После возвращения финских фанатов из Санкт-Петербурга число заражений в Финляндии продолжает расти. По всей стране было зафиксировано уже почти 300 случаев, больше всего заражений в столичном округе.
Марко Карвинен (Marko Karvinen), председатель организации «Фанаты сборной Финляндии» (SMJK), говорит, что сейчас финны выплескивают на организацию свой гнев.
«Убийством не угрожают, но мучительной смерти нам желают. Очень жестокие сообщения. Они ведь должны понимать, что отправляют», — делится Карвинен.
«Я не такой ранимый, но кое-кто из руководства организации принял эти обвинения очень близко к сердцу. Мы знаем, что сделали все, что могли, у нас не получилось бы лучше. От таких писем чувствуешь себя не очень».
«Фанаты сборной Финляндии» и Футбольная ассоциация Финляндии (Palloliitto) обратились к фанатам с просьбой соблюдать карантин и сдать необходимые тесты. По мнению председателя Футбольной ассоциации Финляндии Ари Лахти (Ari Lahti), всем нужно вести себя ответственно.
«Безусловно, очень жаль, что вирус попал в Финляндию вместе с болельщиками. По мнению ассоциации, очень важно, чтобы все фанаты, побывавшие на матчах чемпионата, вели себя ответственно, делали тесты и соблюдали карантин».
«Тогда получится максимально быстро выявить другие пути заражения. Я сам 25 июня сделал тест и утром 26 июня получил негативный результат».
«Мы попросили людей оставаться на карантине»
Разозленные граждане волнуются, что из-за вспышки заражений может начаться новая волна и лето будет испорчено. Ари Лахти все же считает оскорбления в адрес болельщиков беспочвенными.
«Это неприятно и неуместно. На стадионах фанаты вели себя образцово, никаких проблем не было. Заражения появились из-за контакта с местными. Как известно, вирус легко передается».
26 июня газета Iltalehti писала о финском болельщике, который вернулся из Петербурга, сделал тест на коронавирус и получил негативный результат. Позже он отправился на фестиваль в честь Юханнуса (праздника середины лета), хотя правильнее было бы остаться на домашнем карантине.
«Мы работали примерно с тысячью человек, большинство остались дома на карантине. Интересно, что газеты пишут о таких частных случаях настолько подробно. Почему бы не писать о тех, кто соблюдает все правила», — задается вопросом Марко Карвинен.
Как рассказывает Карвинен, 28 июня руководство «Фанатов сборной Финляндии» провело собрание по вопросам, связанным с нынешней ситуацией. Среди членов организации распространили информацию с напоминанием о личной ответственности каждого.
«Все получили инструкции, но мы просим людей задержаться на карантине подольше. Так будет лучше для всех».
Железнодорожное сообщение облегчило бы ситуацию
Лахти и Карвинен расстроены тем, что финским болельщикам не предоставили возможность добраться до Петербурга поездом. Чиновникам говорили, что между Хельсинки и Петербургом мог бы курсировать «Аллегро», но Госсовет решил не открывать пограничный пункт Вайниккала из-за ситуации с коронавирусом.
«Мы заранее сообщили чиновникам, что фанаты поедут на матчи, и попытались получить разрешение на открытие железнодорожного сообщения. Тогда от этих автобусов можно было бы отказаться. К сожалению, чиновники не согласились», — сообщает Лахти.
Согласно первоначальному плану «Фанатов сборной Финляндии», болельщики должны были добираться до России именно поездом. Также обсуждались чартерные рейсы, но в аэропорту Петербурга не оказалось слота, то есть времени для посадки и вылета.
«С поездом было бы гораздо лучше. Многие бы посмотрели матч и отправились обратно. Довольно тяжело ехать 20 часов в автобусе и в тот же день смотреть матч. К тому же, никто не знает, сколько уйдет на проверку на границе», — напоминает Карвинен.
Марко Карвинен, уже получивший две дозы вакцины, в целом доволен поведением финнов — хотя некоторые моменты заставили его ужаснуться. Он успел заглянуть в ресторан Alpenhaus, где, по информации Института здравоохранения и социального обеспечения Финляндии (THL), произошло массовое заражение.
«Когда финны начали обниматься со шведами, русскими и бельгийцами, я подумал, что нужно соблюдать дистанцию, несмотря на взаимную симпатию. Однако я не слышал о каких бы то ни было нарушениях, и полицейские говорили, что с финнами проблем не было», — рассказывает Карвинен.
Дания и Россия — словно разные миры
В Дании и России эпидемиологические нормы соблюдались по-разному. В Дании все носили маски, для посещения ресторанов требовался негативный результат теста на коронавирус. В России почти все носили маски неправильно, даже чиновники и работники стадионов.
Процедуры проведения тестов тоже различались. В Дании тесты проводились по тому же принципу, что и в Финляндии, все выглядело надежно. По своему опыту могу сказать, что в России ватная палочка едва касается слизистой носа.
В Петербурге и Москве количество зараженных растет и достигло рекордных значений за все время пандемии. Присутствовавший на матчах в Дании Марко Карвинен тоже говорит, что действия россиян не вызывали у него доверия.
«Там теперь ходит такая шутка, что даже слюнявчики защищают от коронавируса. Я привык, что в Финляндии все носят маски и соблюдают дистанцию, так что мне это показалось странным. В России этих правил не придерживались».
«В Копенгагене было гораздо безопаснее. Тесты действительно проводили, а не просто бросали ватные палочки в пакеты».
В российской прессе часто высказываются подозрения, что государственную статистику приукрашивают или искажают. Однако УЕФА принял российские данные. Когда Дублин и Бильбао вышли из группы городов-организаторов из-за того, что не смогли гарантировать допуск фанатов на стадионы, число матчей в Петербурге только возросло.
Ари Лахти не комментирует, стоило ли проводить матчи чемпионата Европы в Санкт-Петербурге. При этом он отметил, что эпидемиологические нормы соблюдались в Дании лучше.
«УЕФА считает, что информации, предоставленной местными чиновниками, нужно доверять. Безусловно, в Копенгагене организация была лучше, чем в Петербурге, датчане относились к ситуации серьезнее. Наверное, я не тот человек, чтобы судить о ситуации на трибунах, но на стадионах мерили температуру и носили маски».
«С самого начала полное фиаско»
Идея провести матчи в разных странах Европы вызвала много критики еще десять лет назад, когда чемпионат еще только начали организовывать. Тогда мечта бывшего председателя УЕФА Мишеля Платини (Michel Platini) сбылась. Однако сейчас, в период пандемии коронавируса, организовывать матчи оказалось тяжело.
«Эти матчи были полным фиаско с самого начала. Точной информации о ситуации в Петербурге и Будапеште не было, но матчи все равно были запланированы. В УЕФА все связано с деньгами, их нужно получить всеми способами. К сожалению, жадность оказалась важнее рисков для здоровья людей», — говорит Карвинен.
Марко Карвинен понимает, что вирус, привезенный из Петербурга, оставит след на отношении финнов к футбольным фанатам. Однако он надеется, что всем удастся взглянуть на ситуацию шире.
«Конечно, для кого-то мы будем людьми, которые привезли смерть, даже если заражение не будет распространяться. Но обычно люди понимают, что обществу важно открываться, мы не можем оставаться в четырех стенах».