Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Европа на перепутье: что если русские закроют вентили? (Advance, Хорватия)

© РИА Новости Алексей Витвицкий / Перейти в фотобанкГазокомпрессорная станция Gascade в Айслебене
Газокомпрессорная станция Gascade в Айслебене - ИноСМИ, 1920, 01.02.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вопрос энергоносителей сейчас станет для Европы ключевым, пишет Advance. На Западе надеются, что в случае конфликта между Москвой и Киевом прекратятся поставки только через Украину, а остальные трассы будут работать. Однако если Россия подвергнется новым санкциям, то Европа может промерзнуть, считает автор статьи. И еще вопрос, сколько это продлится.
Ситуация вокруг Украины остается исключительно напряженной. Ясно, что Россия не отведет свои войска от границы. Более того, поступают сообщения о том, что туда стягивается еще больше войск, хотя параллельно Москва упорно утверждает, что не намерена нападать или воевать с Украиной. На вопрос, зачем Москва держит свои вооруженные силы на границе, ответа не поступает. И так же часто, как Москва заявляет, что не намерена вторгаться на Украину, Вашингтон повторяет, что российское вторжение неизбежно.
Действительно, приняв во внимание все заявления, звучавшие в последние дни, можно прийти к выводу, что США буквально "призывают" российское нападение на Украину. Возможно, они сочли, что в широком геополитическом контексте подобное развитие событий им будет на руку. Ведь что на самом деле произошло бы? Между русскими и украинцами начался бы жестокий конфликт, а у Соединенных Штатов появился бы аргумент в пользу введения максимально жестких санкций против России. Кроме того, Вашингтону было бы легче убедить своих европейских союзников полностью изолировать Россию.
Да, нетрудно понять, насколько полезной с геополитической точки зрения была бы такая ситуация для Соединенных Штатов. Они могли бы "выбросить из игры" одного из двух главных соперников. В этой войне Россия просто не могла бы победить, а если бы и победила, то такая "победа" стоила бы ей очень дорого и принесла бы только деградацию и убытки. США же удалось бы остановить дальнейшее возвышение Европы на мировой арене, Вашингтону совершенно ненужное. Для США это плохо, ведь раньше они пользовались в Европе огромным влиянием, а теперь какой-то Макрон объявляет "новый мировой порядок" и говорит о том, что Европа должна уйти из-под влияния сильных держав. Ясно, что в США очень болезненно относятся к этим комментариям и видят, как Европа стремится ограничить их влияние. При этом влияние на Европу для США по-прежнему жизненно важно для контроля над миром.
Если на востоке возрастет напряженность, а особенно если Европа (к западу от Украины) почувствует угрозу, то, несомненно, от "нового порядка" Макрона ничего не останется. Все вернулось бы к порядку старому, в котором США "защищают и поддерживают" европейскую демократию и независимость от российской угрозы.
США привыкли таким образом проецировать свою силу и стали "лучшими" в этом деле. Военные авантюры портили их репутацию (вторжения и агрессии на Ближнем Востоке), но их защита от "российской угрозы" (раньше советской) обеспечила им статус желанного гегемона, которому многие годы все прощалось. Например, тотальная слежка за собственными союзниками, прежде всего Германией.
Что вообще привело к изменению ситуации? Кто-то скажет, что ничего не изменилось, и что все остается так, "как нужно". Может, и так, но нельзя не заметить, что сейчас (в последние годы) американский статус приходится отстаивать более жестко, чем прежде, когда его почти автоматически воспринимали положительно. Сегодня приходится подключать СМИ, чтобы сохранить американский статус в Европе, но делать это все труднее.
Трубопровод Gazela для транспортировки российского газа в ЕС - ИноСМИ, 1920, 28.01.2022
Запад готовит санкции против новых газовых проектов России
Европа просто поняла, что в данный момент американская "забота" ей больше мешает, чем помогает. Раньше ситуация была другой, и европейцы исходили из предпосылки о том, что развиваться без американской поддержки невозможно (в военном, политическом и экономическом плане, а США постарались, чтобы и в культурном). Однако после исчезновения "коммунистической угрозы" Европа уже не так нуждалась в Соединенных Штатах и поэтому начала медленно и осторожно высвобождаться из американских объятий, стараясь дать понять все еще военному гегемону, что намерена действовать максимально дружественно и сохранить традиционно хорошие и привилегированные отношения. Однако эта "эволюция" отношений США совершенно не устраивает, поскольку они не только теряют свое огромное влияние в Европе, но и получают в ее лице соперника вместо вчерашнего послушного союзника.
Возможно, существуют некие особые связи, имеющие большое идеологическое значение, скажем, между Вашингтоном и Лондоном. Эти связи исконно союзнические настолько, что два центра действуют как один или вместе с другими представителями так называемого клуба "Пяти глаз": США, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия, то есть англосаксонской элиты. Но что касается, например, Берлина, Рима, Мадрида или Парижа, то об их процветании США точно пекутся куда меньше.
Европа не может долго пребывать в неопределенном статусе. Она или может быть подчинена Америке, или может стать американским соперником. Если взглянуть на ситуацию с российской перспективы, то понятно, что Россия заинтересована в превращении Европы в американского конкурента. И чем быстрее, тем лучше. Россия не тешит себя иллюзиями насчет того, что ее отношения с Европой когда-нибудь станут такими же, как в "золотые времена". И все же Россия надеется на более сильную Европу, которая будет для США больше соперником, чем слугой.
Таким образом, геополитические цели, которые Соединенные Штаты и Россия связывают с Европой, вполне ясны. Конечно, Россия втайне лелеет мысль о том, что Европа может обойтись без Америки, а вот без России, то есть без ее энергоносителей, нет.
Вопрос энергоносителей сейчас станет ключевым. Ведь что будет если начнется война в Европе, и Россия "закрутит вентили"? Зима тянется очень медленно, а у Европы большие потребности (даже в другие сезоны)! Администрация Байдена недавно сообщила, что проводит подсчеты, сколько США вместе с их партнерами могли бы отправить Европе энергоносителей, если бы Москва перекрыла поставки. Но даже если получится наладить какие-то временные поставки, ясно, что это краткосрочное решение, поскольку при таком раскладе слишком много потребителей оказались бы ущемлены.
Да, Вашингтону очень хочется поскорее предложить альтернативу, благодаря которой он мог бы еще сильнее надавить на Берлин и потребовать полностью отказаться от проекта газопровода "Северный поток — 2". И что тогда? Его закроют?!
Более 40% европейского газа поступают из России, и некоторые страны особенно зависимы от российского газа. Речь, в первую очередь, о Германии.
31 января Джо Байден встретится с катарским эмиром, и главная тема их разговора не вызывает сомнений. Я напомню, что небольшой Катар является крупнейшим экспортером газа во всем мире. При наличии какого-нибудь очень хорошего плана США смогли бы посредством Катара удовлетворить значительную часть европейского потребления газа. Но все это в теории. На практике Катар уже достиг пика своей добычи, и весь газ, который он добывает, уже заранее продан на азиатских рынках…
США, которые сами являются крупным добытчиком газа, уже приблизились к максимальным объемам добычи. Кроме того, в Европе недостаточно СПГ-терминалов (пока), чтобы принимать такие большие объемы.
Не секрет, что многие в Европе надеются: в случае конфликта между Россией и Украиной прекратятся поставки только через Украину, а остальные трассы продолжат работать. Если это так, и если Европа не готова жертвовать собой, то американский газ вряд ли приобретет популярность. С другой стороны, если начнется конфликт, и если Россия подвергнется новым жестким санкциям, то Европа может промерзнуть. Подобное развитие событий негативно для всех, и еще вопрос, сколько продлится такое положение прежде, чем вооруженный конфликт начнет расширяться.