Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Когда сильные шантажируют

© РИА Новости Мария Девахина / Перейти в фотобанкМосковский НПЗ (АО "Газпромнефть-МНПЗ")
Московский НПЗ (АО Газпромнефть-МНПЗ) - ИноСМИ, 1920, 11.04.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Верхом западного лицемерия стало решение ЕС наказать всех тех, кто работает с российскими энергетическими компаниями, за исключением самих стран Евросоюза, пишет "Печат". Сербия попала в трудную ситуацию, так как коммерческие отношения связывают ее с обеими сторонами.
Слободан Иконич (Слободан Иконић)

НИС и санкции

Введя непродуманные санкции из-за российской военной операции на Украине на фоне беснования и истерии, Запад нанес себе огромный ущерб. ЕС сейчас панически, можно даже сказать судорожно, ищет замену российским энергоносителям, поскольку мировые цены головокружительно взлетели, а доверие потребителей резко упало (немецкого канцлера Шольца уже освистали на одном публичном мероприятии). Пока в энергетическом плане Сербия держится хорошо, хотя проблемы грозят и ей, однако не со стороны России как экспортера нефти и газа. Проблемы могут возникнуть из-за Европейского Союза, который руководствуется принципом "Кто не с нами, тот против нас" и давит на Сербию, чтобы та поддержала его санкционную политику. В противном случае, она сама подвергнется санкциям. Всю серьезность ситуации подтвердил президент Сербии. 31 марта он заявил, что "если ничего не изменится, то с 15 мая Сербия не сможет импортировать нефть", поскольку "Адриатический нефтепровод" (ЈАНАФ) сообщил, что не намерен доставлять нефть "Нефтяной индустрии Сербии" (НИС) с 15 мая 2022 года. Встает вопрос, как нефть будет попадать в Сербию и возникнет ли дефицит этого энергоносителя.
15 марта совет Европейского Союза принял четвертый пакет экономических санкций против России, которые включают и запрет на сделки с российскими государственными компаниями, присвоение кредитных рейтингов каким-либо российским компаниям и на новые инвестиции в российский энергетический сектор. От этих мер пострадают российские нефтяные компании: "Роснефть", "Транснефть" и "Газпромнефть". НИС со штаб-квартирой в Сербии является энергетическим гигантом с мажоритарной долей "Газпромнефти" в структуре собственников, и именно эта компания отвечает за импорт сырой нефти в Сербию.

"Газпром" в Сербии

Россия стала главным игроком в сербской индустрии нефти и газа в 2009 году. Тогда "Газпромнефть", дочерняя фирма "Газпрома", выкупила мажоритарную долю в "Нефтяной индустрии Сербии", на тот момент крупнейшей компании в стране. Продаже предшествовало межгосударственное соглашение Сербии и России от декабря 2008 года, подписанное в год, когда Косово в одностороннем порядке провозгласило независимость от Сербии.
Из-за российской политики в отношении Украины "Газпром" столкнулся с проблемами финансирования еще в 2014 году, когда после референдума Крым вошел в состав России. ЕС и США внесли российского гиганта и связанные с ним компании за пределами России в черный список. Пострадал и НИС — "Газпромнефть". Для них осложнился процесс кредитования в европейских и американских банках, и поэтому они обратились в российские, арабские и сербские банки. НИС один из крупнейших налогоплательщиков в Сербии. Только за счет налоговых отчислений и других поступлений в 2021 году НИС внес в бюджет 190,4 миллиарда динаров, а это на 18% больше, чем в 2020 году, как сообщает компания. Когда в конце февраля начался конфликт на Украине, к существующим проблемам добавились новые. Акции "Газпрома" резко упали на биржах, и к первому марта потеряли 54% стоимости.
Если вернуться к проблеме поставок сырой нефти в Сербию, то она доставляется, прежде всего, по нефтепроводу ЈАНАФ, который связывает порт Омишаль в Хорватии и транспортной системой государственного предприятия "Транснафта", откуда нефть поставляется на НПЗ в Новом Саде и Панчеве. Решение Европейского Союза означает, что НИС не сможет импортировать российскую нефть с помощью европейских компаний, хотя именно так всегда строилась работа этой фирмы, поскольку она импортирует российскую нефть, закупая ее у крупных европейских продавцов, таких как Glencoreи Vitol.
"Адриатический газопровод" не работает напрямую на российском рынке, но согласно постановлению Совета Европы от 15 марта этого года санкции из-за действий России на Украине распространяются и на договор о доставке сырой нефти, подписанный ЈАНАФ с НИС на период с первого января по 31 декабря 2022 года. Договор предусматривает перекачку 3,2 миллионов сырой нефти для Сербии по ЈАНАФ, а это 16 ― 17% мощностей ЈАНАФ. Это означает, что компании будет нанесен серьезный урон. Особенно пострадают ее акционеры, так как акции ЈАНАФ котируются на загребской бирже.
Вообще новые санкции позволяют странам-членам ЕС импортировать российскую нефть, и поэтому налицо определенный парадокс. Им оставили возможность осуществлять на своей территории импорт и экспорт из России, но третьи страны не могут импортировать нефть, если компании или НПЗ принадлежат России. Они наказали не русских или себя ― они наказали нас. Если санкции действительно будут применяться таким образом, то беспрепятственно импортировать нефть из России смогут не только, например, некоторые нефтяные компании из региона, такие как венгерская MOL или австрийская OMV, но и российская компания "Лукойл" в Болгарии. Но только не НИС.
Президент Сербии Александр Вучич - ИноСМИ, 1920, 08.04.2022
Политика (Сербия): партии правого крыла осудили голосование Сербии в ООНТри правые партии Сербии осудили решение Белграда проголосовать на Генеральной ассамблее ООН за приостановку членства России в Совете по правам человека ООН. По мнению политиков, этот шаг будет иметь непредсказуемые последствия для страны. Сербы решение властей не одобрили.
До сих пор НИС и не импортировал нефть напрямую из России. Два раза в год проводится тендер, в котором участвуют продавцы, в том числе, как правило, Glencore и Vitol, которые зарегистрированы в других странах, например, в Швейцарии. Через них импортируется нефть марки Urals, преимущественно российская или казахстанская, поскольку НПЗ приспособлен под эту марку. Однако эту нефть импортируют и венгерские, хорватские, австрийские, румынские нефтяные компании ― весь регион.
Интересно, что под вопросом оказалась не только российская нефть, но и нефть из Ирака. До 2016 года действительно импортировалась преимущественно российская нефть, но с тех пор ее доля сократилась до нескольких десятков процентов, а кроме того, общий объем импорта значительно увеличился. Эксперты уже отмечают, что из-за запрета на поставки нефти в Сербию под угрозой может оказаться НПЗ Панчево. По их словам, это "устранение единственного конкурента на рынке без веской причины". Кроме того, встает вопрос и о химикатах, которые используются в работе НПЗ. Нечто подобное происходит не впервые. Например, в 2014 году Сбербанк подвергся санкциям, но благодаря лоббированию Австрии эти меры применялись только к Сбербанку за пределами Европейского Союза, то есть в Боснии и Герцеговине и Сербии.

Возможные пути выхода

Сербии не осталось ничего другого, как только вступить в переговоры с представителями Европейского Союза о проблеме импорта нефти, хотя очевидно, что этим решением ЕС на самом деле заставляет нашу страну ввести санкции против России. Если ЕС не сделает для Сербии исключение, в Белграде видят три возможных сценария. Один из них предполагает выкуп правительством Сербии мажоритарного пакета НИС. Правда, неизвестно, согласится ли на это российская сторона. Эксперты утверждают, что формально эти санкции можно обойти по модели, примененной к Air Serbia. В ее случае из-за правила "открытого неба" мажоритарным владельцем авиакомпании не мог быть Etihad (страна за пределами Европы). Государство тогда сохранило номинальную мажоритарную долю в собственности, а управлением и получением прибыли занималась Etihad. Вот только президент Сербии Александр Вучич исключает такой вариант. Он говорит, что национализация и конфискация ― худшее, что может сделать государство. Если на энергетическом рынке действительно возникнут серьезные проблемы, он будет искать лучшее, наиболее справедливое решение, которое никоим образом не навредит интересам российских партнеров.
Еще один вариант ― импортировать нефть через Черногорию и Лука-Бар, откуда в Панчево ее доставляли бы составами, Правда, Черногория должна согласиться на такой вариант, а ЕС должен дать добро Черногории. Ведутся также переговоры с партнерами с Ближнего Востока о возможности экспортировать нефть в Сербию. Эта нефть могла бы попадать в нашу страну через албанский порт Драч в рамках проекта "Открытые Балканы". При третьем варианте какая-нибудь сербская компания, например "Транснафта", импортирует нефть, а потом продаст ее НИС. Разумеется, опять-таки при условии, если ЕС закроет на это глаза.
Что касается импорта природного газа, то, насколько известно, сейчас поставкам из России ничто не угрожает. Ситуация с газом может измениться, если ЕС запретит импорт и транзит российского газа, но пока планируется лишь сокращение импорта. До мая 2022 года действует договор Сербии с "Газпромом" о закупке газа по цене 270 долларов за тысячу кубометров. При этом стоимость этого энергоносителя на мировой бирже бьет все новые и новые рекорды. Поразительный рекорд отмечен седьмого марта: тогда газ в Европе стоил 3 600 евро за тысячу кубометров.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан - ИноСМИ, 1920, 08.04.2022
"Это нас убьет": Орбан возглавил бунт в ЕС, в котором пять государств возмущены из-за нового пакета санкций против России (Daily Express, Великобритания) Орбан возглавил бунт в ЕС: оказывается, не все страны согласны ввести санкции против российских нефти и газа, пишет Daily Express. По мнению читателей, этот раскол – доказательство того, что Европа нуждается в ископаемом топливе.
Волнение в секторе природного газа вызвали заявления Болгарии, которая сообщила о намерении прекратить транзит газа в Сербию, Боснию и Герцеговину и Венгрию. Правда, по словам энергетических экспертов, это маловероятно. В свою очередь, министр добычи и энергетики Зорана Михайлович утверждает, что существуют другие варианты снабжения через Украину и Венгрию, а также через "Турецкий поток", который ведет из России в Турцию и на Балканы, а оттуда в Австрию. Об этом говорится в докладе Министерства энергетики от 2021 года.
В Софии посол России Элеонора Митрофанова заявила, что Болгария вошла в список недружественных России стран вместе с еще 48, и вместо долларов Россия заплатит по своим обязательствам Болгарии в рублях. На это Мартин Владимиров из неправительственной организации "Центр изучения демократии" заявил, что Болгария вправе остановить транзит газа по "Балканскому потоку", если Россия будет платить по своим обязательствам в рублях. В итоге зампредседателя правительства Асен Василев сказал, что десятилетний договор Болгарии с "Газпромом" о снабжении заканчивается в конце 2022 года. София будет искать других поставщиков газа после истечения договора, как добавил Василев.
Комментируя заявления Болгарии, министр Зорана Михайлович отметила, что прекращение снабжения Болгарии российским газом ― это один вопрос (кстати, Болгария, несомненно, пострадает от этого решения), а другой вопрос ― транзит. Это не означает, что транзит будет остановлен, и проблем прибавится не только у Сербии, но и у Венгрии, которая в конце прошлого года подписала договор с "Газпромом" на 15 лет. Зависимость Сербии от России в энергетическом секторе настолько велика, что за короткий срок изменить ситуацию невозможно. Однако не стоит сидеть сложа руки. Нужно предпринимать определенные меры уже сейчас, а иначе о нас можно будет сказать словами известного на весь мир экономиста Джона Мейнарда: "В долгосрочной перспективе мы все мертвы".