Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Для европейского газа дело близится к зиме

© РИА Новости Владимир Сергеев / Перейти в фотобанкФлаги России, ЕС и Франции на набережной Ниццы. На дальнем плане - самолет заходит на посадку в международный аэропорт Ниццы.
Флаги России, ЕС и Франции на набережной Ниццы. На дальнем плане - самолет заходит на посадку в международный аэропорт Ниццы. - ИноСМИ, 1920, 27.05.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европе не следует дожидаться, пока Путин первым перекроет вентиль, пишет Forbes. По мнению автора статьи, отказаться от российских энергоносителей надо "уже сейчас". Да, некоторые отрасли могут оказаться в затруднительном положении, зато зимой не будет сюрпризов, считает он.
Стив Сисала (Steve Cicala)
В центре споров о том, нужно ли полностью отказываться от российской нефти и газа, оказываются такие аспекты, как моральные обязательства и экономические издержки. В основе этих дискуссий лежит предпосылка о том, что доступ к поставкам газа будет у Европы до тех пор, пока она сможет балансировать между тем, чтобы оказывать помощь Украине, и тем, чтобы излишне не провоцировать президента России Владимира Путина.
Однако в этих дискуссиях недостает признания того, что Россия планомерно готовится поставить энергетический шах и мат, кульминация которого наступит предстоящей зимой. Вопрос заключается не в том, будут ли прекращены поставки газа, а в том, на чьих условиях это будет сделано. Если признать эту динамику, станет ясно, что Европе необходимо прекратить поставки газа из России прямо сейчас – не чтобы наказать Путина, а чтобы защитить себя.
На протяжении долгого времени Путин методично работал над тем, чтобы превратить газовые поставки в стратегическое оружие. Сначала он скупал газохранилища в Европе, а затем – минувшей зимой – оставил их пустыми. В самом начале российской специальной операции на Украине поддерживаемые Москвой хакеры атаковали американские СПГ-предприятия, которые могли бы послужить альтернативными источниками поставок. То есть Россия сумела занять такую позицию, в которой она могла эффективнее всего мешать Европе оказывать поддержку Украине. Только относительно мягкая зима и запоздалое начало спецоперации не позволили России воспользоваться ее преимуществом.
Последние несколько недель Путин демонстрировал готовность использовать это орудие против Европы: сначала он прекратил поставки в Польшу и Болгарию, а затем и в Финляндию, прикрывшись выдвинутым Россией требованием платить за газ в рублях. Мы должны понять, что на самом деле из себя представляет этот маневр Путина – это проверка готовности Евросоюза держать оборону, – и мы должны признать, что неспособность Европы выступить единым фронтом против такого мелочного требования только придаст Путину смелости в дальнейшем.
Кандидат в канцлеры ФРГ от партии SPD Олаф Шольц - ИноСМИ, 1920, 26.05.2022
Берлин нацелился на Африку в поисках альтернативы российскому газуНа форуме в Давосе немецкий канцлер Шольц поставил задачу отказаться от российской нефти уже к концу 2022 года. Чем её заменить? Шольц поехал в Африку, чтобы найти там "политкорректную" энергию. Там его ждали проблемы. Страны Африки бедны и не имеют "зеленых" технологий, а немцы уже обещали не инвестировать в уголь, а потом и в нефть.
Российский лидер готовился к этому моменту, и у нас есть веские причины полагать, что он скорее даст Европе замерзнуть, чем отступит. Возможно, это кажется парадоксальным, но лучшее, что Европа может сделать для защиты от путинских угроз, – прекратить поставки газа из России прямо сейчас.
Если Европа прекратит покупать российский газ сейчас, у нее будет почти шесть месяцев, чтобы перестроить свои цепочки поставок, прежде чем возникнет острая необходимость подавать тепло в жилые дома. Когда инвестиции обходятся дорого, неопределенность способствует задержкам. Это в первую очередь касается компаний, которые слишком велики, чтобы обанкротиться. В то же время у групп, утверждающих, что эмбарго обойдется слишком дорого, есть стимул доказывать свою точку зрения, сидя сложа руки. В результате уязвимость европейцев превратится в самосбывающееся пророчество.
Что произойдет, если Европа прямо сейчас введет газовое эмбарго? Особенно дорого оно обойдется компаниям, у которых нет возможности немедленно найти замену. Возьмем, к примеру, отрасли промышленности, зависимые от промежуточных товаров, для которых газ служит основным сырьем, – это удобрения, пластмассы или различные химические продукты. Это те товары, которые имеют системное значение для экономики.
Поначалу вторичные отрасли могут оказаться в затруднительном положении: к примеру, доступность европейских удобрений будет ограничена в связи с сократившимися поставками газа. Однако, хотя в настоящее время инфраструктура для импорта газа остается ограниченной, перевозить удобрения и другие товары, в производстве которых используется газ, достаточно легко. Если импортировать больше этих промежуточных товаров, это позволит избежать проблем, вызываемых нехваткой мощностей для импорта СПГ, и уменьшить экономический ущерб. Соединенные Штаты производят и экспортируют большие объемы этих товаров, и сырьевая база там на 75% дешевле, чем в Европе.
Газовое эмбарго, безусловно, станет плохой новостью для европейской индустрии по производству удобрений (вторую по величине европейскую компанию, "Еврохим", контролирует российский олигарх Андрей Мельниченко, который сейчас находится под санкциями). Но влияние на перерабатывающие отрасли ограничено доступностью импорта. Такая перестройка требует времени: для приостановки действующих контрактов требуется юридическое основание, новым поставщикам придется наращивать производство и обеспечивать транспортировку. В разгар зимы, когда Путин перекроет трубопроводы, быстро осуществить эту перестройку и внести изменения будет невозможно.
Если отказаться от газа прямо сейчас, это даст европейцам достаточно времени, чтобы приспособиться к новой политической ситуации. Газовое месторождение "Гронинген" в Нидерландах и атомные электростанции в Германии являются активами, которые могут помочь смягчить надвигающийся кризис с поставками, если будет достаточно времени на подготовку. В данный момент, с политической точки зрения, это кажется откровенно дурной затеей.
Специалист Мерик Гринбаум следит за ценами на нефть на Нью-Йоркской бирже - ИноСМИ, 1920, 26.05.2022
Как санкции увеличили доходы России от нефти и газаДоходы Москвы от продажи энергоресурсов побили рекорд, несмотря на санкции, пишет Oil Price. Полностью удалить российскую нефть с рынка невозможно, поскольку в этом случае цены могут перевалить за 200 долларов за баррель.
Но давайте представим себе такую картину: декабрь, поставки российского газа прекратились, а впереди Европу ждут три долгих, холодных зимних месяца. Многие немцы скажут: "Мне холодно, и я безработный, а наши атомные станции, между тем, простаивают без дела". Единственный способ предотвратить такой сценарий – начать готовиться уже сейчас и спешить так, будто речь идет о мобилизации в условиях военного времени. Пока мы этого не наблюдаем, потому что ограничение поставок до сих пор кажется всего лишь неким отдаленным потенциальным риском, а вовсе не непосредственной угрозой.
В настоящее время половина французских атомных станций закрыты на техобслуживание и ремонт. Контролируемая государством энергетическая компания EDF уже предупредила, что может пройти несколько лет, прежде чем все станции вновь заработают на полную мощность. Между тем в самом начале российской специальной операции Украине и Евросоюзу удалось всего за несколько недель синхронизировать работу их энергосетей. Только чрезвычайная ситуация – а именно приближение зимы без российского газа – может заставить французов работать 24 часа в сутки семь дней в неделю, чтобы уже к концу года все атомные реакторы вновь заработали в штатном режиме.
Также необходимо отметить, что из всех видов топлива, которое Европа импортирует из России, именно газ Путину будет тяжелее всего перенаправить другим, менее щепетильным покупателям. Корабли и танкеры, нагруженные углем и нефтью, гораздо проще развернуть, в то время как способность продавать природный газ ограничивается наличием специальных терминалов, которых в России не так много и на строительство которых уйдут годы. Если летом этого года резервные фонды Путина заметно уменьшатся, к наступлению зимы Европа будет находиться в более благоприятном положении, чтобы вести переговоры с Россией.
Те вялые приготовления и заверения, которые уже звучали, попросту не соответствуют масштабам чрезвычайной ситуации, с которой столкнется Европа, когда Путин решит, что максимально удобный момент настал. Мы должны понимать, что Россия обязательно использует угрозу позволить европейцам замерзнуть в их собственных домах, чтобы добиться разрушительных уступок. Полностью отказаться от российского газа прямо сейчас – это лучшая защитная стратегия, которая даст нам несколько месяцев на мобилизацию и подготовку к тому, чтобы зимой в наших домах было тепло, а наши заводы продолжили бесперебойно работать.