Четвертое правило регламента ФИФА на Евро 2020-2021 годы четко гласит: «На амуниции и оборудовании команд не должно быть никаких политических, религиозных или индивидуальных лозунгов, заявлений или изображений». Это правило кажется достаточно простым. Ничего политического.
Но, конечно, на Евро все становится политическим. Минута молчания носит политический характер. Опускание на колено — политическое, хотя и не в том смысле, что оно предвещает марксистский апокалипсис, как утверждают некоторые из наиболее чудаковатых ученых мужей и политиков. Точно так же, как и неопускание на колено. Ношение изображение цветка мака — политическое, точно так же, как и неношение этого цветка. Это особенно актуально, когда задействованы национальные команды, потому что государства сами по себе — это политика. Каждый выбор, сделанный представителем нации, обязательно является политическим, даже если эта политизация заключается только в том, чтобы избегать более откровенных политических проявлений: флагов, значков и спортивных форм.
Желтый и синий цвета Украины напоминают о знамени Галицко-Волынского княжества XII века и означают собой голубое небо над пшеничным полем. Что кажется вполне добронравным, но именно из-за этих плодородных равнин Украина была так привлекательна для захватчиков и так сложна для обороны. Добавьте к этому ужасы голода 1932-33 годов, унесшего жизни миллионов украинцев, и пшеничное поле внезапно приобретает чрезвычайно мощное значение.
Но ни ФИФА, ни УЕФА, очевидно, не могут принимать никаких законодательные мер против команд, носящих их собственные цвета, которые имеют для них особый смысл (не все могут быть похожи на Венесуэлу, которая приобрела имидж «красновинной» команды после того, как появилась на внутриамериканском турнире в Панаме в 1938 году в бордовых футболках). Поэтому в четвертом правиле ФИФА признается, что понятие «политического» определить трудно, и просто приводятся различные примеры того, что можно считать по регламенту неуместным: ссылки на отдельные личности, партии, организации, группы или правительства; на любые организации, которые являются дискриминационными или чьи цели или действия могут оскорбить значительное количество людей; и на любые конкретные политические акты или события.
Примечательно, что в этом списке отсутствует запрет на какие-либо ссылки на географические карты. Что представляется вполне разумным. Как можно запретить стране показывать изображение контура ее территории? Но проблема состоит в том, что на таких изображениях показываются границы страны, а границы часто оспариваются. На карте Украины к Евро-2020 изображен Крым, который был аннексирован Россией в 2014 году, а также Донбасс и Луганск, где в настоящее время идет война. По словам главы украинской федерации футбола Андрея Павелко, цель заключалась в том, чтобы «прибавить силы игрокам, потому что они будут сражаться за всю Украину».
Это действия и заявления представляются политизированными и умышленно провокационными, однако УЕФА фактически одобрило одобрило их. На самом деле, какая здесь могла быть альтернатива? В обязанности УЕФА не входит юридическое определение национальных границ, и поэтому запрет на украинскую футболку сам по себе был бы политическим актом — хотя не было бы большим сюрпризом, если бы ФИФА добавила географические карты в список запрещенных символов.
Еще на горловине украинской футболки имеется надпись «Слава Украине», а внутри — «Слава героям». Вполне очевидно, что они не подпадают под запрет в качестве «провокационных, издевательских или подстрекательских» лозунгов и являются официальным военным приветствием в Украине. Они восходят к первым националистическим движениям 19-го века и украинской войне 1917-1921 годов за независимость. Это правда, что они были приняты в крайне правой Организацией украинских националистов, которая зверствовала против евреев и поляков во время Второй мировой войны, но эти лозунги также использовались и в протестах Евромайдана против поддерживаемого Кремлем президентства Виктора Януковича в 2014. Против использования этих лозунгов выступал не только МИД России, но и еврейские организации на самой Украине, и в конечном счете УЕФА одобрила слова «Слава Украине», но попросила удалить слова «Слава героям» из-за того, дополнительного оттенка, которое они приобретали в сочетании.
Это снова подчеркивает сложность определений. Эмблемы и фразы могут иметь несколько значений, и эти значения могут со временем меняться. Контекст также имеет решающее значение: когда хорватский защитник Домагой Вида и помощник тренера Огнен Вукоевич, оба из которых играли за киевское «Динамо», опубликовали в социальных сетях видео со слоганом «Слава Украине» после победы Хорватии над Россией в четвертьфинале Чемпионата мира в Сочи три года назад, в этом контексте провокационный характер фразы стал гораздо более очевидным. Вида был предупрежден ФИФА, а Вукоевич вскоре был уволен из команды Хорватии. Учитывая, что футбол не может даже точно определить, что же представляет собой «игра рукой», то абсурдно ожидать, что он законодательно закрепит точную семиотику украинских военных лозунгов, что в конечном счете может явиться причиной запрета любых лозунгов любого характера.
Но шумиха вокруг украинских футболок указывает и на другую правду: для Украины Евро-2020 — это гораздо больше, чем футбол. Хотя тренер Андрей Шевченко, который в 2012 году баллотировался на выборах от партии «Украина — Вперед!», которая впоследствии присоединилась к Оппозиционному блоку против Януковича, в значительной степени преуменьшает значение этого обстоятельства, но Украина находится в состоянии войны. Даже если жеребьевка Евро-2020 и делает встречу Украины с Россией маловероятной, у украинской команды есть четкое понимание своей цели, и в таких обстоятельствах могут «играть» даже самые мелкие разногласия.
Сегодня украинская команда — это вполне приличный коллектив, намного более сильная, чем та, которая проиграла все игры на Евро-2016. Хотя ни одна команда, ворота которой до сих пор защищает Андрий Пятов, не может чувствовать себя комфортно, в ней теперь есть хороший баланс в полузащите, в которой играют Олександр Зинченко из «Манчестер Сити» и Руслан Малиновский из «Аталанты», завершивший сезон Серии А в потрясающей форме с шестью голами и восемью передачами в последних 11 играх. В связке с ними могут сыграть Сергей Сидорчук или Тарас Степаненко, один из тех игроков с вечным потенциалом, время которого в его 31 год, возможно, наконец-то пришло. Голы могут быть проблемой — эксперимент с тремя защитниками в марте принес три ничьи 1: 1 в квалификации чемпионата мира, — но Роман Яремчук, у которого 40 голов за последние два сезона за «Гент», плюс Андрей Ярмоленко и Малиновский, достаточно опасны.
Шевченко вывел Украину в группу А Лиги Наций УЕФА 2020/2021, и это не самая сложная группа: свой первый матч Украина играет с Голландией, затем с Северной Македонией и Австрией. Украина искренне надеется дойти как минимум до 1/8 финала и, возможно, продвинуться дальше. И если она это сделает, то на Донбассе, в Луганске и в Крыму будет много празднующих; бывают времена, когда даже игра в футбол — это политика.