Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Давняя операция по поддержке независимости Украины не дает покоя ЦРУ

© AP Photo / J. Scott ApplewhiteШтаб-квартира ЦРУ в Лэнгли, штат Вирджиния
Штаб-квартира ЦРУ в Лэнгли, штат Вирджиния - ИноСМИ, 1920, 18.05.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После Второй мировой войны ЦРУ попыталось организовать антисоветское восстание на территории западной Украины, пишет Politico. Автор рассказывает о том, как западные спецслужбы поддерживали местные националистические движения, и какая печальная участь ждала секретных агентов.
Кейси Мичел (Casey Michel)
В конце 1949 года из Центральной Европы начали летать военно-транспортные самолеты без опознавательных знаков. Гигантские C-47, пилотируемые венграми и чехами, устремлялись в сторону Турции, а затем поворачивали над Черным морем на север, ускользая от радаров благодаря полету на малых высотах. Когда самолеты пролетали над Львовом, в небе раскрывались парашюты бойцов диверсионно-десантных отрядов. После приземления они связывались с участниками украинского сопротивления, пытавшимися дать отпор советской экспансии.
Данная операция носила название "Ред сокс" и была одной из первых секретных миссий времен холодной войны. Обученные американцами спецподразделения передавали кураторам разведданные с помощью новейшего радио- и коммуникационного оборудования, подстрекали зарождавшиеся националистические движения на Украине, в Белоруссии, Польше и странах Балтии.
Цель состояла в том, чтобы предоставить США максимально полное представление о планах действия Москвы в Восточной Европе и, по возможности, помочь расколоть саму Советскую империю. За полвека в этой миссии приняли участие десятки агентов, и она стала одной из "крупнейших тайных операций" США в послевоенной Европе. Центральным элементом операции был кровавый мятеж на Украине. И именно там, как написал один ученый, ЦРУ потерпело одно из наиболее очевидных поражений эпохи холодной войны.
Реальным успехом не увенчалось практически ни одно начинание многолетней миссии. Считается, что из 85 агентов, которых ЦРУ забросило на подконтрольную СССР территорию, около трех четвертей почти сразу схватили и стали пытать или же убили на месте. На осознание этого их кураторам, подверженным пагубному сочетанию высокомерия и советской дезинформации, потребовались годы, на протяжении которых они продолжали посылать агентов на верную смерть к западным границам Советского Союза.
В Америке об этом провале мало кто помнит благодаря ряду гораздо более успешных миссий в других уголках света. Но сейчас следует обратиться именно к этому случаю.
Что касается провала миссии времен холодной войны на Украине и по всей Восточной Европе, он помог вынести не один ценный урок. В условиях приближающегося вероятного мятежа на Украине именно эти уроки ˗ американская самоуверенность, возможности Кремля и способы спровоцировать успешное вооруженное восстание в Европе, ˗ должны будут стать основой послевоенной стратегии, если США с союзниками хотят убедиться в том, что на Украине Кремлю успеха не добиться.
Сразу после Второй мировой войны американские власти поняли, что их представление о бывших союзниках в СССР было строго ограничено.
Недостаток информации вызывали две основные взаимосвязанные причины. Первой из них было отсутствие у США какого-либо структурированного разведывательного аппарата, коим в 1947 году стало ЦРУ. А вторая была еще тревожнее: отсутствие контактов внутри Советского Союза, особенно в тех республиках, что выступали против доминирования Москвы. И именно этот момент стал проявляться еще ярче, когда Кремль начал захватывать и душить завоеванные страны и аннексировать европейские территории, включая ту часть Украины, что ранее находилась вне российского контроля.
Потенциальное решение предложило новоявленное ЦРУ. Американские агенты прочесывали лагеря для перемещенных лиц по всей Европе в поисках изгнанников, которых можно было бы обучить, а затем тайно переправить обратно в Советский Союз. Их хотели использовать как для сбора разведданных, так и для установления связей с другими антисоветскими движениями. Но некоторые высшие чины ЦРУ решили, что останавливаться на достигнутом не стóит. Что, если вооружить этих возвращенцев и в перспективе расколоть Советский Союз?
Задумке способствовал ряд благоприятных обстоятельствах. Как подробно описано в одном из немногих научных исследований операции, “В то время противовоздушная оборона СССР была ужасно неорганизованной, что позволяло американским самолетам нарушать его воздушное пространство практически безнаказанно”.
Более того, по мнению американских кураторов, после приземления агенты сразу оказывались в зоне боевых действий, стравливая украинских националистов с цеплявшимися за колониальную империю советскими властями. И украинские националисты, похоже, побеждали. Впервые за многие десятилетия независимость Украины оказалась на расстоянии вытянутой руки, и американцы были рады укрепить надежду в сердцах страждущих. “Украинская организация предлагает необычные возможности проникновения в СССР и оказания помощи в развитии подпольных движений за Железным занавесом”, ˗ говорится в одном рассекреченном документе ЦРУ того времени. В случае успеха на Украине планировалось создать операционную базу.
Эмигрантам “говорили, что все делается во имя освобождения, свержения коммунистических режимов, ˗ писал Скотт Андерсон в книге "Тихие американцы", посвященной ранней истории ЦРУ. ˗ Эту идею постоянно подкрепляли шквалом риторики, подобной той, что сейчас идет из Вашингтона”.
Однако этот план вызвал негативную реакцию со стороны определенных вашингтонских кругов. Как писал в 1947 году исполняющий обязанности начальника Отдела специальных проектов ЦРУ по советским операциям, США пришлось столкнуться с тем фактом, что в долгосрочной перспективе операции с использованием украинцев как организованной группы окажутся, вероятно, бесполезны хотя бы потому, что без политической поддержки украинские националистические группировки будут уничтожены вследствие давления и деморализации. Но в первые дни холодной войны ЦРУ рассчитывало на быстрый успех разведки, который помог бы и в других точках, особенно когда в конце 1940-х отношения между Вашингтоном и Москвой вошли в штопор.
К сентябрю 1949 года все приготовления к операции были завершены, и начались первые полеты. Диверсионно-десантные отряды успешно вторглись в воздушное пространство СССР, приземлившись на территории западной Украины, в самом сердце украинского сопротивления советской оккупации. И поначалу все шло, казалось, хорошо. В донесениях, транслировавшихся американским кураторам с помощью нового нелегально ввезенного электронного оборудования, говорилось об успехе операции. Месяц за месяцем общий тон не менялся, оптимизм продолжал расти.
Однако в Вашингтоне начали появляться сомнения. С одной стороны, все были в курсе, с кем на самом деле связывались завербованные украинские эмигранты. Основная часть повстанцев, в частности Организация украинских националистов*, была напрямую связана со зверствами нацистов в регионе. “То были самые настоящие нацисты, - говорил один из руководителей операций ЦРУ. - И даже хуже, потому что многие из них делали за нацистов грязную работу”.
Помимо опасений по поводу пособничества фашистам возросло понимание фактической деятельности советских спецслужб и проведения контрразведывательных операций, а также отсутствия шансов на успех операций, подобных "Ред сокс", в СССР.
“Вы отправляете людей в районы, контролируемые Советским Союзом – в Польшу, Украину или куда-то еще – с мыслью, что они создадут группы сопротивления, - вспоминал один из руководителей ЦРУ. - Но существование этих групп при советской системе безопасности не представляется возможным… Это иллюзия… Вы просто посылаете людей на смерть". Во всяком случае, добавил Андерсон, те антисоветские группы сопротивления, которые ЦРУ, как оно считало, помогало поддерживать, на самом деле напоминали водосборники, куда врагов режима - как внутренних, так и внешних - можно было загнать и удерживать до тех пор, пока государство не будет готово их уничтожить.
Вот что тогда происходило в регионе. На осознание этой реальности США потребовались годы. В России агенты десантировались только для того, чтобы в скором времени сгинуть. В Польше на государственном радио внезапно появились подготовленные агенты с заявлениями о преступной деятельности во вред Польше, и все это от имени некой сфальсифицированной националистической группы. В Латвии, Литве и Эстонии все предполагаемые группы сопротивления были “либо мистификацией, либо всецело контролировались КГБ”, ˗ писал Андерсон. Раз за разом советская разведка обманывала доверчивых американцев, посылая изгнанников на смерть или в тюрьму.
Но именно на Украине американцы потерпели наиболее, вероятно, постыдное фиаско. Безусловно, сразу после войны в регионе возникло настоящее движение сопротивления. Но к тому времени, когда американцы начали свою операцию, сопротивление уже было фактически уничтожено, ослабленное проникновением агентов КГБ и безжалостным преследованием со стороны СССР. Американцы, однако, и понятия об этом не имели. На волне дезинформационной компании Советов, отметил Андерсон, ЦРУ продолжало забрасывать в регион десятки новых агентов даже в середине 50-х. Но вместо того, чтобы спровоцировать восстание, около трех четвертей из них сгинули без следа. Согласно одному из проведенных позже анализов, “многие агенты проводили на земле не более нескольких часов, после чего следовал арест и расстрел”. США и понять не успели, что Москва обескровила одну из наиболее значительных тайных операций в Европе.
С тех пор прошло не одно десятилетие, а вразумительного объяснения проникновению Советов в программу так и не появилось. Одним из возможных вариантов считается предательство главного разведчика Кима Филби по тому же принципу, что и с аналогичными операциями в Албании. Вне зависимости от причин, ясно одно: миссия определенно обернулась катастрофой. Как подытожил один из специалистов в области истории ЦРУ, “предпринятые агентством усилия проникнуть за Железный занавес с помощью украинских агентов были неудачны и трагичны”.
Тем не менее повстанцы не могли добиться успеха ни самостоятельно, ни с помощью западного оружия или обученных Западом спецназовцев. Как подчеркивали первые критики программы ЦРУ на Украине, "горстка десантников и военных советников могла помочь направить действия продолжающегося восстания... но не стала бы той искрой, что запалит или разожжет его”, ˗ писал Андерсон. Такое восстание может иметь успех только в случае наличия под рукой ощутимой помощи в виде, скажем, неизбежного прибытия сильной освободительной армии.
В конце 40-х˗начале 50-х гг. эту помощь ждать было неоткуда: западные военные не спешили на выручку украинским повстанцам в их стремлении отбросить советские войска.
Теперь, однако, на поле появился новый игрок - украинские военные, неплохо зарекомендовавшие себя (не без помощи западных стран). Именно это, а не американская поддержка повстанцев в других точках или тайные операции, направленные на то, чтобы расшевелить своенравные народы, станет решающим фактором, который поможет Киеву вырваться из имперской хватки Москвы. Вот почему США и остальные не перестанут оказывать украинской армии материальную помощь. Этот урок поймут лишь те, кто видел сумасбродство тайных усилий американцев в эпоху холодной войны; ну а вновь борющиеся за независимость украинцы надеются, что США этот урок наконец-то усвоят.
Украинская ССР. Узники львовского гетто - Юденрат - ИноСМИ, 1920, 11.07.2021
Страна (Украина): "Ключевые исполнители антиеврейского насилия". Канадский профессор написал книгу о роли ОУН-УПА* в ХолокостеВ Германии готовят к изданию книгу о роли украинских националистов из УПА* в Холокосте. Мысль о том, что украинские националисты играли активнейшую роль в Холокосте автор продвигает давно. Однако на Украине этой теме не уделяется должного внимания.
Теперь, спустя без малого 75 лет, Украина снова охвачена огнем. Российская спецоперация продолжается три месяца, и весь мир стал задуматься над тем, что может последовать дальше. К настоящему времени уже ясно, что возврата к прежнему статусу-кво не будет. Несмотря на проявленную Украиной необыкновенную выносливость, страну ждет, судя по всему, очередной раздел. Осталось лишь определить, где пройдет разграничительная линия, ведь новый Железный занавес уже опустился.
Все это значит, что США необходимо сформулировать новую стратегию в отношении не только Украины, но и России в целом. Формирование контуров новой политики уже началось, включая общие санкции, направленные на ослабление российского экспансионизма, и продолжающуюся военную поддержку Украины. Однако данная тактика предполагает краткосрочную выгоду, тогда как всеобъемлющую стратегию еще предстоит сформировать (несмотря на комментарии Байдена в отношении необходимости отстранения Путина от власти). Неясно также, поддержат ли США усилия Украины по возвращению территорий и потенциальное нападение Киева на Крым, а если да, то каким образом.
Здесь мы возвращаемся к той первой украинской миссии, что имела место несколько десятилетий тому назад. Потому что ее уроки в Вашингтоне, по-видимому, забыли. Согласно наблюдениям Линдси О'Рурк для журнала Foreign Affairs, “из 35 попыток США тайно вооружать иностранных диссидентов во время холодной войны только в четырех случаях удалось привести к власти союзников США”. В этот раз помощь Вашингтона Украине скрытой не назовешь; только в прошлом месяце Белый дом запросил около 33 миллиардов долларов на оказание военной помощи Киеву. Однако российские войска по-прежнему контролируют бóльшую часть территории Украины, хотя украинские партизаны уже начинают появляться и действовать в тылу.
* – запрещенная в России экстремистская организация