«Мне кажется, что все те, кто могут сделать прививку, должны ее сделать немедленно, если даже не ради своего собственного блага, то ради блага других», — заявил в среду, 7 июля, митрополит Иларион, епископ Русской православной церкви и глава синодального Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии РПЦ. В интервью каналу «Россия 24» он утверждал, что выступает за вакцинацию от ковид-19. Он также обвинил людей, отказывающихся вакцинироваться, в том, что они совершают грех.
В связи с этим митрополит Волоколамский привел слова прихожан, не вакцинировавшихся и потому ставших причиной гибели близких, а теперь желающих покаяться: «Они приходят и говорят: „А как мне теперь с этим жить?"» О вине верующих, которые по неосторожности заразили вирусом своих близких, митрополит сказал: «Всю жизнь вы будете замаливать свой грех».
Ответственность «заботы о других»
По мнению митрополита Илариона, «грех заключается в том, что человек, отказавшийся от вакцинации, подумал лишь о себе, но не подумал об окружающих». Он настаивает, что нами должно двигать чувство солидарности: «Мы несем ответственность — каждый из нас — не только за себя и не только за наших близких, но и за всех тех, кто с нами сегодня соприкасается!».
Епископ тем более щепетилен в данном вопросе, что православная церковь особенно пострадала в результате этого санитарного кризиса: коронавирусом заболели около 5 000 церковнослужителей и монахов.
Уже в июне он напоминал верующим, что вакцинация и в целом соблюдение осуществляемых государством санитарных протоколов совершенно необходимы. Тем не менее после его заявления в кругах антипрививочников стали звучать враждебно настроенные комментарии, что привело к блокировке его аккаунта в Инстаграме.
Православный клирик Живко Панев (Jivko Panev), руководитель информационного портала Orthodoxie.com и преподаватель Свято-Сергиевского института в Париже, настаивает, что вопрос вакцинации следует рассматривать именно с позиции солидарности: «Человек по определению связан со многими другими людьми. Он живет бок о бок с другими, соприкасается с ними. Таким образом, вакцинация — это действие, направленное не только на себя, но и на других», — объясняет он.
Вакцинация — «дар Божий»
Православная церковь разделяет эту позицию, вот как говорит об этом батюшка Живко Панев: «Православная церковь не считает пандемии карой Божьей», — говорит он. Напротив, как он утверждает, «Бог не оставил людей без защиты: созданное медиками лекарство — это тоже дар Божий, нужно им пользоваться». Он также добавляет, что в марте 2020 года «православная церковь одной из первых осознала опасность этого санитарного кризиса».
Тем не менее, на протяжении истории эта точка зрения не всегда преобладала среди верующих, так как вакцинация долгое время считалась опасной в духовном отношении. «В начале XX века многие старообрядцы умерли в Московской области (…), отказавшись прививаться от оспы, считая прививку печатью Антихриста», — напоминает митрополит Тихон, епископ Псковский и Порховский (Псковская область) в видеозаписи, опубликованной 5 июля.
Заявления этих православных епископов звучат в тревожной санитарно-эпидемиологической обстановке, так как кривая заражений в России растет по мере распространения штамма «Дельта». С начала пандемии от коронавируса в России скончались более 140 000 человек.