Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Il Giornale (Италия): у России есть слабое место. Но удар по нему влечёт за собой риск

Нефтяная качалка - ИноСМИ, 1920, 02.03.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Экспорт нефти для России ценнее экспорта газа, пишет итальянская Il Giornale. И если Запад решит воспользоваться услугами другого поставщика, перенаправить потоки в Китай будет затруднительно из-за нехватки инфраструктуры. Однако, как утверждает автор статьи, ударить санкциями по российской нефти сложно. И неизвестно, готов ли Запад на такие жертвы ради Киева.
Андреа Мураторе (Andrea Muratore)
Чтобы по-настоящему атаковать российскую экономику, нужно сильно ударить по нефти. Но есть риск глобального экономического шока, особенно это касается США.
В условиях западных санкций против России нефтяная сфера пока осталась нетронутой: речь шла в основном о возможной диверсификации поставок природного газа. Но чёрное золото обладает гораздо большей значимостью для российской экономики, чем газ. Российская нефть, значительная часть которой добывается в месторождениях за полярным кругом и в Каспийском море, представляет собой очень важную стратегическую ценность. "По данным Центрального банка России по платёжному балансу за 2021 год, экспорт нефти в два раза ценнее экспорта газа, и доля ЕС в международной торговле России нефтью составляет 60%", отмечает издание Il Foglio. Данные также показывают, что нефть составляет "половину российского экспорта, а природный газ — 6%". В свою очередь, "стоимость трубопроводного газа составляет 54,2 миллиарда долларов, в то время как нефти — 110,2 миллиарда, а нефтепродуктов — 68,7 миллиарда от общего экспорта объёмом чуть менее 490 миллиардов долларов".
Конечно, отказ от этой зависимости был бы болезненным для любой страны. С другой стороны, если Европа попытается найти другого поставщика (это может быть, например, Нигерия, Казахстан, Азербайджан, Норвегия, Канада, или же Эквадор, Суринам, Ангола), то России может оказаться сложнее перенаправить экспорт нефти в Китай, поскольку "перераспределение нефти, предназначенной для Европы, может быть затруднительным из-за нехватки инфраструктуры".
article_1
Однако огромные цифры, которые приводит издание Il Foglio, наталкивают на мысль о том, что на сегодняшний день нефть — одна из сфер, по которым трудно ударить западными санкциями. И это связано с тремя факторами.
Во-первых, как уже говорилось, Европа является основным получателем российских энергоносителей, в том числе и чёрного золота, но энергетическая зависимость касается и США. Американцы находятся на первом месте по добыче нефти (11,3 миллиона баррелей в день в 2020 году), Россия — на втором (10,1 миллиона), за ней следует Саудовская Аравия (9,3 миллиона). При этом внутреннее потребление в США превышает 432,5% (17,2 миллиона против 3,2), что позволяет Москве быть поставщиком Вашингтона. В 2020 году Россия заняла третье место среди поставщиков США, уступив Канаде и Мексике. По данным Forbes, Россия поставляла 595 тысяч баррелей в день.
Во-вторых, речь идёт о двойной зависимости в рамках взаимосвязанного рынка. Структура рынка природного газа гораздо более сложная. Механизм передачи ценового шока больше сосредоточен на рынке притока, также играют гораздо более важную роль так называемые "спотовые рынки", раскачивающиеся на волнах моментальных транзакций. Нефть, наоборот, представляет собой глобальный регулируемый рынок, который в первую очередь подчиняется правилам ОПЕК и взаимодействующих с ней стран (ОПЕК+). Россия здесь играет решающую роль. Так что атака на российский нефтяной сектор может спровоцировать энергетический шок, который может быть хуже, чем тот, который мир испытывает сейчас.
В-третьих, если такой сценарий осуществится, Запад рискует попасть в замкнутый круг. Атака на российский нефтяной сектор, по сути, будет способствовать скачку цен на нефть до рекордных уровней 2014 года, а это значило бы дать России политическое оружие, которое позволило бы ей экономически устоять перед санкциями и консолидировать свой бюджет.
С этой точки зрения, в геополитической повестке санкции на газ не случайно оказались в политическом приоритете перед ограничениями, связанными с нефтью. Историк Адам Туз (Adam Tooze) ясно дал понять, что администрация Джо Байдена разработала такой "пакет санкций", который, по всей видимости, "создан специально для того, чтобы платежи по энергетическим поставкам" продолжали осуществляться. Даже при отключении России от SWIFT этот пакет мер позволит сделать исключение для нефти. Bloombergотмечает, что Вашингтон пытается "нанести как можно больше вреда" российской экономике, но при этом избежать "контрударов по американской экономике", которая является экспортёром газа, но по-прежнему нуждается в нефти.
Производственные площадки Арктик СПГ 2 - ИноСМИ, 1920, 02.03.2022
Foreign Policy (США): Путин столкнул мир в еще более глубокий энергетический кризисЗападу необходимо кардинально изменить подход к энергетическим ресурсам, пишет FP. Пропагандируя выдумки о том, что от ископаемого топлива можно отказаться, США и Европа отдали Путину "серьезные рычаги влияния" на их цены, поставив под угрозу собственную энергетическую безопасность, утверждает автор статьи.
Учитывая объёмы, нефть, даже в большей степени, чем газ, может нанести удар по российской экономике. Министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр (BrunoLe Maire) сегодня (первого марта) чётко обозначил эту цель. Но атака на российскую нефть может стать ядерной бомбой, которая уничтожит мировую экономику. Нефть всё ещё оказывает влияние на инфляцию, экономический рост, цепочку создания стоимости и международные отношения. И пока неизвестно, готов ли Запад на такой шаг ради Киева.