Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Страдающие от санкций российские бизнесмены обращаются за подсказками к Ирану

© РИА Новости Евгений Биятов / Перейти в фотобанкФлаг Исламской Республики Иран
Флаг Исламской Республики Иран - ИноСМИ, 1920, 15.06.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российские бизнесмены стали посещать Иран, чтобы узнать, как местные компании справляются с санкциями, пишет Financial Times. Издание приводит мнения экспертов, которые выражают сомнения относительно стратегического партнерства между Москвой и Тегераном.
Наджмех Бозоргмер (Najmeh Bozorgmehr)
С тех пор, как Россия в феврале начала спецоперацию на Украине, бизнес у иранского гида Али процветает. Но если раньше он проводил экскурсии для российских туристов, интересовавшихся персидским искусством, едой и культурой, то теперь Али радушно встречает бизнесменов.
Когда Запад начал пакетами вводить санкции против российских компаний и предприятий, бизнесменам "очень захотелось узнать, как иранцы живут в условиях американских санкций", рассказывает он.
Только за прошлый месяц предприниматель Али, не пожелавший называть свою фамилию, зазвал в Тегеран 160 россиян, в основном бизнесменов. До пандемии он обычно принимал по 40 человек за месяц, и это были главным образом российские туристы.
"Российские бизнесмены обычно посещали Иран с целью сбыта своей продукции, свысока поглядывая на иранские компании. Но сейчас произошли заметные перемены. Они хотят закупать иранскую продукцию", – говорит Али.
Он возит бизнесменов по Тегерану и знакомит их с коллегами из местных компаний. Поскольку западные продавцы потребительских товаров свернули торговые отношения с Москвой, его клиенты с удивлением и большим интересом смотрят на то, как много в Иране продается мобильных телефонов Apple.
Нефтяная качалка - ИноСМИ, 1920, 09.06.2022
Россия может перенять стратегию Ирана, чтобы обойти нефтяные санкцииЕвросоюз объявил о частичном эмбарго на российскую нефть, однако существует множество способов его обойти, что доказал опыт Ирана, пишет OilPrice. Тегеран может многому научить Россию, и речь не только о перегрузке товара с танкера на танкер в море.
Исламская республика уже четыре года живет в условиях беспощадных американских санкций, из-за которых она по сути дела лишилась связей с мировой финансовой системой, с тех пор как бывший президент США Дональд Трамп вышел из ядерного соглашения с Тегераном от 2015 года. Но телефоны компании Apple – это далеко не единственный западный потребительский товар, имеющийся в продаже в Иране. Хотя китайские бренды преобладают, в стране также можно найти товары ведущих западных корпораций, таких как Philips и Bosch. Непонятно, как именно они попадают в Иран. Возможно, часть завозится контрабандой, а что-то люди привозят из-за границы. Бизнесмены предполагают, что Турция и северный Ирак являются популярными транзитными маршрутами, позволяющими обходить американские санкции.
"Русские намного отстали от иранцев в плане связей с черным рынком и выхода на него с целью покупки деталей и товаров европейского и американского производства", – сказал Али.
Исламская республика стала не просто неформальным советчиком. Она получает и другую выгоду от вооруженного конфликта на Украине. Всплеск нефтяных цен приносит прибыль иранской экономике, которая зависит от поставок нефти в Китай и от экспорта других товаров в соседние страны.
Иранская экономика серьезно пострадала от санкций. В стране высокий уровень инфляции, широко распространена бедность. Но иранский бизнес умело обходит ограничения, продолжая экспортировать и импортировать. И это помогает ослабить санкционное давление.
Снятие ограничений будет возможно в том случае, если Иран договорится с администрацией Байдена о восстановлении ядерной сделки от 2015 года. Но дипломатические усилия по заключению соглашения зашли в тупик, а на прошлой неделе пережили очередной удар, когда Тегеран объявил, что демонтирует 27 камер Международного агентства по атомной энергии, которые были установлены на его ядерных объектах. Участвовавшая в подписании соглашения Россия в марте свела на нет успехи, достигнутые на переговорах в Вене при посредничестве ЕС. Москва заявила о своем желании получить от США гарантии того, что антироссийские санкции не повлияют на ее сотрудничество с Ираном.
Тем не менее, некоторые иранцы полагают, что военные действия на Украине на начальном этапе отвлекли внимание западных держав от застопорившихся венских переговоров. "Украина стала богоданным подарком для Ирана, – сказал один представитель режима из числа сторонников жесткой линии. – Американцы и европейцы теперь думают, как справиться с собственными проблемами, такими как высокая инфляция и рост цен на продовольствие". Он добавил, что Москва и Пекин раньше призывали Тегеран подписать соглашение с западными странами, однако сейчас у них другие заботы. "Лавров [российский министр иностранных дел] выходит на связь с Ираном? Нет, больше нет", – сказал этот источник.
Иранские власти признают, что их северная соседка Россия дала исламской республике новые благоприятные возможности. Министр промышленности Ирана Реза Фатеми Амин (Reza Fatemi Amin) вскоре после начала российской спецоперации на Украине рассказал репортерам, что "ее позитивное воздействие на иранскую экономику намного сильнее негативных последствий".
Выступая в мае в Тегеране на встрече с представителями иранского бизнеса, заместитель премьер-министра России Александр Новак сказал: "Мы готовы развивать торговое, экономическое, логистическое, инвестиционное, финансовое и банковское сотрудничество". Как сообщает Интерфакс, Новак отметил, что в первом квартале текущего года объем двусторонней торговли увеличился на 10 с лишним процентов.
Согласно информации иранской таможни, годовой объем торговли между двумя странами на конец марта составлял 2,2 миллиарда долларов. Еще до начала вооруженного конфликта на Украине иранский президент Ибрахим Раиси, выступающий за расширение связей с Китаем и Россией, говорил, что президент Владимир Путин в беседе с ним назвал такой уровень торговли "неудовлетворительным".
Владимир Путин и аятолла Али Хаменеи во время встречи в Тегеране - ИноСМИ, 1920, 02.05.2022
У Ирана, столкнувшегося с США, нет другого выбора, кроме поддержки России по УкраинеЯпонский дипломат пишет в JB Press, что Тегеран поддерживает Россию в украинских событиях. Высшее иранское руководство считает виновными в разжигании украинского конфликта США и западные страны. Отношения с Москвой и Пекином — "это крепкий брак Тегерана по расчету"?
По словам иранского министра нефти Джавада Оуджи (Javad Owji), стороны также договорились об использовании в торговле своих валют риала и рубля. Это показывает, насколько трудно им получить доступ к доллару.
Настроенные на реформы иранские аналитики предупреждают, что экономики двух стран очень сильно зависят от экспорта энергоресурсов. Они слишком похожи, чтобы извлекать большую выгоду из сотрудничества. Кроме того, иранская экономика намного меньше российской – в семь с лишним раз, если считать по размерам ВВП. Это цифры Всемирного банка за 2020 год.
"Тем, кто верит, что Россия может стать стратегическим партнером, следует обратиться к истории. Тогда они поймут, что у нее нет принципов, – написал на страницах газеты Etemad эксперт по энергоресурсам Али Шамс Ардакани (Ali Shams Ardakani). – Если руководство сейчас не предпримет никаких действий, русские отнимут у Ирана остатки нефтяного рынка в Азии и станут главным игроком на этом рынке".
Член российско-иранской торговой палаты Джалил Джалалифар (Jalil Jalalifar) рассказал информационному агентству ILNA, что с начала военной операции ни один российский инвестор не приехал в Иран. "Однако они летают через наши головы в ОАЭ, где вкладывают свои деньги". Джалалифар имел в виду десятки тысяч россиян, приехавших в Дубаи с началом российского наступления на Украине.
Несмотря на такие сложности, аналитики разделяют точку зрения гида Али, что конфликт на Украине оказал положительное воздействие на иранский бизнес. Российских бизнесменов больше всего интересуют закупки деталей для тяжелого машинного оборудования и стройматериалов. Это медленный процесс, но Али считает, что расширение сотрудничества вполне возможно.
"Российские потребности постепенно заставляют Москву приходить на этот рынок, – отмечает он. – Иранским и российским компаниям понадобится год или два для налаживания эффективной совместной работы, если санкции против России будут сохранены".