Введение США и ЕС санкций можно определить как политику, оставшуюся со времен колониального подхода к управлению и поведения, направленную на наказание стран, которых они считают слабее себя, исключительно для защиты своих интересов в соответствии с поставленными ими самими условиями и правилами, преподносимыми как универсальные принципы и нормы.
Запад по-прежнему считает, что проблемы можно регулировать с помощью решений, основанных на реакциях, а не путем серьезных переговоров, и это действительно печально и прискорбно для человечества.
Реакция России
Наряду с Турцией, сопротивляющейся практике санкций, с которой она сталкивается много лет, мы видим, что России тоже приходится занимать серьезную позицию. Жесткий ответ России на заявление Европейского союза (ЕС) о введении санкций является вторым после реакции Турции подтверждением того, что отныне санкции вышли из моды.
Кремль, который говорит ЕС: «Хватит», — в то время как союз, инициируя санкции против России из-за оппозиционера Навального, не осознает, что открывает ящик Пандоры, заявил, что вследствие введения ЕС экономических санкций и запрета на поездки Россия «не будет сидеть сложа руки и готова разорвать свои связи с ЕС».
Россия после протестов с требованием освобождения Навального выслала трех европейских дипломатов Швеции, Германии, Польши, а глава внешней политики ЕС Жозеп Боррель (Josep Borrell) в ответ на это пригрозил России жесткими экономическими санкциями.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров не просто предупредил ЕС: «Мы готовы разорвать связи», — а фактически бросил вызов: «Хотите мира — готовьтесь к войне!»
ЕС лишен самокритики
Кто-нибудь, кроме Турции, тоже должен был сказать «стоп» ЕС, даже не делающему серьезных предупреждений макроновской Франции, которая прижимает к груди Хафтара, оставившего после себя массовые захоронения убитых им людей, и тайно вручает награду Ордена Почетного легиона диктатору ас-Сиси, в то время как в тюрьмах Египта гниют тысячи политических заключенных, или Саудовской Аравии, которая убивает человека в своем посольстве. Надеюсь, что и выступления русских в духе «с нас довольно» дадут официальным лицам ЕС возможность подумать более хладнокровно, и США тоже извлекут уроки из этого.
Предложение наглым США!
Страна, где за год более 800 граждан, преимущественно чернокожих, были убиты сотрудниками полиции, в тюрьмах которой находится в три раза больше заключенных, чем в среднем в западном мире, пытается продавать мораль другим странам независимо от того, что половину этих заключенных составляют чернокожие, насчитывающие 15% ее населения. Эта страна молчит, когда ее полицейский душит человека перед камерой, она создает центр пыток в Гуантанамо, который представляет собой современную версию нацистских центров на военных базах Кубы, а затем берет и говорит: «Я беспокоюсь, я ввожу санкции, вы заплатите за это».
Несколько недель назад в этой же колонке я писал: «Созданный и поддерживаемый Турцией и Россией порядок выработки решения проблем на основе взаимопонимания и диалога доказал свою эффективность и практически стал институционализированным».
ЕС и США следует признать, что миром больше невозможно управлять с помощью санкций, серьезным образом отнестись к механизму диалога, разработанному Турцией и Россией, несмотря на наличие серьезных разногласий между ними по разным вопросам, и принять похожие меры.
Когда 50 с лишним американских сенаторов некоторое время назад подготовили письмо о нашем президенте, которое по своему содержанию стало классическим примером пристрастности, изобиловало конкретными ошибками и невежеством практически в каждой строчке, разве они не могли предварительно получить информацию от турецкого посольства в Вашингтоне? Конечно, могли бы, если бы не задирали нос, были бы способны отказаться от своей примитивной наклонности ставить себя выше всех и не придавали бы значения ненавистнической клевете представителей меньшинств.
ЕС и США должны понять, что им уже пора перестать вести себя со своими оппонентами как полицейский, который арестовывает, не выслушивая и не давая права голоса, обвиняющий прокурор, судья, что выносит вердикт, и палач, приводящий приговор в исполнение.