Во время посещения крупнейших православных монастырей и церквей в Москве и Санкт-Петербурге, Киеве и Минске мы бесчисленное количество раз слышали от местных жителей слова: «Братья сербы, мы с вами».
Всем известно, как велика Россия, но когда за 20 дней преодолеваешь там семь тысяч километров, то понимаешь, что она и невероятно красивая и что ты только в начале пути.
Мы, около ста человек, сели в два автобуса и отправились в духовное путешествие по русским, украинским и белорусским святыням. Мы побывали в Москве и Санкт-Петербурге, Киеве и Минске, а также в крупнейших православных монастырях в мире: Почаев, Дивеевский монастырь, Сергиев Посад и монастырь святой Елизаветы Федоровны. Повсюду нас встречали гостеприимно и тепло, а когда из-за усталости и невнимания мы иногда шумели на богослужениях и переговаривались, к нам проявляли терпение.
Когда в монастыре, на улице или в ресторане мы сталкивались с самыми простыми людьми из народа, русскими, украинцами или белорусами, то понимали, насколько это хорошие люди и насколько абсурдны и трагичны конфликты и войны в этих местах.
Первым пунктом назначения в нашем путешествии была Киево-Печерская лавра XI века, где очень много церквей. Лавра — еще и музей и одно из семи чудес Украины. Там мы познакомились с Николаем, служащим из Киева. С этим украинским патриотом началась спонтанная двухчасовая дружественная беседа, которая закончилась рукопожатием. Мы говорили на русском и сербском языке о православии, спорте и политике. Мы расстались со словами: «Да здравствует сербский и украинский народ!»
Как у себя дома
Наш путь лежал дальше. В Даниловом монастыре в Москве мы вошли в одну из церквей, где шла служба. Поскольку у нас было мало времени и мы хотели все посмотреть за короткий срок, мы поцеловали иконы, зажгли свечи и вели себя в соответствии с нашими обычаями. Мы действительно чувствовали себя как дома и ходили по церкви, разговаривали полушепотом и поэтому, конечно, помешали богослужению. Но в отличие от нас русские верующие смиренны и послушны.
Из-за опасности терроризма во всех крупных российских церквях усилены меры безопасности. При входе в монастырь и городскую церковь нас тщательно осматривали, даже с помощью детекторов. И в этой церкви тоже был охранник в форме. Кто постарше, помнят известного актера Ташко Начича, и этот русский был похож на него. Когда он увидел, что мы мешаем, он хотел сделать нам замечание, но, поняв, что не сможет усмирить такое большое количество людей, беспомощно опустил руки и смотрел по сторонам. Но зато потом, когда служба закончилась и мы начали выходить из церкви, он стоял у выхода и с улыбкой, чтобы показать нам, что понимает наше поведение, говорил нам: «Братья сербы, идите с Богом, идите!»
Как и у нас, у русских много противоречивого. Например, рядом стоят два памятника, которые, как говорится, друг с другом несовместимы. В Сергиевом Посаде, городке с одноименным монастырем в 70 километрах от Москвы, на большой площади и перед входом в святыню стоит памятник святому Сергию Радонежскому (он для русских так же значим, как святой Савва для сербов), а неподалеку возвышается памятник Ленину. А вот в московском Покровском монастыре верующие, выстроившись в километровую очередь, с цветами в руках терпеливо ждали возможности поклониться преподобной Матроне Московской и попросить у нее разной помощи, особенно в деторождении.
В Москве мы пробыли три, а в Санкт-Петербурге четыре дня. Красивейшие города, но с очень высокими ценами. Скажем, недалеко от Красной площади в Москве мы выпилили кофе «американо», который по вкусу больше напоминал наш отечественный черный кофе, по 400 рублей за чашку. А если вам захочется кружку пива, то заплатить придется 750 рублей.
В Москве мы больше всего времени провели на Красной площади, а также в Храме Христа Спасителя. Еще мы видели смену караула, который выставлен перед Вечным огнем, который горит в память патриотов, павших за родину в 1941 — 1945 годах.
Нам посчастливилось встретиться на Красной площади с Путиным и Сталиным. Конечно, это были русские, которые просто очень похожи на них и которые на этом зарабатывают. Фото с ними стоит около 500 рублей или сколько дашь. Путин вел себя непринужденно и с улыбкой махал прохожим, а Сталин курил трубку, держался строго и сдержанно.
В Санкт-Петербурге стояли белые ночи, но из-за облачности мы не могли фотографировать. Наш гид Людмила показала нам музей Эрмитаж, Петропавловскую крепость и Зимний дворец. Шутливым тоном она посоветовала нам несколько элитных отелей по смешной цене в пять тысяч евро за ночь. На могиле святой Ксении Петроградской нам прочитали молитвы за здравие.
Три дня и две ночи мы пробыли в Дивеевском монастыре святого Серафима Саровского. Мы присутствовали на святой литургии и причастились. Его святые мощи помещены в главной церкви в саркофаге, а справа хранятся и его вещи: обувь, крест, топор.
Удивительный духовный опыт мы пережили в монастыре святого Александра Свирского в городе Никольском. Его прозвали Новозаветным Авраамом, так как он видел Святую Троицу в облике трех лиц. По мнению многих, его мощи намного сохраннее, чем мощи других святителей. Мы видели их: как будто смотришь на человека, который спит мирным сном.
Монастырь в жилом квартале
Когда мы возвращались из церкви, мы поравнялись с одной русской семьей с двумя дочками. Младшая из них напевала следующие слова, а точнее молитву: «Прости и помилуй!». Вероятно, услышав это от матери или монаха, она подумала, что это такая красивая песенка и поэтому стала напевать ее своим милым мелодичным голоском.
Монастырь святой Елизаветы Федоровны в Минске был последним в нашей программе. Красивый монастырь находится в необычном месте. Он окружен жилыми домами. Экскурсовод Анастасия, специалист по белорусской литературе, рассказала нам, что белорусский язык ближе к сербскому, чем к русскому. Это нас приятно удивило.
Так как монастырь расположен в городской черте Минска, во время прогулки к одному из нас в майке с государственным гербом Сербии подошел белорус Сергей и спросил, из Сербии ли тот. Получив утвердительный ответ, Сергей сказал: «Вы смелый народ. Братья сербы, мы с вами».
Святая Канавка
Канавку (канал) и дорогу над каналом протяженностью около 700 метров прокопали и устроили монахини Дивеевского монастыря. Это было сделано по завету святого Серафима Саровского, который своими глазами видел Пресвятую Богородицу, которая шла именно этим путем. Когда верующие проходят у канала и с верой читают молитву «Богородица, Дева, радуйся!», то получают милость Богородицы и ее заступничество.
Рубли Андрею
Мы все время были на ногах. Однажды, когда мы шли по мосту через Москва-реку недалеко от Храма Христа Спасителя, наш самый маленький паломник Андрей попросил маму остановиться на мосту и немного отдохнуть, пока мы осматриваем храм. Так они и сделали. Он снял куртку, положил на землю и уселся.
Через полтора — два часа мы вернулись, а он уже ждал нас с улыбкой и, протягивая руку, показывал нам монеты. Оказалось, что когда Андрей отдыхал и даже чуть вздремнул, прохожие бросали ему мелкие монеты, думая, что он нуждается в помощи.