Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Cumhuriyet (Турция): подписание соглашения о зоне свободной торговли с Украиной ошибочно

© AP Photo / Presidential Press Service via APПрезидент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент Украины Владимир Зеленский в Анкаре
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент Украины Владимир Зеленский в Анкаре - ИноСМИ, 1920, 11.02.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Глава турецко-украинского Делового совета Рушен Четин заявил, что подписание оглашения о зоне свободной торговли между Анкарой и Киевом приведет к тому, что товарооборот между странами в ближайшие два-три года достигнет впечатляющих показателей, сообщает Cumhuriyet. Однако автор статьи уверен, что такого рода размышления ошибочны, и вот почему.
На прошлой неделе между Турцией и Украиной было подписано соглашение о зоне свободной торговли. Глава турецко-украинского Делового совета Рушен Четин (Ruşen Çetin) в беседе с агентством Anadolu обосновал подписание соглашения следующим образом: "Объем торговли между двумя странами в 2020 году составил 4,7 миллиарда долларов, а в 2021 году этот показатель достиг 7,4 миллиарда долларов. Если между Турцией и Украиной будет подписано соглашение о зоне свободной торговли, наш товарооборот в ближайшие два-три года достигнет десяти миллиардов долларов, и это впечатляющая цифра. В классификации государств в торговле нашей страны это будет важное место".
Слова Четина отражают серьезное заблуждение. Во внешнеторговой политике страны не может быть такой цели, как "увеличение объема внешней торговли" с определенным государством, особенно если эта страна – Турция, которая борется с дефицитом счета текущих операций с 1950-х годов и из-за этого неоднократно погружалась в экономический кризис...
Какова цель внешней торговли? Цель импорта состоит в том, чтобы получить товары, которые мы не можем производить, но которые необходимы нам для поддержания нашей жизнедеятельности. Конечно, когда мы говорим о поддержании жизнедеятельности, речь идет не только о людях. Еще одной важной целью импорта является поддержание экономической жизни страны. Поэтому в импорте важное место также занимают товары производственного назначения.
В этом заключается логика импорта. Более того, совершенно нерационально отделять импорт от потребности в удовлетворении нужд страны и преследовать такую логику: "Смотрите, как увеличился наш импорт, какие рекорды. Правда, мы купили то, что нам не нужно, но наша цель – побить новые рекорды в импорте".
Что касается экспорта, здесь первая цель – получение дохода в иностранной валюте, чтобы иметь возможность осуществлять импорт. Потому что национальные валюты, за исключением так называемых "резервных", таких как валюты США, ЕС, Японии, недействительны во внешней торговле. Поэтому, если вы хотите купить товар за границей, вам необходимо получить деньги в резервной валюте от других стран за счет экспорта. (В этом контексте туризм также в некотором роде является формой экспорта.)
Вторая цель экспорта – открыть новые рынки сбыта для компаний вашей страны за пределами внутреннего рынка и тем самым нарастить производство, занятость, благосостояние. Сегодня Германия, Япония, Китай, Южная Корея являются странами, которые достигли нынешнего уровня благосостояния в большей степени за счет внешних рынков, нежели внутреннего рынка, то есть за счет экспорта. Однако и здесь цель не может заключаться только в том, чтобы "нарастить экспорт для увеличения объема внешней торговли". Экспорт имеет смысл, если он приносит прибыль экспортирующей компании и стране и вносит вклад в общее благосостояние.
В-третьих, в стране, пребывающей в процессе индустриализации, экспорт служит инструментом, используемым для того, чтобы промышленность страны достигла мировых стандартов и обрела международную конкурентоспособность. Если ваша промышленность еще не соответствует мировым стандартам, вы заставляете ее экспортировать, даже если стране не нужна иностранная валюта, а ее компаниям – новые рынки сбыта. За последние 50 лет наиболее успешными странами в использовании экспорта как фактора развития являются Южная Корея и Китай.
Какой из этих целей будет служить турецко-украинское соглашение в области внешней торговли? Товары на какую сумму Украина, на которую приходится только 1,4% нашей внешней торговли за последние девять лет, с доходом на душу населения в три тысячи долларов, будет беспошлинно покупать у нас? Мы продаем на Украину сталь, корабли, яхты и услуги по обслуживанию, кондиционеры, мебель, бумагу, автопром, табак, свежие овощи и фрукты, оборонную продукцию.
Экспорт кораблей и яхт осуществляется по специальным заказам, таможня несущественна, а услуги по обслуживанию относятся к судостроительству, и пошлин нет. Сколько кондиционеров мы можем продать на Украину, где средняя температура воздуха на четыре градуса ниже, чем в Турции (большая разница)? Наша бумажная промышленность, как и мукомольно-макаронный сектор, является отраслью с импортным сырьем и низкой добавленной стоимостью, так что и здесь надежды на увеличение экспорта нет. В автопроме, как известно, мы являемся субподрячиком Европы по списанным моделям. Табак, свежие овощи и фрукты мы продаем повсюду. А на оружие таможенные пошлины никто не вводит.
Покупатель в магазине в отделе фруктов - ИноСМИ, 1920, 11.02.2022
Страна (Украина): хлеб в два раза дороже, масло — в полтора. Почему Киев обогнал Москву по ценам на продуктыГазовый кризис, подкосивший производителей продуктов, и падение гривны на фоне слухов о "вторжении России" ударили по ценам на Украине, пишет "Страна". Их рост резко ускорился в январе 2022 года. Автор статьи не только сравнивает стоимость продовольственных товаров, но и выясняет, почему цены в Киеве стали выше, чем в Москве.
Что касается стали... В 2020 году мы экспортировали на Украину железа и стали на сумму 125 миллионов долларов. С другой стороны, мы импортировали из Украины железа и стали на 1,1 миллиарда долларов, то есть по этой статье у нас большой внешнеторговый дефицит по отношению к Украине. И так каждый год, потому что на Украине существует сильная металлургическая промышленность еще с советских времен, и в этой отрасли Украина является игроком мирового уровня. В этих условиях, учитывая наш импорт железа и стали из Украины, на что мы рассчитываем, отказываясь от "пошлинного орудия"?
Украина – одна из мировых житниц. Поэтому наряду с железом и сталью крупнейшей статьей украинского экспорта являются все виды зерновых и семена подсолнечника. Мы тоже постоянно покупаем у Украины пшеницу, ячмень, семена подсолнечника. Поскольку при нынешнем плачевном состоянии турецкого сельского хозяйства у нас нет шансов сократить импорт этих видов продукции, мы обречены на Украину и в этой сфере.
В результате всей этой обреченности за последние девять лет наш дефицит во внешней торговле с Украиной составил 13,5 миллиарда долларов. Это соответствует одной трети объема нашей торговли и 80% нашего экспорта на Украину. На фоне такой картины у меня вопрос к правительству: в результате подписанного вами с Украиной соглашения о зоне свободной торговли дефицит во внешней торговле с этой страной уменьшится или увеличится? Если не уменьшится, а увеличится, тогда зачем вы подписали это соглашение? Разве вы не видите, что из-за дефицита счета текущих операций в размере 641 миллиард долларов за время вашего правления Турция скатывается в тяжелый экономический кризис?