Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путин решился на столкновение цивилизаций. Но у Запада еще есть шанс победить — достаточно захотеть

© РИА Новости Виталий Белоусов / Перейти в фотобанкСпасская башня Московского Кремля
Спасская башня Московского Кремля - ИноСМИ, 1920, 30.08.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Путин решился на столкновение цивилизаций и намерен довести начатое до конца, пишет Lidovky. Но у Запада еще есть возможность добиться победы, уверен автор статьи. У него есть все средства за исключением одного.
Павел Когоут (Pavel Kohout)
Представьте себе мир, в котором средняя температура в квартире зимой достигает 13,7 градусов Цельсия. Люди дома ходят в теплой одежде. Дома отапливаются частично углем: тысячи местных очагов загрязнения образуют удушающий смог, который в неблагоприятную погоду может иметь фатальные последствия. Также дома отапливаются светильным газом, получаемым из угля. Однако он почти полностью состоит из монооксида углерода, который смертельно опасен.
Дистопия? Нет. Это просто описание типичной зимы в Лондоне в 50-е — 60-е годы. Стоит еще добавить, что морозные узоры покрывали внутреннюю сторону стекол, потому что викторианские архитекторы были уверены, что воздух в ночных жилищах вреден. Поэтому в домах специально устанавливали окна с одной рамой и большими щелями для "непроизвольного" проветривания. Отмечу также, что в Лондоне работали две большие угольные электростанции прямо в городе. Просто экологический кошмар.
В современную эпоху средняя температура зимой в британских домах увеличилась до 23 градусов. Треть домохозяйств протапливает дом до 25, а каждое двадцатое — аж до 30 градусов. Светильный газ в Великобритании полностью заменили природным газом в 1978 году, а в Чехословакии — тремя годами позже. Точно так же поступили и другие европейские страны. Температурный комфорт резко вырос.
Сейчас Европа столкнулась с ростом цен на газ и электричество. Неужели придется вернуться во времена светильного газа, подвалов, заваленных углем, и толстых свитеров? По разным причинам это практически невозможно. Но что мы можем сделать? Давайте не будем думать о политическом аспекте, а сосредоточимся на вариантах оптимизации.

Что делать?

Прежде всего, не отключать атомные электростанции. Немецкая фобия, боязнь АЭС, иррациональна, и ее необходимо преодолеть. Нужно внимательно относиться к обслуживанию: частичная остановка французских АЭС летом 2022 года объясняется именно пренебрежением к сервису. Также необходимо строить новые современные АЭС и из отрасли, осужденной пседоэкологическими активистами на уничтожение, превратить их в промышленность первоочередной значимости.
Кроме того, на какое-то время нужно полностью забыть о сокращении выбросов углекислого газа. Надо отменить квоты на выбросы. Какой в них вообще смысл при нынешних ценах? И нужно закрыть программу по отказу от ТЭЦ. Мы должны понять, что те несколько процентов (или десятых процента), на которые нам удастся сократить выбросы углекислого газа, с лихвой "компенсирует" Китай, Индия и другие азиатские страны. Тем более если мы закроем большую часть европейской промышленности из-за невероятно высоких цен на энергоносители. Иными словами, Европа может сама себе нанести непоправимый ущерб, ничего при этом не достигнув.
Президент РФ В. Путин поприветствовал участников пленарного заседания X Петербургского международного юридического форума - ИноСМИ, 1920, 28.08.2022
Не исключено, что сделавший огромную ставку Путин просто выиграет пари с разобщенным Западом На этой неделе Жозеп Боррель признал, что сохранение единства Европы — это "повседневная борьба". И она будет становиться всё труднее. Главный расчет Путина оказался верным — его воля к победе сильнее, чем воля Запада к сопротивлению, пишет The Telegraph.
Идея о том, что Европа переместит энергоемкие отрасли в Азию, а себе оставит некоторые экологически чистые отрасли промышленности и услуг, наивна и ничего не решает. Выбросы будут продуцироваться в других уголках земного шара, а контроль за охраной окружающей среды лучше, чем у нас, не будет. Индекс промышленного производства в Германии сейчас на уровне 2006 года, во Франции — на уровне 1997 года, в Италии — на уровне 1988 года. Чешское промышленное производство — чуть ниже своего исторического максимума 2019 года и примерно вдвое выше, чем в 1991 году. Что интересно, подобный индекс для США держится на своем историческом максимуме именно сейчас.
Еще до энергетического кризиса Европа двигалась в сторону того, чтобы стать музеем-заповедником для богатых американских, китайских, а в последнее время и индийских туристов. Кризис и нежелание его преодолевать только ускорил этот процесс.

Ошибочная энергетическая политика Европейского Союза

Европа привыкла искать компромиссные решения. Но при нынешних обстоятельствах любое решение подобного рода — ошибка. Компромисс с Путиным означал бы продление конфликта на неопределенный срок. Как написал португальский политолог Бруно Макаеш: "Перед ЕС стоит стратегическая дилемма: или вы хотите десять тяжелых зим, или сделаете так, чтобы Украина победила в 2023 году, и новый порядок в духе ЕС распространился и на востоке Европы?"
Безусловно, многие хотели бы замириться с Москвой. Ведь Украина — далекая страна, о которой мы мало что знаем. Тогда зачем нам ради нее носить зимой лишние пару свитеров? Однако, как подтверждает исторический опыт, требования авторитарных лидеров имеют тенденцию расти с каждой уступкой противоположной стороны. Москва всегда, при любом режиме, воспринимала великодушие противника как его слабость. Путин решился на столкновение цивилизаций и намерен продолжать начатое до победного конца. Но у Запада еще есть возможность добиться своей победы. У него есть все средства за исключением, разве что, воли.
Еще одним частичным решением может стать строительство новых газопроводов не из России. И это в принципе все. В обозримом будущем не стоит ждать чудес в виде новых и чистых источников энергии.
Что касается высоких цен на энергетической бирже в Лейпциге, то они результат кризиса, а не его причина. Мы слышим призывы к энергетической независимости, но забываем, что при социализме перебои с электричеством были совершеннейшей нормой. Отключения продолжались несколько часов, хотя формально мы были "самодостаточны". Не помогут ни регулирование, ни ограничение цен. Многие годы ошибочной энергетической политики Европейского Союза невозможно перечеркнуть, взмахнув волшебной палочкой.