Москва — Недавно я встретился с Николаем Королёвым, служившим своей стране 15 лет.
Квартира в пригороде Москвы полна наград и предметов, имеющих непосредственное отношение к службе обеспечения безопасности. Все в этой квартире свидетельствует о том, что бывший пограничник и полицейский кинолог Королёв — очень патриотичный человек.
Недавно терпение 40-летнего Королёва, которому оставалось до заслуженной пенсии пять лет, кончилось. Московский полицейский подал в отставку в начале 2021 года, когда ОМОН применил жесткие меры для разгона участников акций в поддержку Навального.
«Я не хотел бить своих граждан», — обосновывает Королёв свое решение.
Полицейский давал клятву служить закону и народу. Вместо этого он получал от своих руководителей приказы, которые считал противоречащими закону. Королёв больше не мог терпеть такие противоречия.
Россияне уже привыкли мириться с двойной реальностью.
Контролируемые Кремлем источники говорят о демократическом руководстве и независимом суде. На деле все знают, что выборы проводятся нечестно, решения судей также часто нельзя назвать независимыми.
Протесты против президента Владимира Путина, в свою очередь, называются попыткой Запада расшатать устои России.
По словам Николая Королёва, ушедшего с поста полицейского, многие служащие организаций по обеспечению безопасности верят, что Навальный — инструмент Запада, а митингующие — продажные пособники.
С такой «правдой» дубинки и элетрошокеры использовать проще.
Чиновники подавляют протесты чрезвычайно суровыми мерами.
Жестокость применяется как к спокойно ведущим себя демонстрантам, так и к прохожим и журналистам. Во время январских протестов было задержано рекордное количество человек — примерно 12 тысяч.
За насильственный разгон протестов отвечала в первую очередь национальная гвардия и ОМОН.
Основанная пять лет назад Национальная гвардия напрямую подчиняется президенту. Предположения о роли Национальной гвардии оправдались: она стала личной армией Путина.
Власть Путина все сильнее опирается на аппарат подавления. Так считает писатель Михаил Зыгарь, специализирующийся на изучении государственного аппарата.
Массовые акции протеста, прошедшие в период с 2011 по 2012 год, заставили администрацию Путина искать поддержку не у среднего класса крупных городов, а у рабочего класса провинции.
Зыгарь считает, что Кремль больше не уверен в поддержке народа. В прошедших по всей России протестах приняли участие представители самых разных слоев населения.
Положение Путина испортило появившееся видео о его дворце на берегу Черного моря. Опубликованное Навальным антикоррупционное расследование стало невероятно популярным и уже давно набрало больше 100 миллионов просмотров.
«Власть держится на чиновниках и силовых структурах. Эта белорусская схема стала применяться и в России», — делится со мной Зыгарь.
Реальность, в которой живет русский народ, и реальность власти становятся все дальше друг от друга.
Прокремлевские СМИ пытаются заполнить эту пропасть и возвести декорации. Апатия россиян и неверие в свои собственные возможности на что-то повлиять только усиливают эффективность пропаганды.
Об этом говорит и журналистка года Финляндии Анна-Лена Лаурен (Anna-Lena Laurén).
«Когда человек долгое время живет рядом с декорациями, он начинает считать их нормой. На них перестаешь обращать внимание», — говорит Лаурен в своей новой книге.
Анна-Лена Лаурен назвала эту книгу «Бархатная диктатура». Это название использовалось для обозначения стиля правления Александра II — железный кулак в шелковой перчатке. В то время власть прибегала к жестким мерам, но смягчала их прогрессивными реформами.
Администрация Путина становится все более тоталитарной, и уже даже не пытается скрыть свои намерения.
В начале марта полиция задержала около 200 политиков, критически настроенных к Путину. Как сообщалось в СМИ, за операцией стояла ФСБ.
И хотя государственный цинизм возрастает, многие все же готовы бороться, подвергая опасности себя и своих близких. Подавший в отставку Николай Королёв тоже боится мести.
Николая Королёва поразила поддержка простых людей, которую он получал, когда разоблачал деятельность организаций по обеспечению безопасности. Он считает, что только публичность может спасти его от ответного удара чиновников.
«Полиция уже давно не соблюдает законы и не защищает своих граждан», — уверен Королёв.