Когда Кристин Мбома (Christine Mboma) из Намибии вышла на финишную прямую в финале олимпийского забега на 200 м, она была далеко от лидера. Но после мощного спурта юная Мбома стала второй, пропустив вперед лишь Элейн Томпсон-Хера (Elaine Thompson-Herah). Бегунья с Ямайки пробежала за 21,53 секунды — это второй результат в мире после 21,34 от Флоренс Гриффит-Джойнер (Florence Griffith Joyner) на Олимпийских играх 1988 года. Мбома справилась с дистанцией за 21,81 секунду и тем самым в третий раз за два дня побила рекорд среди молодых людей до 20 лет.
Ее заслуги отметил сам президент Намибии Хаге Гейнгоб (Hage Geingob). Мбома первая среди представителей Намибии взяла олимпийскую медаль после Фрэнки Фредерикса (Frankie Fredericks), который в Атланте в 1996 году повторил серебряный дубль Барселоны-1994.
Но не все были в восторге от намибийки. Уже завершивший карьеру польский спринтер Марцин Урбас (Marcin Urbas) стал одним из тех, кто усомнился, что у Мбомы есть право выступать в соревнованиях среди женщин.
«Тестостероновое преимущество Мбомы видно невооруженным глазом. Хотелось бы, чтобы она сдала тесты и доказала, что она действительно женщина», — заявил поляк испанскому спортивному изданию Marca. Он добавил, что его личный рекорд в возрасте Мбомы составлял 22,01 секунду.
Соотечественница Мбомы Беатрис Масилинги (Beatrice Masilingi) в олимпийском финале стала шестой. У обеих 18-летних спортсменок имеются «особенности полового развития» — проще говоря, XY-хромосомы и уровень тестостерона, характерный для мужчин.
На Олимпийских играх в Токио обеих не допустили до их любимой дистанции — 400 м, поскольку их уровень тестостерона не соответствует правилам Международной ассоциации легкоатлетических федераций. Но эти правила действуют только для дистанций от 400 до 1500 м, поскольку, как утверждает World Athletics, на других дистанциях преимущество, получаемое за счет тестостерона, не доказано. Вот почему Мбома и Масилинги смогли выйти на старт 200 м — и добиться успеха.
Международная ассоциация легкоатлетических федераций представила новые правила в 2018 году. Теперь атлетам с повышенным тестостероном следует принимать лекарства, чтобы понизить уровень гормона до стандартных значений, если они хотят выступать. Некоторые раскритиковали этот регламент как дискриминационный. Главной героиней дебатов стала Кастер Семеня (Caster Semenya) из ЮАР: она пыталась оспорить решение World Athletics в Спортивном арбитражном суде и в суде в Швейцарии, но оба раза проиграла.
Вратарь шведской женской сборной по футболу Хедвиг Линдаль (Hedvig Lindahl) поддержала Семеню в ее борьбе за право соревноваться.
Правила Международной ассоциации легкоатлетических федераций ругают за расплывчатость и непоследовательность. Однако глава World Athletics Себастьян Коу (Sebastian Coe) считает, что мощное выступление Мбомы в олимпийском финале как раз доказывает правомерность решения не допускать ее к соревнованиям на 400 м.
При этом Коу не исключает, что федерации придется снова пересмотреть правила. Вероятно, бегуньям на короткие дистанции тоже надо будет искусственно понижать уровень тестостерона.
«Как бы неудобно это ни было, я отвечаю за то, чтобы всегда делать все возможное для честности и справедливых условий на соревнованиях. И мы никогда не утверждали, что не может быть преимуществ с более низким уровнем в других видах», — сказал Коу.
«Не думаю, что мы в руководстве сейчас остановимся именно на этом. Но это обсуждается. Я слышал, как об этом поговаривают тренеры, спортивные энтузиасты и просто любители спорта», — сказал Коу.
Но «открытый класс» — не то, чего хочет Кастер Семеня. Она-то всегда отстаивала право соревноваться с женщинами.