Когда в этом году наступил март, и холодные, мрачные месяцы пандемической зимы сменились обнадеживающими признаками весны, Евгения Маркова, глава Роскино, российской организации, занимающейся продвижением фильмов, подняла вопрос о возможности проведения Key Buyers Event/KBE, международного рынка нового российского аудиовизуального контента, который проходит уже третий год, в реальном формате. «Я надеялась, что это будет возможно, — заявила она в интервью изданию Variety. — Но чем дальше, тем больше вокруг этого было неопределенности».
Поскольку пандемия коронавируса все еще распространяется в России и в других странах мира, Маркова и команда организаторов решили вернуться к успешной прошлогодней виртуальной модели, которая позволила привлечь более 600 участников со всего мира, в том числе 200 иностранных покупателей из таких компаний, как RTL Group, AMC Networks, CGV Mars, Wild Bunch, Beta Film и китайский стриминговый сервис iQiyi. На протяжении трех дней работы KBE пройдут онлайн презентации, питчинги (представление проектов партнерам), панельные дискуссии и встречи по привлечению партнеров, а также работа секции совместной разработки проектов и коподукции и просмотрового зала для демонстрации новых российских проектов.
Мероприятие этого года, которое состоится с 8 по 10 июня, в рамках которого предусмотрены дополнительные три дня для виртуальных показов, предусматривает множество новых возможностей, в том числе расширение рынка совместного производства, включающего питчинги как для международных, так и для российских проектов. Также запланирована работа специальной секции, в рамках которой «Роскино» представит участвующим в фестивале компаниям-производителям телепрограмм новые российские работы и работы, находящиеся в стадии производства.
Маркова рассчитывает, что международный онлайн-рынок аудиовизуального контента Key Buyers Event, который состоится всего за несколько недель до начала работы международного кинорынка Marché du Film, запланированного параллельно с Каннским кинофестивалем с 6 по 15 июля, станет и всесторонним обзором российского рынка, и «разминкой» перед заключением соглашений на набережной Круазетт. «Покупатели и продюсеры, проявляющие интерес к российскому контенту, имеют возможность всецело погрузиться в нашу реальность и тенденции» перед окончательным оформлением соглашений в Каннах, говорит она.
Key Buyers Event пройдет в подходящее время для российской киноиндустрии, которая после многих лет устойчивого внутреннего роста все больше ориентируется на мировой рынок. Роскино усиливает свое присутствие на ключевых международных мероприятиях, таких как Европейский кинорынок и «Маш дю Фильм», обеспечивая российским представителям творческого сообщества более широкую известность в отрасли. А глобальные стриминговые платформы помогают этим творческим работникам найти международную аудиторию благодаря таким успешным работам, как вышедшая на «Нетфликс» (Netflix) драма «Эпидемия» (название англоязычной версии — «К озеру»/"To the Lake") и научно-фантастический триллер «Спутник», который вошел в пятерку лучших на iTunes в США и был приобретен американской кинопроизводственной и дистрибьютерской компанией «Ай-Эф-Си Миднайт» (IFC Midnight) для кинопроката.
Есть многообещающие признаки того, что после неопределенности прошлого года киноиндустрия готова наверстать упущенное. Российские кинотеатры, которые большую часть прошлого года были заполнены максимум на 50%, в 2021 году готовы к мощному старту с продолжением снятого представителем компании Disney в России фантастического приключенческого фильма «Последний богатырь: Корень зла», совместного производства продюсерской студии Yellow, Black and White и телекомпании «Россия-1», кассовые сборы которого с начала года составили более 28 миллионов долларов.
После кратковременного локдауна прошлой весной производство продолжалось быстрыми темпами на протяжении всей пандемии, благодаря стимулированию со стороны материально благополучных VOD-платформ, (пользующихся поддержкой таких компаний, как российская поисковая система «Яндекс» и государственная энергетическая компания «Газпром»), которые стремятся удовлетворить растущий спрос со стороны аудитории, хлынувшей к российским стриминговым сервисам.
Этот продюсерский бум развеял все возможные сомнения Марковой в отношении проведения Key Buyers Event в этом году, в рамках которого в виртуальном демонстрационном зале иностранным покупателям будет представлено более 400 фильмов, сериалов и анимационных проектов. «У нас были опасения, что новых проектов в этом году у нас будет немного. Но мы ошибались», — говорит она.
Поскольку российская киноиндустрия стремится закрепиться на мировом рынке, заметным изменением на KBE в этом году стало сотрудничество с международным форумом в Триесте When East Meets West (WEMW), который на протяжении последнего десятилетия пытается преодолеть разрыв между кинопроизводителями бывшего Восточного блока и их коллегами, представляющими более развитую киноиндустрию стран Западной Европы.
На новом рынке копродукционных проектов будет представлено около 20 российских проектов, авторы которых хотели бы привлечь международных партнеров для совместного производства. На нем также будут представлены от пяти до 10 иностранных проектов, находящихся на продвинутой стадии финансирования, авторы которых ищут российских сопродюсеров. Форум нынешнего года предполагает расширение рамок прошлогоднего форума, на котором были представлены исключительно российские проекты. Расширение рамок произошло в результате того, что, по мнению Марковой, является растущим спросом на сближение российской индустрии и ее зарубежных партнеров. «Все действия должны соответствовать потребностям местного и глобального рынков, — говорит она. — Это сотрудничество соответствует этому идеально».
Это также указывает на твердое намерение Евгении Марковой (с тех пор как чуть более года назад она возглавила организацию по продвижению фильмов) обеспечить дальнейшее развитие Роскино и международного рынка нового российского аудиовизуального контента Key Buyers Event. «Даже в трудные и нестабильные времена, если у вас есть выбор делать что-то или не делать, лучше всего это сделать, — говорит она. — Неважно, насколько трудно добиться [перемен]. Они могут [привести к] прорыву».