После образования Советского Союза его границы закрылись почти сразу. Для многих любителей путешествий это стало большим потрясением. Однако значимость туризма вскоре осознали. Появилась идея создать новый вид туризма, в котором объединились бы польза и отдых.
«Возникла мысль, что туризм не должен быть только буржуазным досугом, он должен приносить пользу личности и особенно — обществу», — говорит автор научно-популярной литературы Вилле-Юхани Сутинен (Ville-Juhani Sutinen), выпустивший осенью 2020 года книгу о советском туризме «История советского туризма» (Neukkuturismi — Neuvostoliiton matkailun historia).
Написанная Сутиненом в соавторстве с Вилле Роппоненом (Ville Ropponen) книга «Дорога на костях. По следам Гулага» (Luiden tie. Gulagin jäljillä) была номинирована в 2019 году на премию для научно-популярной литературы Finlandia.
В первые годы существования Советского Союза родилась идея пролетарского туризма: в туристические поездки могли быть включены, к примеру, посещение заводов, предприятий и каналов. Даже Лефортовская тюрьма подавалась иностранным туристам как доказательство прогрессивного социального эксперимента. Элементы такого «полезного туризма» сохранялись в советском туризме вплоть до 1980-х годов.
«Принципы туризма изменились мало, но о его предназначении заговорили по-другому».
За отдых отвечали курорты, дома отдыха и санатории. Сначала в них могли попасть только важные руководители-большевики, постепенно туда начали отправлять и заслуженных или заболевших рабочих.
«Отдых не был чем-то праздным — это был отдых для восстановления сил человека», — говорит Вилле-Юхани Сутинен.
Современный туризм начал формироваться начиная с 1930-х годов. В западных странах этот процесс происходил на коммерческой основе, в Советском Союзе — на идеологической.
Всесильный «Интурист»
В СССР туристическими вопросами занимались разные организации. С 1930-х годов начался процесс централизации туристических организаций. Появилось идеологическое Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), которое первым в истории СССР организовало обучение в сфере туризма.
Туризм развивался, количество туристов и число объектов росло. ОПТЭ даже слишком преуспевало. Сталин увидел угрозу в этой организации, и в 1936 году оно было упразднено, руководство было ликвидировано.
А вот «Интурист», созданный в 1929 году, просуществовал дольше. Изначально он должен был заниматься организацией поездок для иностранцев в СССР.
«„Интурист" стремился обеспечить иностранным путешественникам условия, к которым они привыкли. В то же время организацию можно назвать традиционной по меркам советского туризма, поскольку она была продуктом первой сталинской пятилетки и финансировалась из ее средств. Организация не хотела реагировать на пожелания туристов и придерживалась своих методов работы», — пишет Сутинен в своей книге.
Вскоре деятельность «Интуриста» расширилась, и организация стала главной в советском туризме. У «Интуриста» были сотни офисов по всему Советскому Союзу.
«Интурист» начал управлять отелями, ресторанами, магазинами и ночными клубами, печатать путеводители и открытки.
«Интурист», в отличие от других фирм, занимающихся туризмом, работал на коммерческой основе, и его целью было привлечь валюту в Советский Союз. Также ему нужно было создать у иностранных туристов максимально хорошее впечатление о Советском Союзе.
«Интурист» был приватизирован в начале 1990-х годов после распада СССР. В 2011 году главным держателем акций компании стала компания Thomas Cook, которую позже купила Anex Tours.
У путеводителей и открыток тоже была важная задача
Путеводители и туристические брошюры были очень распространены в СССР. Они были источником информации и давали возможность помечтать. Естественно, с их помощью, как и благодаря туристическим поездкам, создавался определенный образ Советского Союза и мира. С их помощью создавался новый советский человек.
«За 70 лет существования СССР его образы сильно менялись. В определенное время о других странах рассказывалось очень много. В период закрытости от внешнего мира, в годы войны и после нее основной акцент делался на Советском Союзе, подчеркивались его масштабы. Конечно, эти брошюры подвергались контролю, но, с другой стороны, в них рассказывалось о местах, куда никто не мог попасть. В них писали и о таких странных местах, как Северная Корея. Гражданам Советского Союза очень хотелось больше узнать о мире: книги и фильмы о путешествиях были чрезвычайно популярны».
Те, кому удавалось путешествовать, старались узнать обо всех уголках и достижениях своей страны. Однако польза от таких путешествий не была односторонней.
«Интересно, что туристы не только знакомились с новыми местами, но и рассказывали местным жителям, к примеру, о том, что нового появилось в Москве. Все это воспринималось как объединяющий и развивающий фактор», — уверен автор.
Советская диковинка: Ленин-туризм
Советский культ Ленина распространялся и на путешествия.
«Такого туризма по местам, связанным с лидером или диктатором, больше нигде не было. Объекты могли практически создать из воздуха. В них, как и в музеях Ленина, с ним было связано далеко не всё. И ведь это тоже показывали иностранным туристам — правда, в меньшем объеме», — рассказывает Вилле-Юхани Сутинен.
В своей книге Сутинен пишет о связанном с Лениным объекте, который он обнаружил на открытке: стог сена, в котором Владимир Ленин скрывался перед революцией. Шалаш из веток, укрытый стогом сена, стал музейным экспонатом уже в 1920-е годы. Сейчас в Сестрорецке стоит памятник шалашу Ленина.
Частного туризма стало больше
Хотя задачей всего советского туризма было служение идее общности и коллективизма, допускалась и некоторая свобода.
«Во время оттепели Никиты Хрущева вместе с советским массовым туризмом и увеличением количества автолюбителей в стране начал развиваться частный туризм. И хотя часто были какие-то трудности — например, с билетами на поезд или заселением в гостиницу, всегда находился способ обойти предписания. Туризм стал своеобразным символом свободы. Это хорошо описывается в дневниках туристов», — говорит Сутинен.
И хотя в последние десятилетия существования Советского Союза туризм развивался, для многих дальние путешествия так и остались мечтой.
«Многим удалось воплотить свою мечту, пару раз отправиться в большое путешествие. Правда, обычно это были путешествия по Советскому Союзу или в социалистические страны. О таких поездках много рассказывали на работе и даже читали лекции».
«Все время существования СССР туризм хотели ограничить, но окончательно запретить его не удалось. Он всеми способами пробивал себе дорогу и был определенной частью процесса распада Советского Союза», — подводит итог Сутинен.