Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

У Японии есть своя Украина – это Окинава

© AFP 2022 / PHILIP FONGПротивники военных баз США в Окинаве во время марша в Токио, Япония
Противники военных баз США в Окинаве во время марша в Токио, Япония - ИноСМИ, 1920, 21.06.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Публично выступая за демократию, Япония упорно хранит свое колониальное прошлое и дискриминирует самобытный народ Окинавы, пишет Yahoo News Japan. Автор сравнивает Токио с Киевом и предостерегает: гнев и протесты окинавцев могут вспыхнуть так же быстро, как у русских на Донбассе.
"Путинизм" — это не только Россия и Украина. Япония тоже приковала к себе Окинаву, как в древности заключенных приковывали к пушечному ядру. Об этом знаменитый, ныне покойный писатель и ученый Манабу Миядзаки писал свои немеркнущие произведения (Манабу Миядзаки 1945-2022 — известный японский писатель, автор многочисленных произведений, вскрывающих неприглядные, а то и темные стороны японской истории. Много занимался историей Окинавы и выступал против ее колониального порабощения сначала Японией, а потом Америкой — Прим. ИноСМИ).
С началом военной спецоперации России на Украине я часто перечитываю одну из последних книг Миядзаки "Завещание вырвавшегося на свободу" (разошлась в Японии небывалым тиражом 600000 экземпляров). Эта книга войдет в избранные произведения писателя, которые будут изданы в библиотеке ежемесячного литературно-художественного журнала "Гэккан Нихон" (Monthly Japan), главным редактором которого автор в настоящее время является.
Протесты против американских баз на Окинаве, Япония. Май 2016 - ИноСМИ, 1920, 15.05.2020
Асахи симбун (Япония): 48 лет со дня возвращения Окинавы в состав Японии. До желанного мира все еще далекоЯпонцы выступают против американского военного присутствия в стране. В этом году на Окинаве отменен ежегодный «Марш мира», который и был демонстрацией этого протеста. Число военных баз США в Японии растет, как и число преступлений, совершенных американскими военными. Но правительство предпочитает закрывать на это глаза.
В своих книгах Манабу Миядзаки без всяких купюр выражает свое отвращение к шовинизму и напыщенной "державности". Ему претит шовинизм любого разлива — будь то шовинизм американский, китайский или русский. Никакой шовинизм не достоин признания. Это была непоколебимая позиция писателя Манабу Миядзаки.
Поэтому, если бы господин Миядзаки увидел нынешнюю ситуацию на Украине, он, должно быть, выступил бы с критикой России. Точно так же жестко раскритиковал бы он и Китай, пугающий мир своим возможным вторжением на Тайвань.
Но тут возникает вот какой вопрос. А занял бы Манабу Миядзаки такую же жесткую позицию по отношению к России и Китаю, которой похваляется нынешнее правительство Японии? Думаю, что не занял бы. Более того, как гражданин Миядзаки не признал бы эту позицию. Уверен, что писатель пошел бы даже дальше: он подверг бы суровой критике тот шовинизм и национализм, который глубоко скрывается в глубинах современной власти в Японии.
С началом украинского конфликта и становящейся все более вероятной возможностью вторжения Китая на Тайвань в Японии все чаще раздаются голоса о том, что нашей стране следует усилить свой оборонный потенциал. Если Китай вторгнется на Тайвань, между США и Китаем, скорее всего, произойдет военное столкновение.
Американский солдат в пещере во время боев на Окинаве, 1945 год - ИноСМИ, 1920, 27.08.2020
Санкэй симбун (Япония): Америка предупреждает японские власти о необходимости решительно бороться с «ползучей идеологической» диверсией Китая по отрыву Окинавы от ЯпонииЯпония широко обсуждает американский доклад о китайском влиянии. Речь идет о попытках Китая подчинить Окинаву. Пока что он прибегает к «мягкой силе» и «промыванию мозгов». Так интерпретирует это Япония, будто бы забывая о незаконной оккупации Окинавы в конце XIX века.
Если это случится, то у Японии не будет иного выбора, кроме как принять участие в этой войне. Во время нее Окинава будет первой целью. Поэтому некоторые японские эксперты по безопасности поддерживают продолжающееся развертывание правительством сил самообороны Японии на островах Нансэй ("Юго-Западные острова" — так в Японии называют архипелаг Рюкю — группу островов, лежащих в Тихом океане южнее 31 градуса северной широты между южной оконечностью Японии и Тайванем и принадлежащих Японии (за исключением Бонинских островов). Длина этой островной дуги составляет около 1000 километров — Прим. ИноСМИ).

Окинава, якудза и дискриминация

Однако совершенно необходимым элементом в этой политике усиления военного потенциала островов Нансэй должно стать получения на это полного понимания и одобрения со стороны жителей Окинавы, главного острова архипелага, на котором сосредоточена львиная доля американских военных баз в нашей стране. Однако на самом деле на Окинаве существует и ширится движение против превращения островов Нансэй в военную опору Японии, а в местных СМИ все сильнее и заметнее становится критика этой политики японского правительства. Я не думаю, что жители Окинавы хотят того, чтобы острова Нансэй и Окинава "превратились в поле битвы для защиты Японии".
В своем знаменитом произведении "Завещание вырвавшегося на свободу" Миядзаки описал Окинаву следующим образом: "Независимо от того, каких политических взглядов придерживаются люди, между жителями "материковой" Японии и окинавцами, не существует того понимания, что они живут на одной и той же земле. То есть повсюду царит дискриминация. Она проникла даже в мир организованных преступных группировок — знаменитых "якудза".
Именно социальное неравенство и фактическая сегрегация становятся питательной средой того, что многие люди на Окинаве подаются в гангстеры "якудза". Однако следует отметить, что в таких группировках роль закабаленных членов, то есть тех "якудза", что "прикованы к пушечному ядру" в абсолютном большинстве достается именно выходцам с Окинавы. И нужно признать, что в большинстве случаев, тех окинавцев, которые бежали в группировки "якудза" для того, чтобы спастись от бедности и дискриминации впереди ждет только еще большая бедность и социально-этническая дискриминация
Японское общество дискриминирует Окинаву справа налево и сверху вниз. В массе "материковых" японцев присутствует чувство социального и экономического превосходства в отношении жителей Окинавы. Эти ощущения и настроения японской публики сформировала сама сложная история Окинавы. Правление на Окинаве феодального клана Сацума в период Эдо, фактически колонизаторская политика центральных японских властей в отношении Рюкю в период Мэйдзи, битва за Окинаву во время войны, военные базы США в Японии после "возвращения" Окинавы Японии (на архипелаге Рюкю с ХV по XIX век существовало зависимое от Китая государство Люцюго, которое в XVI веке признало сюзеренитет феодального клана Сацума. С того времени началась активная колонизация Окинавы Японией. В 1879 году государство было -официально аннексировано японскими властями императора Мэйдзи. После 1945 года Окинава была оккупировано американцами, в 1972 вернулась в состав Японии уже в виде префектуры Окинава — Прим. ИноСМИ).
Современная Япония имеет негативную историю построения своего процветания за счет жертв, понесенных Окинавой. Даже сейчас, когда безопасность Японии поддерживается вооруженными силами США, расквартированными преимущественно на Окинаве, люди, живущие на материке, вольно или невольно наслаждаются миром за счет острова, практически не замечая тех жертв и лишений, которые его постигают.

Окинавцы в авангарде

Центральные японские власти заставляют Окинаву нести огромное бремя поддержания безопасности Японии, включая строительство новой авиабазы Хэноко. Я много раз демонстрировал свое отрицательное мнение об этом на префектуральных голосованиях различного уровня. Но по их результатам всегда понимал, что мнение общественности совершенно не учитывается властями префектуры и Токио. Более того, они совершенно не прислушиваются к нарастающему сопротивлению жителей острова тому, что архипелаг Нансэй собираются превратить по сути дела в укрепрайон. Сила общественного убеждения на власти не действует.
Япония
Десятки тысяч протестуют против американских баз в ЯпонииПочти сто тысяч демонстрантов собрались недавно на острове Окинава, в Японии, чтобы потребовать закрытия американской военной базы. Премьер-министра Юкио Хатояму обвиняют в том, что он не смог выполнить предвыборное обещание закрыть базу еще в прошлом году.
Окинава до сих пор хранит глубокую память о войне. Число погибших в знаменитой битве за Окинаву составило 200 000 человек, и каждый четвертый житель префектуры был убит. Многие из них были убиты японской армией, которая должна была по идее быть их союзником и другом. Окинава понесла много жертв, сражаясь за обеспечение безопасности Японии.
Эксперты по безопасности могут сказать: "Мы укрепляем оборону островов Нансэй, чтобы избежать новых жертв на Окинаве". Однако учитывая опыт битвы за Окинаву, эти утверждения звучат неубедительно.

Япония сама уподобляется Путину

Поведение Японии, которая рассматривает Китай как угрозу безопасности и осуществляет размещение дополнительных сил самообороны на островах Нансэй независимо от чаяний окинавцев, очень похоже на поведение России, которая, расценивая Организацию Североатлантического договора (НАТО) как угрозу собственной безопасности, выдвинула свою армию на Украину независимо от воли украинцев и европейцев. Так что, если посмотреть на все это с принципиальной точки зрения, то можно сказать, что действия Токио не так уж отличаются от действий Кремля.
Кто-то может возразить, что "Окинава — это часть Японии, так что нечего сравнивать нашу страну с Россией, которая вошла в чужую страну". Однако под предлогом того, что, мол окинавцы — это те же японцы, нельзя допускать пренебрежения центральными японскими властями волей местного населения Окинавы. Это позиция, совершенно далекая от демократии и скорее близкая к путинской автократии.
Более того, абсолютно необходимо помнить о том, что хотя жители Окинавы сегодня и являются гражданами Японии, сам архипелаг имеет долгую и глубокую историю существования в качестве Королевства Рюкю, имевшего свою самобытную цивилизацию. Если игнорировать этот исторический фон, то получается, что Япония ничем не отличается от власти Путина, который отрицает историческую и этническую самобытность Украины. Если мы продолжим нынешнюю правительственную практику на Окинаве, Япония разбудит самоидентичность ее народа, как Путин разбудил самоидентичность украинцев.
Я считаю вполне нормальным критиковать путинскую администрацию, но на самом деле выходит так, что среди тех, кто критикует у нас Путина, скрывается тот же шовинизм, который присутствует и в его политике. Вот что утверждал Манабу Миядзаки:
"С самого начала беды и боль Окинавы должны были стать бедами и болью „материковой“ Японии. Однако на материке, даже если Окинава кричит о своей боли, ее не слушают. Если вы не чувствуете боли, когда вам отрезают какую-то часть вашего тела, то значит, что это не часть вашего тела. Если вам все равно, когда рану получает ваш брат-соотечественник, значит вы не считаете его своим братом. Вот почему „материковые“ японцы способны использовать Окинаву как средство для удовлетворения „национальных интересов“, не чувствуя при этом никакой боли, то есть они могут относиться к Окинаве как к колонии".
Скоро наступит "День памяти Окинавы" 23 июня. (В этот день отмечается окончание Битвы за Окинаву, также известной как "Операция Айсберг" по захвату острова войсками США при поддержке американского и британского флотов. Бои шли 82 дня и окончились лишь 23 июня 1945 года. Японцы потеряли более 100 тыс. солдат; союзники — более 12 тыс. человек убитыми (в основном, солдаты США) и более 38 тыс. ранеными. Сотни тысяч мирных граждан были убиты, ранены или попытались покончить жизнь самоубийством. Около трети гражданского населения Окинавы погибло в результате вторжения — Прим. ИноСМИ).
Мы должны воспользоваться этой возможностью, чтобы честно пересмотреть отношения между Японией и Окинавой и подумать о том, что такое война и что такое безопасность.
Автор: Юя Накамура — журналист и писатель, главный редактор ежемесячного литературно-художественного журнала "Гэккан Нихон" (Monthly Japan).