирует на протяжении года С-400, которые приобрела за 2,5 миллиарда долларов!
Что символизирует С-400?
Особо подчеркнем: С-400 с точки зрения Турции — больше, чем оружие.
С-400 — это не просто система противоракетной обороны, но и, что еще важнее, символ комплексного политического позиционирования.
С-400 — это символ формирующегося нового мира. Символ того, что однополярный мир сменяется полицентричным миром. Символ ослабления атлантического блока и смещения экономического, политического центра мира с Атлантики на Тихоокеанский регион. Символ спада американской гегемонии. Символ уменьшения зависимости в отношениях США с их традиционными союзниками.
И С-400 с точки зрения Турции является символом, фиксирующим необходимость действовать в соответствии со своими интересами, а не с интересами Вашингтона.
Заблуждение РНП по поводу С-400
Заместитель председателя Республиканской народной партии (РНП) Турции, отвечающий за внешние связи, Унал Чевикёз (Ünal Çeviköz) заявил: «В период Байдена на повестке дня правительства Партии справедливости и развития (ПСР) встанет вопрос о том, чтобы не активировать С-400, в противном случае этот вопрос обязательно будет в повестке дня следующего правительства во главе с РНП».
Те, кто не видит этого нового формирующегося мира, однозначно, не смогут прийти к власти.
Да, ПСР пришла к власти потому, что демонстрировала проамериканизм, это были годы, когда американская гегемония находилась на пике, у США был проект «Большой Ближний Восток», и Эрдоган стал сопредседателем этого проекта.
Однако это время закончилось, возникает новый мир. Теперь важно видеть, что ПСР продлила свое правление не за счет проамериканизма, а благодаря ориентации на Азию…
Однако при неоабдулхамидистском подходе эта азиатская инициатива реализуется кое-как, отношения с Китаем и Россией используются в торге с США, при этом Соединенным Штатам и Евросоюзу очень часто подмигивают.
Политические преимущества С-400
Тем, кто обращает внимание на материальные потери от покупки С-400, напомним о следующих политических достижениях.
Если бы не С-400 и не символизируемая ими астанинская платформа, Россия не дала бы зеленый свет, и Азербайджан не смог бы освободить свои земли от оккупации, продолжавшейся на протяжении четверти века.
Если бы не сотрудничество Турции с Россией и Ираном, США могли бы претворить в жизнь проект «объединения севера Ирака с севером Сирии и их выхода к Восточному Средиземноморью». (Проект по-прежнему может реализовываться на северо-востоке Сирии в силу того, что ПСР продолжает заигрывать с США — ЕС и сохранять враждебность к Асаду.)
Тот факт, что США до сих пор не смогли войти в Черное море, несмотря на фактор Украины, Румынии, Болгарии и то, что ПСР дала добро на открытие Черного моря для НАТО, обусловлен решимостью турецких и российских военно-морских сил.
С-400 нужно активировать до 20 января
Подытожим вышесказанное.
1. В условиях формирования нового мира те, кто обещает убрать С-400, не смогут прийти к власти, а те, кто купил С-400, но не развертывает их, сдерживают движение Турции. Это время, когда Турцией смогут управлять те, кто решительно развернет С-400.
2. Винить ПСР следует не в покупке С-400, а в том, что система все еще не эксплуатируется.
3. ПСР должна перестать использовать С-400 в качестве карты для торга с США. Чтобы усилить свои позиции, Турции следует активировать С-400 до того, как Байден вступит в должность президента 20 января 2021 года.