Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Foreign Affairs (США): каким будет день после нападения России на Украину

© REUTERS / Ukrainian Defence Ministry/Handout via REUTERSВоенные учения в Херсонской области, Украина
Военные учения в Херсонской области, Украина - ИноСМИ, 1920, 26.01.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Авторы статьи в Foreign Affairs констатируют, что пока американцам не удается справиться с ситуацией вокруг Украины. Они пишут, что эффективного сдерживания России не получилось, западные санкции не сработали, единого европейского антироссийского фронта нет. Байден опоздал с мерами противодействия Москве. Военной конфронтации с Россией "один на один" США должны избегать.
Как будет выглядеть война на Украине и как Америка должна реагировать.
Несмотря на целую серию встреч, состоявшихся недавно, США, НАТО, Украина и Россия так и не приблизились к дипломатическому решению или снижению напряженности на украинско-российской границе. Хотя Россия и не отказалась еще полностью от своих внешнеполитических претензий, пропасть между ожиданиями Москвы и Запада предстала во всей своей глубине. Российские официальные лица ясно дали понять, что их не интересуют предложения, касающиеся исключительно стратегической стабильности, военных учений или даже моратория на членство Украины в НАТО. Президент России Владимир Путин добивается ни много, ни мало - полного демонтажа европейской архитектуры безопасности, сложившейся после окончания холодной войны и отказа от фундаментальных международных соглашений, регулирующих право государств на самоопределение. Но это как раз то, на что Соединенные Штаты, их партнеры и союзники никогда не пойдут.
Между тем, несмотря на заверения, что у России нет планов "вторжения" на Украину (российские вооруженные силы оккупируют территорию Украины и ведут войну на украинской территории с 2014 года), наращивание российской военной мощи вдоль украинско-российской границы продолжается. Совсем недавно военная техника из Восточного военного округа России перебрасывалась на запад, в то время как ударные и транспортные вертолеты, а также подразделения поддержки выдвигались на передовые позиции для полномасштабного наступления. Россия также объяснила усиление военной мощи к северу от Украины тем, что проведет совместные военные учения с Белоруссией, которые продлятся до 20 февраля. Российские силы уже сосредоточены у южных и юго-восточных границ с Украиной. До начала операции остается еще несколько необходимых дополнительных шагов, но проводимые в настоящее время боевые стрельбы и учения, а также прибытие подразделений тылового обеспечения свидетельствуют, что армия вторжения готовится к действию.
Ранее на этой неделе президент США Джо Байден предсказал, что Путин в конечном итоге примет решение о той или иной форме вторжения или "входа" на Украину. "Думаю ли я, что он решится проверить Запад, проверить Соединенные Штаты со всей серьезностью? Да, думаю, так он и сделает, — сказал президент на пресс-конференции. - Я предполагаю, что он двинется вперед", — добавил Байден.
Президент США Джо Байден - ИноСМИ, 1920, 20.01.2022
Главред (Украина): Байден намекнул на допустимость "небольшого вторжения" России, в Киеве шокированыПрезидент США Джо Байден анонсировал жесткие санкции против России, если она решится на "вторжение" на Украину, пишет "Главред". При этом глава Белого дома проигнорировал заявления Кремля об отсутствии агрессивных планов против соседней страны.
Крупный военный конфликт на Украине был бы катастрофой. Это никто не хочет. Но теперь это еще и вероятность, к которой Соединенные Штаты должны подготовиться.

Что происходит сейчас?

Если предположить, что дипломатические усилия потерпят неудачу, возможны три сценария. Какой из них воплотится в жизнь, во многом зависит от того, как Путин полагает наилучшим образом достичь своих конечных целей: нанести непоправимый ущерб украинскому военному потенциалу, посеять хаос в украинском руководстве и, в конечном итоге, превратить Украину в несостоятельное государство. Это тот результат, к которому стремится Путин, потому что это положит конец угрозе со стороны Украины как непримиримого противника и серьезной угрозы безопасности России. Путину ненавистна сама перспектива существования развивающейся и процветающей демократической модели в колыбели восточнославянской цивилизации, то есть такой ход событий, который мог бы представить для граждан России все более привлекательный и вдохновляющий пример для демократических преобразований в их собственной стране. Столкнувшись со снижением своего влияния и контроля над внутренней и внешней политикой Украины, Кремль может достичь этих целей только с помощью военной силы.
Первый сценарий предполагает принудительное разрешение нынешнего кризиса политическими методами. Россия может официально признать или аннексировать оккупированный Донбасс на востоке Украины. Коммунистическая партия Российской Федерации уже внесла в Государственную Думу России законопроект, который признает сепаратистские государства на Донбассе аналогично тому, как Россия признала Абхазию и Южную Осетию - эти два отколовшихся региона в Грузии. Это позволило бы Кремлю избежать дальнейшей военной эскалации, и при этом уйти с "победой". Российское руководство может надеяться спровоцировать Украину на ошибку, подобную той, которую в 2008 году совершил президент Грузии Михаил Саакашвили, решивший сражаться с поддерживаемыми Россией сепаратистами в Абхазии и Южной Осетии, тем самым дав Кремлю предлог для военных действий и правдоподобное отрицание своей вины.
Однако сами по себе такие шаги не принесут России выгоды. Они лишь еще больше закрепят статус-кво, и Россия потеряет возможность внедрить прокремлевскую "пятую колонну" во внутреннюю политику Украины. Если Путин выберет этот курс, то Соединенные Штаты и НАТО могут ответить дополнительным развертыванием сил вдоль восточного фланга НАТО, что приведет к серьезным проблемам безопасности, которые Кремль хочет избежать.
Второй сценарий предполагает ограниченное российское наступление с ограниченной авиационной поддержкой для захвата дополнительных территорий на востоке Украины и в Донбассе с целью их признания или полной аннексии. В этом сценарии Россия захватит Мариуполь, крупный украинский порт на Азовском море, а также Харьков, крупный город, имеющий символическое значение как бывшая столица Украинской Советской Социалистической Республики в межвоенный период. Россия также могла бы предпринять и более амбициозную и расширенную версию своего наступления, создав на Украине "клещи" с востока и юга с помощью сухопутных, воздушных и морских сил. На юге Россия могла бы создать "сухопутный мост", соединяющий Крым с материковой частью России. Он также могла бы начать десантную операцию по захвату Одессы, самого важного порта Украины, а затем продвинуться к российским силам, уже дислоцированным в Приднестровье – том регионе Молдовы, который от нее отделился.
Такой шаг лишит Украину жизненно важных портов на ее южном побережье и выхода к морю, а также решит давние логистические проблемы России со снабжением Крыма, в том числе и водой. Это будет грандиозная операция, для которой потребуются все силы, которые Россия собрала в Крыму, а также вдоль восточных и северных границ Украины. Это также потребует захвата и удержания оспариваемых территорий. Россия будет вынуждена предпринять дорогостоящие усилия по оккупации крупных украинских городов, ввергнув свои силы в сложную городскую войну, затяжную военную кампанию и дорогостоящую борьбу с партизанским движением. Захват и удержание украинских территорий под длительной оккупацией, конечно, ослабил бы Украину, но вряд ли привел бы ее к полному банкротству.
Третий и наиболее вероятный вариант — это полномасштабное наступление русских с применением сухопутных, воздушных и морских сил на всех направлениях. В этом сценарии Россия как можно быстрее установит превосходство в воздухе и на море. Затем некоторые российские сухопутные силы будут продвигаться к Харькову и Сумам на северо-востоке, а другие, которые сейчас базируются в Крыму и Донбассе, будут продвигаться с юга и востока соответственно. Российские силы в Беларуси могут напрямую угрожать Киеву, тем самым сковав украинскую армию, которая в противном случае могла бы двинуться на усиление восточных и южных рубежей. Эти силы могут наступать на Киев, чтобы ускорить капитуляцию украинского правительства.
При таком сценарии долгосрочная оккупация Украины будет маловероятна. Штурм и усмирение крупных городов повлекут за собой такой уровень городской войны и такие дополнительные потери, которых российские военные, вероятно, хотят избежать. Российские силы с большей вероятностью ограничатся захватом и удержанием территории для создания и защиты своих линий снабжения, а затем отступят после достижения благоприятного дипломатического урегулирования или нанесения Украине достаточного ущерба. Тогда Украине и Западу придется в буквальном смысле собирать осколки. Эта операция будет сосредоточена на карательных ударах по украинским органам руководства, вооруженным силам, критически важной инфраструктуре и местам, важным для национальной идентичности и морального духа украинцев. Россия будет нацеливать свои бомбы, ракеты, артиллерию, крылатые и баллистические ракеты малой дальности на такие объекты, как президентский дворец, здания президентской администрации, Верховная Рада (законодательный орган Украины), Министерство внутренних дел, Министерство обороны, штаб-квартира Службы безопасности Украины и Майдан Независимости (центральная площадь в Киеве и место многочисленных продемократических революций), а также другие известные руководящие органы и значимые места. Кибератаки поразят критически важную инфраструктуру, такую ​​как энергосистема Украины, что может еще больше парализовать украинское государство. Россия также в приоритетном порядке постарается уничтожить крупные объекты украинского ВПК. Ликвидировав способность Украины производить крылатые ракеты "Нептун", ракетные комплексы "Сапсан" и баллистические ракеты малой дальности "Грим-2", Россия может эффективно устранить возможную угрозу со стороны Украины в ближайшей перспективе.
Наступление российских сухопутных и военно-морских сил будет направлено на окружение и уничтожение армии Украины и удержание только территории, необходимой для использование авиации и огневой мощи в целях достижения военных и политических целей России. Эти удары приведут к десяткам тысяч жертв и спровоцируют гуманитарную катастрофу, вызовут хаос в гражданских и военных линиях командования и, возможно, обезглавят украинское руководство. Если все пойдет по плану России, ее атаки нанесут ущерб украинскому правительству, военной и экономической инфраструктуре. И все это станет важными шагами на пути к превращению Украины в несостоявшееся государство.

Беспрецедентный ответ

Независимо от того, выберет ли Россия ограниченное вторжение или более широкое нападение, последствия, с которыми она столкнется со стороны Соединенных Штатов, их союзников и партнеров, должны быть беспрецедентными, как ранее и предупреждала администрация Байдена. Сенатор США Роберт Менендес, демократ от штата Нью-Джерси и председатель сенатского комитета по международным делам уже представил законопроект — Закон о защите суверенитета Украины от 2022 года — который напоминает список максимальных пожеланий сторонников украинского суверенитета. Он включает положения об использовании лизинговых полномочий Министерства обороны и Специального фонда оборонных закупок для поддержки Украины; дополнительные кредиты для укрепления вооруженных сил Украины; усиление украинского оборонительного потенциала; дополнительную поддержку американо-украинских программ военного обмена; дополнительную помощь в борьбе с дезинформацией на Украине; публичное раскрытие незаконно полученных активов, принадлежащих Путину и членам его ближайшего окружения; санкции в отношении российских государственных чиновников, которые участвуют в нападении на Украину или содействуют ему; санкции в отношении российских финансовых институтов; санкции, требующие отключения крупных российских финансовых учреждений от системы обмена финансовыми сообщениями SWIFT; запрет на операции с суверенным долгом России; пересмотр санкций в отношении "Северного потока — 2" и санкции в отношении российского энергетического и горнодобывающего секторов. Несмотря на то, что в законопроекте предусмотрены возможные исключения в нескольких случаях, в том числе, для импорта товаров, его принятие все равно будет представлять собой смелый шаг на пути защиты Украины.
Администрация Байдена уже просигнализировала о своей поддержке законопроекта Менендеса. Байден должен сделать еще один шаг и провести его через Сенат и Палату представителей, тщательно маневрируя, чтобы эти критические меры не стали еще одной жертвой межпартийных споров. Байден хорошо начал с недавней встречи по Украине с сенаторами от обеих партий. Чтобы еще больше снизить межпартийные разногласия, сенаторам-демократам следует рассмотреть возможность добавления элементов в законопроект Менендеса из конкурирующего законопроекта, представленного Джимом Ришем, республиканцем от Айдахо и высокопоставленным членом сенатского комитета по международным делам.
Украина традиционно пользуется в Конгрессе сильной двухпартийной поддержкой. Но Кремль убежден, что отсутствие внутренней сплоченности в США подорвет способность Вашингтона дать ему решительный ответ. Конгресс не должен подкреплять это убеждение. Сила законопроекта Менендеса заключается не только в его содержании, но и в сигнале, который он посылает о единой двухпартийной поддержке Украины.
Администрация также должна выполнить санкции, направленные на запрет экспорта передовых американских технологий (таких как полупроводники и микрочипы) в Россию, что может негативно сказаться на российской аэрокосмической и военной промышленности. Кроме того, либо Конгресс, либо администрация Байдена должны перейти от простого раскрытия активов, принадлежащих ближайшему окружению Путина, к прямому воздействию на эти активы, начиная с санкций в отношении 35 человек, ранее указанных российским диссидентом Алексеем Навальным. Оказание давления на ключевых олигархов, окружающих Путина, будет столь же, если не более важным, как и введение санкций против тех российских официальных лиц, которые будут непосредственно иметь отношение к военным действиям.
Некоторые люди могут усомниться в эффективности санкций как инструментов сдерживания или принуждения к перемене поведения. Действительно, с международными резервами в размере 630 миллиардов долларов США, значительно возросшим импортозамещением в критически важных отраслях, благоприятной ситуацией на рынках энергии и альтернативами SWIFT в виде внутрироссийской системы передачи финансовых сообщений и китайской системы трансграничных межбанковских платежей, Россия может вполне выдержать этот шторм. Однако такие опасения упускают из виду тот факт, что санкции все равно будут сопряжены с издержками и ослабят способности Кремля по оказанию внешнего злонамеренного влияния. В нынешнем виде угроза санкций уже оказала негативное влияние на российский фондовый рынок.
При этом абсолютно ясно, что без трансатлантического единства и сотрудничества со стороны ЕС санкции будут гораздо менее значимыми и эффективными. Европейские союзники Вашингтона опасаются того, что санкции могут нанести ущерб их собственной экономике. Судя по комментариям Байдена во время его недавней пресс-конференции, похоже, что Вашингтон изо всех сил пытается выстроить единый ответ на российскую агрессию, особенно в случае кибератак, невоенных или квази-военных действий. Президент Франции Эммануэль Макрон уже подорвал имидж единого фронта, призвав ЕС вести свой собственный диалог с Россией. Тем временем Германия отказалась экспортировать оружие на Украину и не смогла сформулировать окончательную позицию относительно отсрочки или отмены утверждения газопровода "Северный поток — 2", по которому российский газ будет поступать в Европу.
Россия вполне может прекратить поставки энергоресурсов в Европу, что усугубит существующий европейский энергетический кризис и поставит под угрозу трансатлантическое единство. Кризис в Европе с энергией уже привел к тому, что Соединенные Штаты в декабре прошлого года отправляли дополнительный сжиженный природный газ в страны ЕС. Европа может быть вынуждена в короткие сроки искать альтернативные источники энергии, чтобы избежать внутренних негативных последствий. И насколько это возможно, Вашингтон должен помочь своим европейским союзникам и партнерам сократить нехватку энергии за счет своих стратегических запасов нефти и газа.
Другие страны обеспокоены тем, что отключение российских финансовых учреждений от системы SWIFT вызовет негативные последствия для европейской экономики. А поскольку SWIFT подчиняется бельгийскому и европейскому законодательству, Вашингтон должен в какой-то мере опереться хотя бы на молчаливое согласие Европы, чтобы добиться отключения России. Соединенные Штаты могут попытаться заставить европейские страны подыграть им, как это было в 2012 году, когда США настаивали на том, чтобы отрезать от SWIFT Иран. Но, опасаясь разрушить трансатлантическое единство, Вашингтон может не захотеть вынуждать к чему-то своих союзников.

Добиваться усиления военной помощи

На военном фронте Соединенные Штаты (если они еще этого не делают) могут помочь правительству Украины реагировать на российские военные приготовления, обмениваясь с украинцами стратегическими, оперативными и даже тактическими разведданными в режиме реального времени. Соединенным Штатам также следует последовать примеру Соединенного Королевства и направить воздушные транспорты с наступательными вооружениями перед возможным вторжением России. Вашингтон должен предоставить Украине стрелковое оружие, боеприпасы, оборудование и большое количество переносных зенитно-ракетных комплексов, а также более совершенные ракетные системы, в том числе зенитные ракеты Patriot и противокорабельные ракеты Harpoon. Критики такого подхода могут возразить, что поставка этих систем даст Кремлю предлог для превентивной атаки. Но если российская военная операция уже является данностью, больше причин для бездействия здесь не существует.
Даже если эти продвинутые системы не будут доставлены вовремя, чтобы обеспечить надлежащее обучение и достижение полной эксплуатационной готовности, некоторые из систем могут быть развернуты даже с начальной готовностью. Они не изменят баланс военных сил между Украиной и Россией, но наложат дополнительное бремя на российских оккупантов и будут способствовать их сдерживанию в сочетании с другими мерами. Соединенным Штатам также следует продолжать ускорять процесс утверждения поставок оружия американского производства Украине, как это недавно было сделано в отношении Эстонии, Латвии и Литвы. Кроме того, администрация Байдена должна поддерживать украинских партизан в маловероятном сценарии продолжительной оккупации.
Вашингтону также следует развернуть дополнительные силы и военную технику, чтобы успокоить и помочь своим европейским союзникам. Память о советском и российском господстве остается свежей в странах на восточном фланге НАТО, и здешние страны не будут сидеть сложа руки. Соединенные Штаты должны заверить их в том, что они их поддержат, как это гарантирует статья 5 Устава НАТО. В противном случае, в ответ на предполагаемую экзистенциальную угрозу, восточноевропейцы могут бросить военную и гуманитарную помощь на свои границы вопреки возражениям Вашингтона и западноевропейских правительств. Это, безусловно, повысит риск расширенного военного конфликта. Как минимум, такие страны, как Эстония, Латвия, Литва, Польша, Румыния и Словакия, скорее всего, усилят свою собственную оборону, обратившись к Соединенным Штатам с просьбой расширить свою миссию Расширенного передового присутствия, то есть развертывание многонациональных боевые батальонных групп, которые НАТО размещает в наиболее уязвимых государствах альянса. Чтобы еще больше укрепить Североатлантический союз, Вашингтону следует рассмотреть вопрос о повышении вероятности членства в НАТО Финляндии и Швеции, если какая-либо из этих стран захочет присоединиться к ней после дальнейшей военной агрессии России на Украине. Недавний диалог между Байденом и президентом Финляндии должен быть продолжен, и президент США должен провести аналогичные обсуждения со шведскими официальными лицами. Это еще может дополнительно повлиять на планы России по началу наступления.
В качестве последнего шага Соединенные Штаты и их европейские союзники и партнеры совместно с международными гуманитарными организациями должны создать гуманитарные коридоры с ресурсами и персоналом для защиты беженцев. Десятки, если не сотни тысяч или даже миллионы людей, могут бежать от конфликта либо в качестве внутренне перемещенных лиц внутри Украины, либо в качестве беженцев в соседних странах. Соединенные Штаты, Великобритания и ЕС должны настроиться на этот наплыв соискателей убежища и беженцев с помощью специальных иммиграционных виз для чрезвычайных ситуаций, подобных тем, которые были выданы афганцам, спасающимся от захвата их страны Талибаном* прошлым летом. Члены НАТО должны будут разделить бремя этих потоков. Нельзя оставить страны восточного фланга альянса действовать в одиночку.

Время подготовиться

Хотя администрация Байдена хорошо справилась с процессом псевдо-переговоров с Россией, конечный их результат все равно будет всего лишь суммой упущенных возможностей. Вашингтон поставил себя в положение, при котором, политика сдерживания, если не считать военную эскалацию, скорее всего, потерпит неудачу. Возможности сдерживания сегодня значительно хуже, чем в прошлом году, в прошлом месяце, или даже на прошлой неделе. Приверженность США миру и дипломатическим решениям в недавнем прошлом заслуживает похвалы, но, сосредоточившись на дипломатии без необходимого акцента на инструментах жесткой силы, администрация Байдена упустила возможность предотвратить кризис на восточном фланге Европы. Оглядываясь назад, можно сказать, что более решительный ответ на наращивание военной мощи, которое Россия осуществила на границе с Украиной в апреле прошлого года, мог бы привести к упреждающим изменениям в раскладе сил, а своевременное предоставление Украине наступательной военной помощи могло иметь большее влияние на расчеты Кремля на военное решение проблемы. Откладывая до последнего момента масштабные ответные действия, которые в настоящее время только начинают рассматриваться, Вашингтон должен теперь противостоять России с ограниченными возможностями сдерживания и принуждения.
Бывший президент Украины П. Порошенко  прибыл в Киев - ИноСМИ, 1920, 19.01.2022
Еспресо (Украина): крах режима Зеленского уже началсяИсторики будут называть 17 января отправной точкой для краха нынешнего киевского режима, пишет "Эспресо". Популист Зеленский и олигарх Коломойский просто обречены проиграть "политику" Порошенко, который становится "безальтернативным лидером оппозиции", убежден автор статьи. Дальнейшее развитие событий в украинской внутренней политике теперь стало еще более предсказуемым.
Мир стоит на пороге крупнейшего со времен Второй мировой войны военного конфликта в Европе. Учитывая существующие интересы основных политических игроков, США, Украина и Россия вряд ли существенно изменят свои нынешние подходы к ситуации. У Вашингтона нет желания применить жесткую силу для сдерживания России, но он и не отступит от принципов и ценностей, которые поддерживал на протяжении десятилетий. На Украине положение президента Владимира Зеленского очень шатко. У него снижаются рейтинги, он оказался неспособным реализовать двусторонний план по деэскалации с Россией, отсутствует уверенность в его возможностях по руководству страной во время войны. Зеленский "зациклен" на судебном преследовании бывшего президента Петра Порошенко по подозрению в государственной измене, кипящем споре с олигархом Ринатом Ахметовым и на преуменьшении нынешней российской угрозы. Однако для Зеленского капитуляция перед Россией была бы равносильна политическому самоубийству. И даже если бы Вашингтон или Киев изменили свою позицию, все равно нет гарантии того, что Москва будет удовлетворена этим и пойдет на деэскалацию.
В момент начала войны геополитический расклад станет значительно более сложным для национальной безопасности США. Вашингтону следует предполагать худшее и соответственно планировать свои действия, используя все элементы своей мощи для защиты интересов США. Администрация Байдена должна поддерживать тонкое равновесие: избегать военной конфронтации с Россией один на один и одновременно наказывать Россию за создание этой суровой новой реальности. Сейчас нет задачи важнее.
Авторы: Александр Виндман, Доминик Крус Бустильос (Alexander Vindman, Dominic Cruz Bustillos)
__________________________________________________________________________________
Александр Виндман — бывший директор по европейским делам в Совете национальной безопасности при президенте США, старший научный сотрудник Института внешней политики высшей школы перспективных международных исследований университета Джона Хопкинса.
Доминик Круз Бустильос — научный сотрудник Lawfare Institute (частная международная исследовательская организация, тесно ассоциированная с известным исследовательским центром Брукингским Институтом – Прим. ИноСМИ).
* — террористическая организация, запрещена в РФ. — Прим. ИноСМИ