Плешки, Московская область — Бабочки-капустницы порхают над морковью, заросшей сорняками. На небе, наконец, показались облака, и деревне Плешки, которая находится примерно в 150 километрах от Москвы, хороший дождь не помешает.
Наталья Пенькова, владелец экофермы «Васильки», выдергивает из земли тонкую морковку и предлагает ее понюхать.
«Дождей сейчас не очень много, но благодаря жаре морковь получается очень сладкой», — говорит она.
Скоро москвичи смогут следить за ростом этой моркови и других продуктов фермы в режиме реального времени. Если планы предприятия «Среда» реализуются.
Московский стартап разрабатывает интернет-услугу, при помощи которой клиент может попросить фермера вырастить желаемые овощи. Позже созревание урожая можно будет отслеживать при помощи камер или дронов.
«Вы сами сможете выбрать фермера, которому доверите выращивание овощей. Затем прямо к вам домой приедут фермерские продукты», — объясняет оперативный руководитель предприятия «Среда» Елена Летуновская.
Эта услуга предназначена для тех потребителей города-миллионника, которым важно хорошее качество продуктов.
Органическое земледелие не очень распространено в России, но заинтересованность потребителей в органических продуктах растет. Пандемия заставила людей задуматься о своем здоровье сильнее, чем прежде. Фермерские продукты придутся по нраву и тем, кто обеспокоен подделками продуктов питания.
Стоимость овощей подскочила рекордно высоко
Однако мало кто сможет позволить себе более качественные и дорогие продукты.
Это частично связано с тем, что цены на базовые продукты в России в последнее время сильно поднялись — местами даже на десятки процентов.
Особенно сильно повысились цены на так называемый «борщевой набор» — то есть на свеклу, морковь и картофель. В первой половине года эти продукты подорожали на 50-70%.
Согласно Росстату, в первом полугодии стоимость продуктов возросла на 7,3%. Однако многие считают официальные данные приукрашенными.
Частично подорожание связано с сезонным колебанием цен. На ситуацию также повлияли исключительные погодные условия, изменение маршрутов транспортировки в связи с пандемией, инфляция и колебание курса рубля.
Нельзя забывать и про санкции, которыми Россия ответила на санкции ЕС в 2014 году. В ответ на санкции Запада в связи с оккупацией Крыма и войной на востоке Украины Россия запретила экспорт продуктов питания. Контрсанкции сократили предложение и уменьшили конкуренцию в России. Это проявляется в том, что местами цены остаются очень высокими.
По мнению Натальи Пеньковой, проблему можно было бы решить при помощи наращивания производства в России. Для этого необходимо увеличить государственную поддержку фермеров и привести в порядок слабую инфраструктуру.
В конце июня президент Владимир Путин подчеркнул в «Прямой линии» важность производства отечественных продуктов питания. Женщина, позвонившая Путину из продовольственного магазина в Липецке, была поражена тем, что эквадорские бананы стоят дешевле моркови, которую выращивают в соседней области.
Доходы россиян достигли рекордно низких значений за последнее десятилетие
Продукты дорожают и в других странах. Однако в России ситуация особенно сложная, поскольку уровень доходов граждан не растет уже несколько лет.
В период с января по март реальные доходы россиян упали до показателей десятилетней давности.
Согласно Росстату, за период с апреля по июнь реальные доходы россиян поднялись впервые за период пандемии. Денежные доходы на душу населения достигли 38 тысяч рублей в месяц.
В то же время возрастает разница в доходах. Наибольший разрыв наблюдается в Москве.
Недавнее исследование свидетельствует о том, что в Москве доходы самых бедных и самых богатых горожан отличаются в 18 раз. В среднем 20 тысяч рублей получают 10% самых низкооплачиваемых москвичей, в то время как 10% самых богатых жителей столицы получают больше 350 тысяч.
На продукты питания уходит больше половины доходов
Снижение реальных доходов и рост стоимости продуктов привели к тому, что россияне тратят на питание все больше.
Согласно опросу, опубликованному в июле, больше 60% россиян тратят на питание примерно половину месячной зарплаты. Каждый шестой респондент сообщил, что на продукты уходят почти все его средства.
В «Среде», которая продает фермерские продукты, признают, что предприятие не соревнуется в ценах с дешевыми магазинами. Оперативный руководитель Елена Летуновская призывает обращать внимание не только на цены продуктов.
«Наши продукты качественные, они подойдут всем. Они питательные, и, кроме энергии, они доставляют удовольствие», — хвалит Летуновская свой товар.
По мнению Елены Летуновской, предварительные заказы будут гарантировать фермерам более стабильный заработок. Клиенты будут оплачивать заказ еще до сбора урожая, что будет приносить фермерам доход и вне периода сбора овощей.
Возможность следить за ростом овощей кажется уже излишеством. Однако, по мнению Летуновской, речь в данном случае идет о доверии. При помощи камер потребителям можно будет открыто показать, откуда берутся органические продукты.
«Говорят, что самый легкий способ продать москвичам „органические продукты" — купить оптом искусственно выращенные овощи и продать их втридорога», — отмечает Летуновская.