Все внимание приковано к саммиту лидеров ЕС 10-11 декабря. Будут ли приняты санкции против Турции или же опять ограничатся предупреждениями? На самом деле в октябре было сделано предупреждение и дано время до декабрьского саммита. В повестке дня этой встречи — действия Турции в Восточном Средиземноморье и Ливии, проблемы в отношениях Турции с Грецией. На этот раз ожидается более жесткая реакция, чем просто предупреждения. Через два дня увидим.
Однако Турцию ждут не только санкции, которые могут быть введены на декабрьском саммите ЕС. Вступает в силу недавно принятая ЕС процедура санкций за нарушения прав человека. Советом ЕС утвержден глобальный режим санкций за нарушения прав человека аналогично «закону Магнитского» в США. Из-за содержания под стражей пастора Брансона (Brunson) в Турции США, применив этот закон, запретили въезд в страну министру юстиции Гюлю (Gül) и министру внутренних дел Сойлу (Soylu), приняли решение заблокировать их активы в США в случае обнаружения таковых.
Теперь похожие решения могут быть приняты ЕС против Турции. Например, может встать вопрос о санкциях в связи с делами Османа Кавалы (Osman Kavala, турецкий бизнесмен, задержанный в 2017 году по подозрению в причастности к попытке госпереворота 2016 года в Турции — прим. ред.) и Селахаттина Демирташа (Selahattin Demirtaş, турецкий политик, задержанный в 2016 году по подозрению в связях с Рабочей партией Курдистана — прим. ред.). Во время встречи министров иностранных дел ЕС в кулуарах якобы говорилось об аресте и наказании Танера Кылыча (Taner Kılıç, глава турецкого филиала Amnesty International, задержанный в 2017 году по подозрению в связях с движением Фетхуллаха Гюлена и приговоренный к 6 годам и 3 месяцам тюремного заключения — прим. ред.). На этот раз может быть принято решение запретить Гюлю и Сойлу въезд в страны ЕС и заблокировать их активы в европейских банках. Конечно, такие решения не будут приняты на предстоящем саммите. Однако могут быть сделаны прямые или косвенные предупреждения о том, что будет выбран такой путь.
Руководство Партии справедливости и развития (ПСР) сделало ход перед саммитом ЕС, анонсировав судебную реформу и прочее, но потом, должно быть, подумало, что это не принесет особой пользы, и не стало слишком настаивать. Теперь руководство ПСР вернулось к классической риторике «без нас никуда», «мы нужны вам». Однако оно уже не может пригрозить: «Если вы нас оттолкнете, мы повернемся к России». Потому что из-за украинской проблемы Анкара переживает самые напряженные за последние годы времена в отношениях с Россией. Продажа Турцией БПЛА и ударных БПЛА Украине, заключение контракта на поставку новых БПЛА и даже проекты по совместному производству БПЛА с Украиной раздражают Россию. Россию обеспокоило то, что Турция поддержала Азербайджан БПЛА и ударными БПЛА в военном конфликте в Нагорном Карабахе. Теперь Россия не хочет, чтобы подобное произошло на Украине, которая готовится вернуть потерянные регионы.
Посмотрим, как руководство ПСР пройдет через этот процесс.