Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Не стоит одного голливудского блокбастера: что не так с украинским кино (Вести, Украина)

© Kinomania, 2021Кадр из фильма «Сумасшедшая свадьба 3»
Кадр из фильма «Сумасшедшая свадьба 3»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Прошли все ожидаемые и знаковые премьеры украинских фильмов 2021 года. Vesti. ua проанализировали кассовые сборы всех картин. Их выводы более чем неутешительные. Карантин и меры предосторожности при посещении кинотеатров сильно подрубили украинскую киноиндустрию — ни один из фильмов не смог окупить себя в прокате. И речь не только об украинских, но и голливудских релизах.
Вся украинская киноиндустрия не стоит одного голливудского блокбастера
Голливуд — это огромная машина, которая еще не скоро остановится, поскольку своими ежегодными миллиардными денежными оборотами превосходит экономики некоторых стран. А вот украинское кино поставлено на грань выживания и в этой связи нужно что-то делать. Ведь общий кассовый сбор всех украинских фильмов за 2021 год — более 66 миллионов гривен — меньше, чем кассовые сборы некоторых американских блокбастеров по отдельности. В частности, все украинское кино собрало в полтора раза меньше, чем «Дюна» (97,3 млн грн) или «Веном 2: Карнаж» (95,8 млн грн) на Украине.
«Я уже неоднократно говорила на разных конференциях, которые проводятся для киноиндустрии о том, что украинским фильмам не хватает не только качества, но и хорошей маркетинговой кампании, умения себя продать. Не должно быть так, что зрители узнают о выходе нового фильма всего за две недели до премьеры. Я считаю, что в бюджет фильма, который подается на питчинг и получает господдержку, должна входить «графа» — «маркетинг», — говорит директор сети кинотеатров «Планета Кино» Наталья Байдан.
Лидером года по кассовым сборам стала «Сумасшедшая свадьба 3». Фильм спродюсированный Юрием Горбуновым собрал почти 29 миллионов гривен. Однако этого не хватило, чтобы даже окупить вложения. Бюджет этой картины составил 16 миллионов гривен. Напомним, что для того, чтобы выйти в ноль, картина должна в прокате собрать сумму в три раза превышающую ее бюджет.
Тенденция года такова, что в ТОП-10 украинских фильмов по кассовым сборам попало пять комедий. Все они не сильно дороги в производстве — порядка 500-600 тысяч долларов. Если бы они «прокатывались» в другое время, то есть когда нет ограничений посещения кинотеатров, то вполне возможно они бы принесли даже прибыль, как это было до карантина. Напомним, что первые две части «Сумасшедшей свадьбы» были в хорошем плюсе. Первая картина собрала 54,1 миллион гривен, а вторая — 41,2 миллиона гривен.
Но проблема остается. Украинские фильмы пока не могут конкурировать в своей же стране с голливудскими блокбастерами. Вся индустрия за год собирает меньше, чем один дорогой американский фильм с бюджетом в 200 миллионов долларов. Попытки снять масштабные исторические фильмы или экшены не окупают себя.
«Тягаться с американскими блокбастерами, снятыми за 200 миллионов долларов, бессмысленно. На наши бюджеты все равно не снимешь картину, которая сможет стать лидером мирового проката. Хотя мы все пытаемся это сделать. Европейские страны, включая ту же Францию, редко производит подобные фильмы. Зато они часто выпускают комедии — с точки зрения коммерции это всегда больше себя оправдывает. Поэтому я считаю, что Госкино, проводя питчинг, лучше не раздавать деньги массово, но по чуть-чуть, а нескольким картинам дать большую сумму. Может тогда получится снять более качественную картину, которая хотя бы на своем рынке сможет конкурировать с Голливудом», — говорит Байдан.
Россия не пускает Голливуд на свои экраны
  1. 1
    Китай объявил войну женоподобным мужчинам и псевдоценностям
  2. 2
    Гордон: Зеленский впервые прокомментировал расследование о своих офшорах
  3. 3
    WSJ: Москва планирует одержать победу в очередной «космической гонке», опередив Тома Круза
Кстати, в России картины собственного производства периодически становятся лидерами проката по итогам года. Как рассказала нам Наталья Байдан, секрет не только в качестве. Уже несколько лет на государственном уровне принята не совсем корректная форма поддержки своей продукции. В период новогодних праздников, которые являются самыми прибыльными для кинопрокатчиков — две недели до и две после — крупные голливудские фильмы на экраны не допускаются. В эти четыре недели в прокате только российское кино. И кроме новогоднего периода в году есть еще несколько таких же прайм-таймов. К тому же, под отдельные крупные российские премьеры в кинотеатрах расчищается место, чтобы их блокбастер не пересекся с голливудским. Это, конечно же, не рыночные и диктаторские методы, но они работают своей индустрии в плюс.
Украинским фильмам, в сравнении с российскими, очень не хватает господдержки, она не должна заканчиваться на этапе финансирования. В частности, по словам киноэкспертов, украинской комедии «Звезды по обмену» с Олей Поляковой и Михаилом Хомой будет очень трудно. Их картина выходит в прокат 1 января, но в тот же период будут идти «Кингс Мен», «Человек-паук» и «Матрица: Воскресение». С такими блокбастерами любой картине бороться в прокате будет трудно.
Провал «Квартала»
Еще одним антирекордом этого года стал провал мультфильма производства «Квартал 95» — «Гулливер возвращается». В прежние годы их комедии очень успешно заходили и всегда собирали хорошую кассу. Почти каждая их комедия становилась самым успешным среди украинских фильмов. В начале это происходило благодаря сотрудничеству с Россией и участию в их проектах самых топовых звезд: Филиппа Киркорова, Павла Воли, Алексея Чадова и других. Потом еще дважды удалось «выстрелить» без помощи россиян. В начале со «Слугой народа», который еще до президентских выборов хорошо зашел как продолжение суперуспешного одноименного сериала. Потом «Я, Ты, Он, Она», где кроме Владимира Зеленского снялись одна из главных наших поп-звезд Надя Дорофеева и Евгений Кошевой, который долго находился в тени Зеленского как комик. Напомним, что до этого ему доставались в лучшем случае роли второго плана.
Теперь «Квартал 95» попытался зайти на новую для себя территорию — мультфильмы. Это направление они выбрали сознательно, понимая, что на анимацию хороший спрос у массового зрителя. В ТОП-10 мирового проката и на локальных рынках всегда присутствует один-два мультфильма. Однако на этот раз эксперимент провалился. Мультфильм с треском проиграл голливудским, хотя над ним работали не только украинские, но и американские профи и делался он с очень большими амбициями.
Конечно, отчасти этот проект подкосили все те же карантинные ограничения и появление в тот же период ожидаемого детьми американского мультфильма «Щенячий патруль». Но хуже то, что он оказался не таким уж безупречным, как рассчитывали продюсеры. По мнению кинокритиков, сценарий оказался довольно слабым. Хуже того: в нем хромала причинно-следственная связь. Многие не поняли, откуда взялся Гулливер и почему он был персоной нон грата и наводил на всех ужас.
Так что, вполне возможно, «Квартал 95» вернется к телекомедиям и не станет штурмовать другие жанры, в которым они не настолько сильны.
Почему на Украине проваливаются номинанты на «Оскар»
На общем фоне условного успеха украинских комедий вполне понятным выглядит коммерческий провал картины, которая в этом году выдвигается от Украины на «Оскар» — «Плохие дороги». При бюджете в 11 миллионов гривен он собрал всего 755 488 грн и даже не попал в ТОП-10 украинских фильмов.
«Сложная картина на не развлекательную тему всегда собирает меньше. Такие фильмы никогда не делаются ради кассовых сборов. И в этом нет ничего нового. Людей невозможно заставить страдать добровольно. Все стремятся к счастью и легкости. Украинцам не так легко и просто живется, и я их понимаю», — говорит режиссер и сценаристка «Плохих дорог» Наталья Ворожбит.
Но причина коммерческого провала этой картины не только в том, что она заставляет людей страдать.
«Да, в первую очередь люди хотят забыть о своих проблемах хотя бы на несколько часов и погрузиться в другой мир — мир иллюзий. Так работает Голливуд. Даже социальные голливудские хиты, наподобие „Паразитов" или „Земли кочевников" — это, в первую очередь, притчи, понятные каждому человеку. А „Плохие дороги" слишком зациклены на конкретных историях и конкретных обстоятельствах, чтобы быть кому-то интересными за пределами ОРДЛО. В этом фильме нет общечеловеческой истории, которая бы цепляла массового зрителя», — говорит кинокритик Алексей Росовецкий.
На Украине почти всегда картины, которые выдвигаются на «Оскар» собирают плохую кассу, исключением был «Поводырь» Олеся Санина, который установил в нашем прокате рекорд, но не попал даже в шорт-лист.
Чтобы как-то поправить дела в украинской киноиндустрии, эксперты видят несколько способов. Если целью является коммерческий успех, то картину нужно снимать с расчетом на массового зрителя и не винить его в ограниченности в случае провала фильма. Наталья Байдан вообще предлагает ввести KPI для режиссеров и продюсеров.
«Если картина собрала плохо в прокате, значит этих создателей нужно временно отправлять на отдых, чтобы они проанализировали свои ошибки и дать возможность снимать другим. Кроме этого, основательно подходить в продвижению фильма. Уже с того момента, как выиграл питчинг, нужно этим заниматься», — говорит Байдан.
Раз уж результаты проката показывают, что лучше всего собирают комедии, значит нужно лучше разрабатывать этот жанр, чтобы на Украине снимались подобные фильмы с расчетом на разную аудиторию. Рядом с «Сумасшедшей свадьбой» должны быть картины с более тонким юмором.
«Современное украинское кино, в большинстве своем, не волнует украинцев и непонятно кому адресованы фильмы, которые снимаются якобы для массового зрителя. Кино должно говорить с людьми о понятных и близких вещах — о любви и ненависти, о семейных отношениях, о преодолении на пути к свершениям и о поиске себя самого. Пока этого нет, люди в кино не пойдут. Именно поэтому прокатными хитами Украины в последние годы были комедии. И это понятно — люди хотят прийти в кино и получить кусочек счастья, отдохнуть от проблем, увидеть себя со стороны и посмеяться над этим. Украинское кино тематически должно перестроиться. Оно должно быть для людей, а не для отчетности. Это должно быть не политическое кино, а зрительское», — говорит Алексей Росовецкий.
Что же касается потенциальной борьбы за «Оскар», то в таких случаях не лишним будет проводить отдельный тендер среди режиссеров, у которых есть такие амбиции и, возможно, за счет ограничения финансирования других подобных лент победителям тендера выделять большую сумму, чтобы они могли снять все, что запланировали, а не вырезали сцены, потому что не хватило денег их снять.