Группа исследователей Каирского университета совместно с исследователями Университета Кафр эш-Шейх использовали пчелиный яд и его биоактивное вещество, чтобы снизить интенсивность химиотерапии при лечении рака печени.
В исследовании, которое будет опубликовано в ноябрьском выпуске журнала «Bioorganic Chemistry», говорится о механизме, с помощью которого пчелиный яд и его биоактивное вещество стимулируют действие противоопухолевого препарата Сорафениб, а также о влиянии пчелиного яда на раковые клетки.
Гепатоцеллюлярная карцинома
Гепатоцеллюлярная карцинома занимает первое место среди самых распространенных видов злокачественных новообразований в Египте.
Болезни печени остаются серьезной проблемой здравоохранения во всем мире. Они, как правило, быстро прогрессируют до гепатоцеллюлярной карциномы, первичной злокачественной опухоли печени, от которой, по прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 2030 году умрет более миллиона человек.
В настоящее время единственным одобренным препаратом для лечения гепатоцеллюлярной карциномы является Сорафениб, используемый также для лечения острого миелоидного лейкоза и метастатического рака почек. Хотя этот препарат продемонстрировал эффективность в лечении гепатоцеллюлярной карциномы, он вызывает множество побочных эффектов, в том числе: токсидермию, диарею, потерю аппетита, тошноту, снижение веса, охриплость голоса, повышенную утомляемость, высокое давление и кровотечения.
Более того, у большинства пациентов, проходящих лечение Сорафенибом, в конечном итоге развивается резистентность к этому препарату. В настоящее время предпринимаются попытки найти безопасную альтернативу или дополнение к Сорафенибу.
Найдена безопасная альтернатива
Природные соединения, включая растительные экстракты и морепродукты, показали высокую эффективность в лечении рака. Яд пчел, пауков, змей и скорпионов также продемонстрировали способность уничтожать раковые клетки.
Известно, что пчелиный яд обладает хорошо выраженной антикоагулянтной активностью и стимулирует выработку гормона кортизона, который помогает при заболевании суставов и укрепляет иммунную систему.
Некоторые продукты пчеловодства используются как средства альтернативной медицины. Адепты апитерапии более пяти тысяч лет используют пчелиные укусы в качестве лекарства от головных болей, болей в суставах и кожных заболеваний.
Пчелиный яд недавно доказал свою эффективность против различных онкозаболеваний, включая рак груди, яичников, мочевого пузыря, легких, печени и простаты. Он способен влиять на апоптоз (запрограммированный механизм гибели клеток), пролиферацию (образование новых) и онтогенез (жизненный цикл) раковых клеток.
Пчелиный яд также содержит много пептидных компонентов, включая свободные аминокислоты, жиры и углеводы. Основным компонентом и токсином пчелиного яда является мелиттин, составляющий около 40-60% от его сухого веса. Это незаменимый полипептид, состоящий из 26 аминокислот, является основным болеутоляющим веществом медоносной пчелы (Apis mellifera).
Пчелиный яд и его действующее вещество
Недавние исследования показали, что мелиттин обладает различными «противораковыми» свойствами. Он влияет на процессы апоптоза, пролиферации и ингибирования роста раковых клеток. Кроме того, мелиттин обладает антибактериальным, противовоспалительным и противовирусным действием.
«Проблема одобренного препарата для лечения гепатоцеллюлярной карциномы заключается в том, что он вызывает нежелательные побочные эффекты, а при более длительном приеме развивается резистентность. Поэтому наше исследование было направлено на поиск натурального и безопасного вещества для снижения дозы этого препарата. Мы смогли обнаружить искомое в пчелином яде и его биоактивном веществе», — рассказала ведущий автор исследования Гада Х. Мансур, профессор Каирского университета.
В ходе исследования было обнаружено, что пчелиный яд и его активное вещество усиливают действие Сорафениба, воздействуя на сигнальные пути, приводящие к гибели раковых клеток. Исследование также показало, что пчелиный яд и мелиттин практически одинаково влияют на действие этого препарата.
Гада Х. Мансур говорит: «Хотя исследование не показало значительной разницы между действием пчелиного яда и его активного вещества, я рекомендую использовать именно мелиттин, так как его можно искусственно синтезировать, генно-модифицировать и производить в больших количествах».
«Это исследование открывает новые возможности для безопасного лечения гепатоцеллюлярной карциномы, будь то использование мелиттина в качестве единственного лекарства или в комбинации с Сорафенибом, разумеется, после проведения необходимых клинических исследований», — добавила она.
В то же время она предостерегла от использования пчелиных укусов или яда непосредственно для лечения онкозаболеваний. По ее словам, подобное лечение должно проводиться специалистом, который знает какие дозы необходимо вводить для получения наиболее эффективного результата.