Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Москва предупреждает: завтра будет война (Грузия online, Грузия)

«Грузия online»: проект российского договора по вопросам глобальной безопасности — ультиматум с оттенками угрозы

© РИА Новости Алексей Майшев / Перейти в фотобанкЗдание Министерства иностранных дел РФ
Здание Министерства иностранных дел РФ - ИноСМИ, 1920, 21.12.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
МИД России опубликовал проект договора по вопросам глобальной безопасности, пишет «Грузия online». По мнению автора статьи, этот документ не что иное, как ультиматум с оттенками «угрозы». Впрочем, доказательств «агрессивных планов» Москвы он не приводит.
17 декабря 2021 года на официальной интернет странице МИД РФ было опубликовано сообщение для СМИ, в котором говорится, что 15 декабря «…американской стороне были переданы проекты договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о гарантиях безопасности и соглашения о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств — членов Организации Североатлантического договора. Американской стороне в развернутой форме были даны необходимые пояснения логики российского подхода, представлены соответствующие аргументы».
В сообщении указывается, что на основе предоставленных Москвой аргументов российская сторона рассчитывает, что США и НАТО «в самое ближайшее время вступят в серьезные переговоры с Россией» в целях реализации проектов «по критически важному для поддержания мира и стабильности вопросу».
Владимир Путин потребовал от США и НАТО предоставить России «правовые гарантии» ее безопасности. Они включают требование, чтобы НАТО удалила все войска или вооружение, развернутые в странах, вступивших в альянс после 1997 года. В итоге незащищенными останутся Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Северная Македония, Польша, Чехия, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия и Черногория. Скорее всего эти агрессивные требования Кремля будут отвергнуты странами Альянса как попытка вернуть и расширить сферу влияния России в Европе в целом.
Суть конкретных пунктов становится заведомо понятной сразу после ознакомления с преамбулой проектов договора и соглашения. Однако, в этих документах есть существенная разница. Если в соглашении с НАТО Россия требует от участниц государств альянса вернутся к статус-кво 1997 года, то в договоре с США, которая не только является государством участником, но и основателем Альянса, Москва настаивает вернутся к договорам с СССР аж 1971 года.
В преамбуле проекта договора с США особо интересна запись о возможности развязывания ядерной войны. В частности, в документе говорится:
«- стремясь избежать любого военного противостояния и вооруженного конфликта между Сторонами и осознавая, что прямое военное столкновение между ними способно привести к применению ядерного оружия, что имело бы далеко идущие последствия;
— подтверждая, что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана, равно как признавая необходимость приложить все усилия для предотвращения опасности возникновения такой войны между государствами, обладающими ядерным оружием;
— подтверждая свои обязательства по Соглашению о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки от 30 сентября 1971 года, Соглашению между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки по предотвращению инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 года, Соглашению между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о создании Центров по уменьшению ядерной опасности от 15 сентября 1987 года, а также Соглашению между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о предотвращении опасной военной деятельности от 12 июня 1989 года».
На нормальном языке, текст с одного взгляда вполне с нормальным содержанием в реальности является ультиматумом с оттенками угрозы.
Он примерно выглядит так:
1. Если США не согласятся с предоставленным вариантом договора, то военная конфронтация, которая выльется в столкновение и военный конфликт между Россией и США, неизбежен. Более того, в случае необходимости Москва готова применить ядерное оружие. Для более убедительности некоторые российские политики и близкие к Кремлю эксперты спрогнозировали, что игнорирование ее интересов приведет к «военному ответу», подобно кубинскому ракетному кризису 1962 года.
2. После таких угроз Москва якобы смягчает риторику и сводит ее к нежелательности развития ситуации в таком русле, но все равно сохраняет предупредительно-угрожающий тон. В довесок к требованиям Вашингтону, на всякий случай, для расширения российского «зоны контроля», привязывает к вопросу и другие страны, имеющие в арсенале ядерное оружия. Однако, забывает упомянуть о ядерной опасности, исходящей от поддерживаемого Москвой Ирана.
3. С учетом угроз Москва на основе договоров между США и СССР, предлагает Вашингтону капитулировать в период 1971-1989 годов. Заодно четко заявив о своих претензиях вернуть «красные линии» зон своего влияния, проведенные между ОВД (Организация варшавского договора, в которую входили Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) и НАТО.
  1. 1
    FT: в НАТО нет консенсуса, как ответить на ультиматум России
  2. 2
    NYT: Россия оставит Украину без света. И вот почему
  3. 3
    Daily Star: НАТО отказалась защищать Украину
В преамбуле проекта договора с США в целях утверждения приверженности Москвы к действиям в правовом русле отдельно подчеркивается, что Россия предана букве международного права, а также фундаментальным положениям ООН и СБООН, и придерживаясь их требует от США неукоснительного соблюдения «…принципа невмешательства во внутренние дела, включая отказ от поддержки организаций, групп и отдельных лиц, выступающих за неконституционную смену власти, а также любых действий, имеющих целью изменение политического или социального строя одной из договаривающихся Сторон».
С одной стороны, понятно, что Россия с США пытается договориться о том, что нарушить в будущем ни одна сторона не сможет, хотя факт вмешательства в выборы США российских спецслужб доказан и отвертеться Москва не сможет. Но интересно то, что текст аналогичного содержания отсутствует в преамбуле проекта соглашения России и НАТО. Получается, что Россия заведомо оставляет за собой право действовать в нарушении «принципов невмешательства», которых требует от США. Таким образом Москва дает понять, что вопрос возвращения границ влияния СССР с повестки дня не снят.
Возвращаясь к вопросу «о принципе невмешательства» Москве хочется задать вопрос — где был этот ваш «принцип», когда оккупировали Польшу, Чехию, Венгрию, Болгарию, по 20% территорий Грузии и Украины; когда саперными лопатами кромсали в Тбилиси людей; когда расстреливали людей в Сумгаите, в Баку; когда поддерживали сепаратистские организации и натравляли людей в Карабахе, Абхазии, Цхинвальском регионе, Приднестровье, Крыму и в Донбассе?! Где эта ваша хваленная приверженность к принципам «невмешательства во внутренние дела, включая отказ от поддержки организаций, групп и отдельных лиц, выступающих за неконституционную смену власти», когда свергали законно избранного президента Грузии Звиада Гамсахурдия?! А ведь это далеко не полный список ваших «принципов».
Теперь о пунктах проекта договора России и США. Если США согласятся с этими пунктами, то они подпишут себе смертельный приговор. Выполнение этих пунктов для США означает, что она вообще должна запереться внутри себя, и не выходить за пределы «национальной территории», забыть о союзниках, полностью изолироваться от НАТО, от всех ее совместных операций, не оформлять ни с кем, особенно с государствами бывшего СССР, двусторонние соглашения о военной помощи даже на уровне подготовки кадров, убрать с европейской территории системы ПРО, развернутые в рамках НАТО, одним словом — убраться с континента восвояси.
В этом документе интересен своим содержанием пункт 4, где говорится о взятии со стороны США обязательства по недопущению продвижения НАТО на восток, а также в странах бывшего СССР, особенно принятии в альянс Украины и Грузии. Таким образом Москва старается заполучить один блокирующий голос по вопросу расширения НАТО. С учетом принципа принятия решения по консенсусу всех участников стран альянса, этот единственный голос для России вполне достаточен, тем более, если США и так будут полностью изолирован от европейского континента.
Разумеется, США на такие шаги не пойдут, и весь этот проект договора составлен именно в этих целях, чтобы от американцев получили ответ — идти подальше. В последствии из Москвы хлынет шквал заявлений, выставляющих американцев милитаристами и пособниками развязывания боевых действий, о чем «предостерегала Москва». Более того, в Кремле, как любит выражаться Путин, уже готовы «домашние заготовки» в виде заявлений, и планов при необходимости спровоцировать и развязать военные действия.
Что же касается требований к НАТО, то они не только суровые, но и без всяких гарантий со стороны России о непродвижении собственных зон влияния на Запад.
В этом документе, помимо того, что выдвинутые конкретные требования исключают дальнейшее расширение НАТО, включая присоединение бывших республик СССР, особенно Украины и Грузии, также запрещают проведение учений без предварительного согласия России на Украине, в Восточной Европе, в странах Кавказа, таких как Грузия или в Центральной Азии, и соответственно на Балтике и в Черноморском регионе как в морском, так и в воздушном пространствах.
Как и говорилось в начале, этот проект соглашения предусматривает возвращение НАТО в состояние 1997 года вплоть до учета расположения коллективных вооруженных сил альянса. В частности, в Статье 4 проекта говорится: «Российская Федерация и все Участники, являвшиеся по состоянию на 27 мая 1997 года государствами — членами Организации Североатлантического договора, соответственно, не размещают свои вооруженные силы и вооружения на территории всех других государств Европы в дополнение к силам, размещенным на этой территории по состоянию на 27 мая 1997 года. В исключительных случаях, при возникновении ситуаций, связанных с необходимостью нейтрализации угрозы безопасности одного или нескольких Участников, такие размещения могут осуществляться с согласия всех Участников».
Другими словами, НАТО должна отвести не только свои коллективные силы из стран Восточной Европы, Прибалтики и с Балкан, но и свернуть развернутые системы ПРО, которые защищают от российской угрозы, и полностью оголить бывшие страны Варшавского договора, оставив их на растерзание Москвы. Упомянутые в тексте «исключительные случаи» настолько сумбурны, что в купе с требованиями вернуться к 1997 году и с учетом стремления Москвы на Запад, перспективы европейских стран бывшего соцлагеря выглядят весьма неблагоприятными.
Эти предложения Москвы уже удостоились соответствующих откликов от европейских и американских политиков. Глава НАТО вообще исключил всякого рода переговоры, которые исключают право Украины вступать в альянс, заявив, что это зависит от Украины и 30 стран НАТО. А там, где Украина, там и Грузия, и любая страна, которая решит, что для обеспечения собственной безопасности необходимо вхождение в НАТО.
Однако, МИД России продолжает свою игру, и советует хорошо прислушаться к их условиям. В частности, заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков отвечая на вопрос, считает ли он эти предъявленные требования Москвой к США и НАТО необоснованными, ответил отрицательно, добавив, что «…речь идет не о том, чтобы мы ставили какой-то ультиматум, его нет. Дело в том, что нельзя недооценивать серьезность нашего предупреждения». Иными словами — «Москва предупредила и готова для дальнейших действий, дело за вами. Если не учтете предъявленных требований, то мы не виноваты, мы предупреждали — завтра будет война».