Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

От балета до хоккея: оружие советской «мягкой силы» (La Vanguárdia, Испания)

© РИА Новости Александр Макаров / Перейти в фотобанкСцена из балета Людвига Минкуса "Дон Кихот"
Сцена из балета Людвига Минкуса Дон Кихот - ИноСМИ, 1920, 01.09.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
СССР использовал любые культурные и спортивные средства, чтобы завоевать умы граждан страны и иностранцев, а также получить сторонников внутри и за пределами своей сферы влияния, пишет автор. Впрочем, США и их союзники занимались тем же самым, создавая окопы «мягкой силы» в период холодной войны.

Холодная война была не просто дипломатическим, стратегическим, военным или идеологическим столкновением. Соединенные Штаты и Советский Союз построили еще и культурные окопы, из которых они сражались за распространение своего взгляда на общество и мир, используя убеждение как оружие.

Во время президентства Трумэна (1945-1953) и в особенности Эйзенхауэра (1953-1961) Соединенные Штаты запустили серию кампаний, чтобы усилить свое идеологическое присутствие в остальных частях планеты. Задачей было «завоевать умы» и сформировать мнение, выгодное лидерам США.

Как пишет историк Фрэнсис Стонор Сондерс (Frances Stonor Saunders) в своей книге «ЦРУ и культурная холодная война», «в важные периоды холодной войны правительство Соединенных Штатов выделяло огромные ресурсы на секретную программу культурной пропаганды в Западной Европе».

Советский Союз, в свою очередь, также поставил культуру на службу коммунистической партии. Система работала над укреплением исторической идентичности и революционных ценностей, пытаясь противостоять влиянию Запада и расширять идеалы коллективности, индустриализации и кооперации.

Мягкая сила, также именуемая «soft power», — концепция, впервые введенная политологом Джозефом Наем (Joseph Nye) в 1990 году. По словам специалиста, речь идет о «способности достичь желаемого привлекая и убеждая остальных принять ваши цели». Культура была ключевым аспектом советской политики задолго до того, как холодная война навязала свою логику.

Таран кино

Из всех видов искусств, успешно культивировавшихся в новом коммунистическом мире, создание плакатов было самым культовым и характерным после Октябрьской революции. От призывов сражаться на фронте Первой мировой войны и до плакатов, восхвалявших Ленина или Сталина. От достоинства крестьян и до гордости рабочего за новую индустриальную среду.

Одной из областей, где блистали советские создатели плакатов, была кинематография. В 20-е годы СССР пережил золотой век кинематографических постеров.

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», — эту фразу Ленин произнес вскоре после триумфа большевистской революции. В стране, где более 80 процентов населения было неграмотным, кино и радио превратились в ценные каналы распространения новой идеологии среди масс.

Однако основной движущей силой советской киноиндустрии стал Сталин. Верховный лидер обожал кино и часто приглашал партийную элиту на закрытые показы. Развитие мощной киноиндустрии стало одной из его основных целей.

«Сталин взял на себя роль суперпродюсера», — отмечает Соломон Волков в своей книге «Modern Moscow» («Современная Москва»). Советский лидер по своему усмотрению назначал и увольнял различных режиссеров и руководил созданием фильмов, читая сценарии и просматривая бесчисленные ленты.

Его интерес к седьмому искусству уходил корнями далеко в прошлое. Первая в мире киношкола, Всесоюзный институт кинематографии (ВГИК), была создана в Москве в 1919 году кинорежиссером Владимиром Гардиным. Сталин полностью доверял режиссеру Сергею Эйзенштейну, одному из основных преподавателей киношколы, который стал национальной знаменитостью после выхода в 1925 году фильма «Броненосец Потемкин».

Музыка и смех

Создание звукового кино было одной из целей новой советской индустрии, поэтому советский лидер отправил Эйзенштейна и его команду изучать звуковое кино в Соединенные Штаты. Дошло даже до подписания контракта с Paramount на продюсирование фильмов, но ни один из российских сценариев не убедил продюсеров Голливуда.

После очередного неудавшегося эксперимента, в этот раз в сотрудничестве с мексиканским художником-коммунистом Диего Риверой (Diego Rivera), команда была вынуждена вернуться из-за подозрений Сталина, который боялся заражения западными идеями.

Гений русского кино быстро впал в немилость. Целью советского коммунистического лидера было создавать комические фильмы со значительной музыкальной поддержкой, в которых бы восхвалялся образ жизни советского народа и зарождающийся толчок к новой эре индустриализации. А для этого были нужны новые режиссеры.

Помощнику Эйзенштейна Григорию Александрову поручили направить все знания, полученные в Мекке кинематографа на создание «первой советской джаз-комедии». Целью комедии, имитировавшей голливудский стиль, по словам Волкова, было «вызвать симпатию и понимание в Соединенных Штатах».

Так в 1934 году на советские экраны вышел фильм «Веселые ребята». В нем с юмором и песнями восхвалялась жизнь рабочего класса в СССР. Фильм поразил самого Чарльза Чаплина, который оценил образ новой России в фильме и послание, которое было «более убедительным, чем пули и речи».

Образцовая литература

Литература также была подчинена руководящим принципам партии. Ее основной целью было передать советским гражданам основные ценности нового революционного мира: героизм, любовь к родине, самоотверженность и равенство. Эти ценности пытались экспортировать и за границу.

Книги, придерживавшиеся намеченной властями линии, выходили большими тиражами и вносились в списки обязательной литературы для школьников. Характер многих поколений граждан Советского Союза сформировали такие произведения как «Мать» (1906) Максима Горького, «Как закалялась сталь» (1934) Островского, где рассказывалось об образцовой жизни советского героя Павки Корчагина, восхваление советской системы коллективизации «Поднятая целина» (1932) Шолохова, поэма о тяжелой фронтовой жизни «Василий Теркин» (1945) Александра Твардовского.

Театр также превратился в важное средство коммуникации революционного правительства. Он стал способом общаться с массами, которые, хоть и были в большинстве своем неграмотными, стремились получать стимулы. Однако новые лидеры хотели искоренить идею закрытых спектаклей, ассоциировавшихся с буржуазией, и решили вывести театр на улицу, на площади и бульвары больших городов.

Эти массовые собрания стали основой агитационной пропаганды, так называемого агитпропа. Под девизом «Театральный октябрь» режиссер Всеволод Мейерхольд распространял «искусство масс и борьбы, полное игры, солнца и причастности». Так родился новый театр пролетариата.

Балет, который завоевал всех

Нечто похожее произошло и с балетом, который считали искусством, служащим аристократии, и ассоциировали с царским режимом. После большевистской революции над ним нависла опасность исчезновения, однако две легендарные фигуры вывели эту дисциплину в новое измерение.

Предприниматель Сергей Дягилев создал «Русский балет Дягилева», компанию, которая вызвала сенсацию в Западной Европе в первые годы ХХ века. В свою очередь учитель танца Агриппина Ваганова заложила основы русской балетной школы, положила начало великолепному танцу, который расцветет в последующие годы в СССР.

Правительство Сталина превратило балет в символ национального престижа, экспортируемый по всему миру. Доказательством этого служит проецирование за границу балета московского Большого театра или Кировского, Мариинского, театра, базирующегося в Санкт-Петербурге. Не меньшую роль в распространении русской культуры и искусства сыграл созданный Игорем Моисеевым ансамбль «Березка», который считается одним из важнейших в мире фольклорных ансамблей.

Хор Красной армии созданный в 1928 году считается одним из лучших в мире коллективов мужских голосов. Его обширный репертуар, насчитывающий более двух тысяч композиций, преодолевал границы, неся в многочисленные страны корни русской народной музыки, церковные гимны и популярные композиции.

Спортивная холодная война

Спорт, как могущественный массовый феномен, также создавал окопы, где супердержавы пытались продемонстрировать другим странам свое превосходство. Пропагандистское столкновение переживало периоды высокой напряженности, так, например, в ответ на вторжение СССР в Афганистан Соединенные Штаты в 1980 году бойкотировали Олимпийские игры в Москве.

Четыре года спустя уже СССР организовал ответный бойкот Играм в Лос-Анджелесе под предлогом того, что правительство Рональда Рейгана не могло обеспечить безопасность советских спортсменов. Целью США было показать спорт как один из основных символов страны свобод и, напротив, осудить использование и контроль, с которыми пропаганда коммунистического режима относится к советским спортсменам.

Для Советского Союза спорт был одним из основных столпов образа жизни и структуры общества. Физическая культура была обязательным предметом во всех школах и университетах. Спортивные программы были в свободном доступе, чтобы получить помощь государства, нужно было всего лишь пройти отбор. Многие спортивные клубы и команды напрямую зависели от армии или полиции.

На советских спортивных плакатах спортсменов изображались в завидной физической форме, как пример для детей, которые мечтали однажды стать такими, как они. Несмотря на пропаганду, жизнь спортсменов была сложной, они проходили жесткие программы тренировок и получали небольшую, по сравнению с западными оппонентами, зарплату. Во время холодной войны немало спортсменов пытались сбежать, чтобы искать лучшей жизни по другую сторону железного занавеса.

Среди наиболее заметных событий этой спортивной войны, шедшей более 40 лет, можно выделить два момента: окутанное спорами поражение баскетбольной команды США (явного фаворита) в игре против советского соперника в финале Чемпионата мира 1972 года (так в тексте, на самом деле речь идет о финале баскетбольного турнира XX летних Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене — прим. ред.), и «чудо на льду», произошедшее по время зимних Олимпийских игр в Нью-Йорке в 1980 году.

Тогда американцы стали теми, кто в финале соревнований по хоккею на льду разбили легендарную и непобедимую команду Советского Союза (известную как «Красная армия» (еще одна ошибка автора — советскую сборную в Северной Америке называли «Красной машиной» — прим. ред.)). Их сборная (сборная США — прим. ред.) в большинстве своем состояла из университетских игроков.

И, наконец, другим видом спорта, характерным для Советов, были шахматы. Сам Ленин считался отличным игроком. Шахматная доска, на которой идет сражение двух команд, черной и белой, без сомнения, была отличной метафорой, иллюстрировавшей противостояние между политическими блоками.

Советские спортсмены доминировали в этой дисциплине, пока в 1972 году не появился американец Бобби Фишер, который стал чемпионом мира, победив чемпиона Бориса Спасского. В последующие годы, однако, Советы усилили свое превосходство в шахматах с появлением легендарных Карпова и Каспарова, соперничество которых войдет в историю. На этот раз сражение разворачивалось внутри страны.