Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Videnskab (Дания): можно ли доверять рождественскому евангелию?

Эксперт по библейским текстам Бух-Хансен: Рождественское евангелие создали для раскрутки Христа

© РИА Новости Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкПразднование католического Рождества в Москве
Празднование католического Рождества в Москве - ИноСМИ, 1920, 06.01.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Рождественское евангелие — это смесь истории, мифов и даже политической агитации, утверждает датский специалист по библейским текстам Гитте Бух-Хансен. По просьбе одного из читателей Videnskab она сравнивает все четыре Евангелия и делает вывод, что каждое из них содержит и факты, и вымышленные пророчества.

Сколько реальных фактов можно найти в рождественском евангелии? По словам преподавателя из Копенгагенского Университета, это повествование — смесь истории, мифов — и политической раскрутки.

«Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Очень знакомая история — она лежит в основе нашего празднования Рождества, повествуя о рождении Иисуса, трех мудрецах и космическом, божественном вмешательстве в виде Вифлеемской путеводной звезды.

Рождественское евангелие — это повествование со множеством составляющих, но насколько все это правда?

Этим заинтересовался один из читателей Videnskab, и мы переслали его вопрос Гитте Бух-Хансен (Gitte Buch-Hansen), преподавателю кафедры библейской экзегетики в Копенгагенском университете, специализирующейся на текстах Нового завета.

Иисус существовал

По словам Гитте Бух-Хансен, многие исторические источники подтверждают, что Иисус действительно жил в первые годы нашей эры. Например, об этом пишет римский историк Тацит (56-120 годы нашей эры).

«В одной из книг своих „Анналов" он описывает ситуацию в Риме, когда Нерон (римский император с 54 по 68 год нашей эры — прим. ред.) обвиняет христиан в пожаре, случившемся в городе. Тут мы читаем о презренном, суеверном народе, поклоняющемся человеку по имени Христос, которого распял римский правитель Понтий Пилат», — говорит Гитте Бух-Хансен.

Источник критически относится к Иисусу и его последователям, что делает эти рассказы более достоверными, объясняет Гитте Бух-Хансен. Это не пропаганда, призванная разрекламировать Иисуса как личность или как сына божьего, как это происходит в евангелиях, попавших в Новый завет.

Ну хорошо. Пока все идет нормально.

Однако остальное, по словам Гитте Бух-Хансен, по большей части истории про приключения и «фанфики».

«Евангелия — это не исторические работы. Если проводить с чем-то параллели, то ближе всего они к политической биографии, в каковых чаще всего есть немалая порция репутационной раскрутки. А основная цель рождественского евангелия была именно политической», — говорит Гитте Бух-Хансен.

Мы еще вернемся к этому позже в статье.

Евангелия от Марка и Иоанна

Чтобы разобраться более подробно с мифами, фактами и домыслами, лежащими в основе рождественского евангелия, нужно взглянуть на все четыре евангелия Нового Завета. Все они рассказывают о жизни Иисуса, но каждое по-своему.

Марк и Иоанн отличаются от остальных авторов тем, что совсем не касаются рождения и детства Иисуса.

«Евангелие от Марка было написано примерно через два поколения после смерти Иисуса, примерно в 70-м году нашей эры. История Марка об Иисусе начинается лишь с крещения (когда Иисусу было около 30 лет, прим. ред.), потому что именно тогда он становится пророком и в этом качестве провозглашается Сыном Божьим. Нам ничего не говорят о его рождении и детстве», — рассказывает Гитте Бух-Хансен.

Евангелие от Иоанна, датируемое концом первого века, также начинается с рассказа сразу о взрослом Иисусе. По словам Гитте Бух-Хансен, Марк пишет свою историю, чтобы просто документально подтвердить, что этот Иисус — Мессия, которого ждали евреи. Иоанн более амбициозен. Он хочет продемонстрировать, что Иисус — спаситель мира.

Фактически, лишь около 90-го года мы слышим историю рождения и детства Иисуса — а именно, когда со своим евангелием появляется Матфей, переписав повествование Марка.

Евангелие от Матфея

В евангелии от Матфея уже проявляются некоторые элементы нынешних рождественских историй. Например, путеводная звезда, за которой следовали три мудреца с Востока, бойня детей в Вифлееме и бегство Марии и Иосифа в Египет.

Его повествование содержит некоторые конкретные факты, которые можно подтвердить или опровергнуть.

«Трое мудрецов интересны тем, что ссылка на „восточную страну" свидетельствует об их персидском происхождении. Персия в то время славилась своими астрономами. Таким образом, Матфей сочетает реальные обстоятельства современности с пророчествами Ветхого Завета», — говорит Гитте Бух-Хансен.

В 24-й главе четвертой Книги Моисея мы находим пророчество о том, что из Израиля выйдет звезда, которая сокрушит всех его врагов. Хотя эта звезда — метафора будущего правителя, в евангелии от Матфея она превратилась в «путеводную звезду».

По словам Гитте Бух-Хансен, таким образом Матфей делает историю Иисуса более правдоподобной, смешивая библейские пророчества и исторические факты.

Для Матфея очень важно показать, что существует связь между древними пророчествами и рождением Иисуса. Возможно, чтобы убедить евреев в том, что Иисус действительно был Мессией.

С другой стороны, существуют теории об астрономических объяснениях появления Вифлеемской звезды. Videnskab уже публиковала об этом статью ранее.

Стоит отметить, что Матфей впервые описывает рождение Иисуса примерно в 90-м году. А само рождественское евангелие, как мы знаем, появилось еще позже.

Лишь примерно в 120-м или 140-м году свою версию истории Христа написал Лука, и именно частью евангелия от Луки является рождественское евангелие. Как и в других евангелиях, в него включены исторические факты.

«Мы не знаем, переписывались ли Мария и Иосиф в Вифлееме, но точно знаем, что перепись в это время действительно там проводилась», — говорит Гитте Бух-Хансен.

Примерно в то время, когда родился Иисус, власти провели перепись населения, чтобы отслеживать налоговые поступления. Ученые нашли остатки текстов, которые использовались для переписи, и из них, например, можно понять, что человек должен был указать, сколько рабов у него было.

«Но остальная часть евангелия от Луки порождена мифической и идеологической вселенной, которую он в своем произведении смешивает с реальной историей», — говорит Гитте Бух-Хансен.

По словам Гитте Бух-Хансен, когда Мария и Иосиф в евангелии от Луки идут в Вифлеем, это происходит опять-таки для повышения достоверности этой истории, позволяя ей стать воплощением знаменитого пророчества.

Во Второй книге Самуила из Ветхого Завета можно прочитать предсказание пророка Натана о том, что однажды царя Давида сменит столь же могущественный потомок. Иисуса нужно было изобразить сыном Давида, и поэтому Мария и Иосиф отправляются в Вифлеем, который был городом династии Давидов.

«Таким образом, в евангелии от Луки мы находим необычную комбинацию вымышленных пророчеств, поданных в историческом обрамлении», — говорит Гитте Бух-Хансен.

Вдохновение от императора Августа

Таким образом, евангелия следует трактовать как своего рода фанфики, которые с течением времени обрастали все новыми элементами. Одно из мест, где верующие в Христа черпали вдохновение — это биографии императора Августа (27 г. до н.э. — 14 г. до н.э.).

«Если император Август о чем-то и заботился, так это о том, чтобы у его современников и у будущего человечества остались его биографии. Да, несколько из них он даже сам и написал. Если вы сравните его историю с историей Иисуса, вы найдете много общего», — говорит Гитте Бух-Хансен.

Например, в «биографии» Августа говорится, что римский сенат получил знак, что в стране должен был родиться новый правитель, который отнимет у них власть. В результате сенат приказал убить всех детей мужского пола у самых влиятельных семей.

В повествованиях об Иисусе мы видим аналогичный эпизод, когда Ирод (царь Иудеи и Палестины с 37 г. до н. э.) решил убить всех детей в Вифлееме, чтобы избавиться от Иисуса.

Таким образом, Матфей явно черпал вдохновение для повествования об Иисусе из истории Августа.

«Мотивы перетекают из одной традиции в другую: космический знак сигнализирует о том, что на земле появился правитель мира, а то, что он выживает после „бойни детей", свидетельствует о заботе богов или бога», — говорит Гитте Бух-Хансен.

Рождественское евангелие было политически мотивированным

Лука также опирался на историю римского Августа, и для этого есть особая причина.

Евангелие от Луки восходит к тому времени, когда христиане больше не считали себя еврейской апокалиптической сектой, ожидающей неминуемой гибели мира. Зато теперь у них появились политические амбиции.

По словам Гитте Бух-Хансен, именно такое отношение к современному миру отличает евангелие от Луки.

«Можно сказать, евангелие от Луки было своего рода предвыборной агитацией, призванной показать гражданам Римской империи, что вера в Христа ведет к воплощению римских добродетелей. Вот почему христианский бог у него является истинным правителем мира, а Иисус — его послом, которого позже заменят церковники», — говорит Гитте Бух-Хансен.

Поэтому-то эпизоды истории Луки очень напоминают элементы автобиографии Августа. Его евангелие было обращено к римскому народу.

Например, и у Августа, и у Иисуса было две версии появления на свет. Комбинация божественного усыновления и мистического непорочного зачатия с участием богов.

И еще одно: согласно римским историкам, императора Августа в юности обнаружили в храме, где он медитировал лицом к лицу с солнцем — римским богом и своим отцом.

Точно так же Лука также рассказывает об Иисусе, который после разлуки с родителями обнаружился в храме в Иерусалиме, где он вел беседу с учеными мужами, когда и заявил, что находится в доме отца своего.

Поначалу Иисус не хочет возвращаться в Назарет, потому что, как он говорит, он уже и так находится в доме своего отца. Но поскольку он также должен жить в соответствии с римским идеалом послушания семье, он все-таки отправляется в дом земных родителей.

«В биографиях Августа и Иисуса есть одинаковые эпизоды, и обе показывают, что мы имеем дело с тем, кто считает себя правителем мира. С тем, кто являет правильное благочестие и обладает мудростью уже в детстве», — говорит Гитте Бух-Хансен.

История показала нам, что проект Луки имел успех. Всего через несколько столетий после того, как Лука написал свое евангелие, христианство стало официальной религией Римской империи.

Мы, жители Запада, можем этому только порадоваться, потому что Лука был сторонником социальной политики перераспределения, которая характерна для западного мира и сейчас. Таким образом, влияние евангелия от Луки делает саму историю в целом правдивой, хотя ее отдельные эпизоды в значительной степени сфабрикованы.

Так что же выдумка и каковы реальные факты?

Иисус существовал в реальности. Перепись населения действительно проводилась. И были настоящие персидские астрологи. Это фрагменты рождественского евангелия, в пользу которых есть исторические свидетельства.

Все остальное, по словам Гитте Бух-Хансен — бродячие сюжеты и мифы, переплетенные с политически мотивированными нарративами.

Кроме того, все евангелия делает более достоверными смешение исторических фактов с религиозными пророчествами, объясняет Гитте Бух-Хансен.

«Как уже было сказано, евангелия лучше всего сравнивать с политической биографией. Эти мифологические описания можно немного уподобить тому, как наш премьер Метте Фредериксен фотографирует и публикует свои бутерброды с макрелью. Это художественная литература, которая призвана отражать ценности человека», — говорит Гитте Бух-Хансен.

Но, конечно, тут есть разница. По словам Гитте Бух-Хансен, своими бутербродами с макрелью Метте Фредериксен хочет создать образ довольно обычной, приземленной датчанки.

А вот Лука, говорит Гитте Бух-Хансен, как раз наоборот, хочет с помощью мифологических элементов дистанцироваться от образа сына плотника и показать, что Иисус изначально был богорожденным. Но в обоих случаях речь, конечно, идет о репутационной раскрутке.