Президент Эммануэль Макрон предупредил, что энергетический кризис угрожает восстановлению мировой экономики. Он призвал лидеров на саммите «двадцатки» в Риме в этот уикенд к совместной работе по восстановлению взаимных поставок товаров. В своем интервью французский президент также призвал брать на себя больше ответственности в борьбе с глобальным потеплением. Эти слова президент Макрон сказал накануне климатического саммита в Глазго. Он особенно подчеркнул необходимость уходить от использования каменного угля.
«Двадцатке» предстоит координировать усилия, с одной стороны, странами — производителями энергии, а с другой стороны, странами — потребителями энергии. Цель координации — предотвратить энергетический кризис этой зимой. Кризис, который «грозит вызвать огромное напряжение и в экономическом, и в социальном плане», сказал Макрон. "В ближайшие недели и месяцы мы должны добиваться большой прозрачности в формировании цен на энергию, чтобы не возникали риски и неопределенности. Именно они могут поставить под угрозу глобальное восстановление«,- сказал Макрон в интервью «Файненшл таймс» в Елисейском дворце.
«То, что мы ожидаем [от саммита] — это координация с той целью, чтобы избежать резкого роста цен. Глобальные расходы на энергию в этом году подскочили, создавая трудности промышленности и нанося удары по потребителям из-за более высоких цен. Инфляция в еврозоне в октябре была самой высокой за минувшие 13 лет, подскочив на 4,1%. Таков ставший сенсацией подсчет, опубликованный Статистической службой ЕС в пятницу. «Я не думаю, что нам удастся быстро снизить цены, учитывая напряжение, которое царит со стороны спроса», — сказал Макрон. «Но вот чего нам нужно стараться избежать: любых перебоев в предложении и дальнейших скачков цен. Особенно это важно сейчас, когда мы входим в зимний период в северном полушарии».
Макрон продолжил: «Быстрое экономическое восстановление толкнуло цены слишком быстро, а это может повысить нагрузки на бизнес и домохозяйства». По слова Макрона, Франция и множество других стран ЕС пришли на помощь к пострадавшим, раздавая миллиарды в виде прямой экономической помощи или в виде замораживания цен.
Впрочем, появился и новый источник забот: очень велики опасения, что это российский производитель газа «Газпром», пользующийся поддержкой государства, создал трудности. Есть озабоченность по поводу того, что это «Газпром» нарочно поддерживает уровень запасов в поземных хранилищах газа в Западной Европе, обостряя страхи по поводу предложения поставок и таким образом повышая цены.
Когда Макрону был задан вопрос, не является ли Россия виновницей высоких цен на энергию в Европе, Макрон сказал: «У меня нет никаких доказательств или свидетельств того, что имело место манипулирование ценами, и я никого не обвиняю. Это отношения продавца и покупателя. Их не надо использовать в геополитических целях».
Когда Макрона спросили, не властвует ли «Газпром» над Европой, он ответил: «Вопрос не в том, слишком мы зависимы от той или иной крупной компании. Вопрос в том, как мы сами создаем альтернативы [слишком могущественным компаниям]. А единственные альтернативы, которая сейчас для нас реальны, — это иметь наши собственные европейские источники возобновляемой энергии и, конечно, европейскую ядерную энергетику».
В данный момент Франция является крупнейшим в Европе потребителем энергии, производимой на АЭС. Это контрастно отличает Францию от Германии и некоторых других стран ЕС, которые, наоборот, ведут переход от атомной энергетики к другим источникам.
В этих условиях Макрон призвал Европу диверсифицировать поставки газа на ее рынки, а также ускорить переход от углеродного топлива. Это, по его словам, в любом случае будет необходимо сделать, чтобы остановить рост температур и смягчить изменения климата, вызванные глобальным потеплением. «То, что происходит сейчас, может быть предметом весьма ироничного взгляда. Мы строим систему, в которой в средней и дальней перспективе углеродное топливо и производимая им энергия будут стоить дороже и дороже, и мы сами этого хотим — чтобы бороться с изменением климата. С другой стороны, мы должны помочь промышленности и домохозяйствам пройти через этот энергетический переход — иначе мы не сможем сделать этот переход бесповоротным и поддерживаемым в будущем».
Французский президент, которому предстоит пройти через новые выборы в апреле, является активным сторонником многостороннего сотрудничества между странами. Он лоббировал сотрудничество и в глобальном плане, и в рамках ЕС — в том числе по таким вопросам, как международное налогообложение и глобальное потепление. В условиях кризиса цепочки поставок и продолжающейся пандемии covid-19, Макрон провозгласил, что на «двадцатку» в этом плане ложится большая ответственность: все страны этой организации обязаны по ряду вопросов работать вместе, и особенно «двадцатка» должна помочь странам с низкими доходами.
Макрон призвал собравшихся в Риме лидеров «двадцатки» вместе выработать план по более быстрой поставке вакцин в развивающиеся страны. «Франция всегда подчеркивала важность поддержания многостороннего сотрудничества, но сегодня мы еще и должны получить от него побыстрее конкретные результаты», — сказал он. Лидеры Китая, России и Японии заранее сообщили, что не будут участвовать в саммите в Риме лично, это связано с опасениями по поводу covid-19 и с выборами в Японии. Макрон подчеркнул, что встреча «двадцатки», хозяином которой выступает итальянский лидер Марио Драги, проходит накануне климатического саммита в Глазго. Оба эти саммита, с точки зрения Макрона, дают шанс выработать более амбициозные планы по борьбе с изменениями климата.
«Когда мы встретимся в Риме, главная задача будет — сделать так, чтобы члены „двадцатки" могли сделать серьезный вклад в работу саммита в Глазго, чтобы сделать этот климатический саммит успехом, — сказал Макрон и добавил: — Итоги саммита в Глазго невозможно предсказать, ничто нельзя считать уже решенным. А вот у „двадцатки" есть вполне конкретная цель — ускорить уход от угля как источника энергии».
«Двадцатка» и ее лидеры ожидают ожесточенные дебаты в конце недели по поводу прекращения вложений в угольную отрасль — по всему миру. «Нам нужно, чтобы „двадцатка" начала полное уничтожение международного финансирования для любых электростанций, работающих на угольном сырье», — сказал Макрон.
Макрон также призвал богатые страны, в первую очередь США, сделать больший вклад в то, чтобы помочь развивающимся странам выполнить их цели по уменьшению влияния на климат.
Макрон также призвал Китай сместить год, в который эта страна планирует выйти на пиковое энергетическое потребление, с 2030 года на 2025-й. «Чтобы не потерять еще время, мы должны абсолютно все, что возможно, чтобы выполнить планы в плане финансирования [мер по сохранению климата], а также убедить Конгресс США обеспечить выделение средств на эти цели».
Еще один вопрос, который волнует Макрона, — это каким образом можно заставить разные страны выполнить их обещания сократить выбросы, выходя на углеродную нейтральность в разные годы с 2030 по 2050-й год.
«Наша цель — это получить максимальные результаты от всех стран. И это возможно, хотя это и является серьезным вызовом для нас. Самым трудным это будет для стран, которые являются развивающимися и которым одновременно с климатическими проблемами нужно будет решать и проблему восстановления после кризиса с covid-19».
В этих условиях Макрон призвал «двадцатку» сделать больше, чтобы вакцинировать весь мир от covid-19. «Двадцатка» должна прекратить запреты на экспорт вакцин, повысить количество доз, которые даются бедным странам в качестве дара, а также поддержать производство своих вакцин в Африке.
«Уже сейчас каждый француз подарил жителям бедных стран мира в среднем одну дозу вакцины, — сказал Макрон, имея в виду 60 миллионов доз, которые Франция пожертвовала в рамках инициативы Covax, предложенной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). «Если бы каждая страна двадцатки смогла сделать то, что уже сделали мы, вакцинировано было бы 20 процентов населения мира. А ведь это жизненно важно», — подчеркнул Макрон.