Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Европа сумеет пережить плохую зиму

© AFP 2022 / ISHARA S. KODIKARAАкция протеста против правительства Шри-Ланки в Коломбо. 30 августа 2022 года.
Акция протеста против правительства Шри-Ланки в Коломбо. 30 августа 2022 года. - ИноСМИ, 1920, 02.09.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вполне вероятно, что грядущей зимой Европа пострадает не так сильно, как ей пророчат, пишет Foreign Policy. Автор статьи напомнил об энергетическом кризисе 70-х годов, когда предсказания экспертов были не менее апокалиптичны. Он назвал страны, которым будет куда больнее, чем Европе.
Грегори Брю (Gregory Brew)
Энергетический кризис больнее всего ударит по глобальному Югу.
В Европе в разгаре энергетический кризис. Неопределенность с поставками природного газа из-за российской военной операции на Украине вызывает рост цен. Стоимость газа резко подскочила и соответствует сейчас 500 долларам за баррель нефти. То есть, это в десять раз больше среднего показателя. Такая ситуация усиливает страхи перед зимним дефицитом топлива и его нехваткой для отопления домов.
Ключевые предприятия и отрасли на себе ощутили удорожание газа. Производство удобрений, требующее большого количества голубого топлива, прекращено из-за повышения цен. Производители создают запасы стекла в ожидании будущего дефицита. Климатические изменения еще больше усугубляют ситуацию. Из-за небывалой засухи обмелели европейские реки, что повлияло на работу гидроэлектростанций. Рост стоимости электроэнергии привел к скачку инфляции в Британии, а в Германии ситуация с инфляцией самая серьезная со времен энергетического кризиса 1970-х годов.
Перебои в поставках больно ударили по Европе зимой 1973–1974 годов, и ту ситуацию очень полезно сопоставить с нынешним кризисом. Тогда Европа столкнулась с частичным эмбарго на импорт нефти, с мощным увеличением мировых цен на нефть и с угрозой дефицита энергии.
Потрясения 70-х годов оказались менее катастрофическими, чем предсказывали эксперты. Точно так же и этой зимой может не случиться ни отключений электроэнергии, ни нормирования, ни экономического краха, о котором говорят многие. Но даже если катастрофы удастся избежать, нынешние трудности демонстрируют, насколько слаба энергетическая безопасность Европы. В этих условиях необходимо наращивать запас прочности и стрессоустойчивость, чтобы защититься от будущих потрясений и надвигающейся угрозы климатических изменений.
В XX веке энергобезопасность Европы, которая прежде чувствовала себя весьма комфортно, обладая богатыми месторождениями угля, ослабла по причине роста значимости нефти. Если Великобритания, Франция и Нидерланды обеспечивали внутренние потребности в нефти за счет колониальных владений, то Италия и Германия вели дорогостоящие захватнические войны, одна из целей которых состояла в овладении зарубежными нефтяными месторождениями.
После Второй мировой войны зависимость Европы от импорта энергоресурсов превратилась в политическую и экономическую реальность. Ближневосточная нефть помогла восстановлению Западной Европы, которое осуществлялось посредством плана Маршалла. К 1972 году нефть составляла уже 59,6% в структуре потребления энергоресурсов региона, причем почти вся эта нефть поставлялась с месторождений Персидского залива и Северной Африки.
В октябре 1973 года Сирия и Египет совершили внезапное нападение на Израиль. Когда Соединенные Штаты предложили ему помощь, Саудовская Аравия и прочие нефтедобывающие страны арабского мира ввели эмбарго на поставки нефти в Америку. Арабские нефтяные государства с октября 1973 по январь 1974 года постепенно сократили добычу на 25%. Они распространили действие эмбарго на Португалию и Нидерланды. В конце октября ОПЕК удвоила нефтяные цены, а в начале января подняла их еще выше, использовав в качестве оправдания своих действий войну.
Флаг Германии в Берлине - ИноСМИ, 1920, 30.08.2022
Инфляция в Германии побила 50-летний рекорд
В США "нефтяной шок" и арабское эмбарго ассоциируется с длинными очередями на заправках, с инфляцией и с экономическими невзгодами, которые продлились до конца 1970-х годов. Но этот шок имел еще большее значение для Европы, которая очень сильно зависела от нефтяного импорта. Зимой 1973 года арабская нефть составляла 72% в общем объеме потребления Западной Европы. Франция, Западная Германия, Италия и Соединенное Королевство не были непосредственно подвергнуты нефтяному эмбарго, но и они столкнулись с дефицитом поставок из-за сокращения добычи в арабских странах. Рост цен грозил истощением валютных запасов и экономическим спадом в масштабах всего континента.
Арабское эмбарго против Нидерландов дало цепную реакцию. Нефть поступала в порт Роттердама, а оттуда попадала на голландские нефтеперерабатывающие заводы, где из нее делали бензин и прочие нефтепродукты. На долю этого региона приходилось 10% всех нефтеперерабатывающих мощностей в Западной Европе, а 75% его продукции уходило на экспорт. Из-за эмбарго возникли проблемы с поставками в роттердамском порту, рынки лишились товаров, а по всей Европе возник дефицит.
Казалось, ситуация катастрофическая. Соединенные Штаты в это время пытались справиться с последствиями эмбарго, сокращений добычи и с шокирующим ростом цен, поэтому прогнозы по воздействию кризиса были самые мрачные. Аналитики говорили, что Европа лишится примерно 15-20% поставок. Ценовой шок подстегнет инфляцию и к середине 1974 года вызовет глубокую рецессию, утверждали они. "Западные европейцы мало что могут сделать в такой обстановке", — говорилось в одном из докладов ЦРУ.
Но худшие опасения так и не оправдались. Хотя западногерманские СМИ давали мрачные прогнозы о зимних отключениях электроэнергии, сокращение добычи к середине декабря составило чуть больше шести процентов от общего объема поставок нефти, о чем пишет историк Рюдигер Граф (Rüdiger Graf). Нидерланды ввели нормирование энергоснабжения, но перебои с поставками нефти устранили западные нефтяные компании, в том числе, Royal Dutch Shell, которая скорректировала график поставок из арабских стран, чтобы обойти эмбарго.
У Европы были ресурсы для диверсификации энергетических потребностей. Франция ускорила строительство атомных электростанций. Британия вложила дополнительные средства в освоение нефтяных месторождений в Северном море. Это было дорогостоящее предприятие, однако Соединенное Королевство в начале 1980-х годов стало чистым экспортером нефти.
Большую часть новообретенного нефтяного богатства ОПЕК "обрабатывали" западные банки. В 1974 году в британских банках оказалось 14% финансовой прибыли картеля. 40% от нее попало на валютные рынки Европейского экономического сообщества, а 20% — в США. Долгосрочным результатом нефтяного шока стало расширение и обогащение европейского финансового сектора.
21 июля 2022 года. Наземная станция Северного потока вблизи Любмина, Германия. - ИноСМИ, 1920, 01.09.2022
Россия остановила "Северный поток — 1". Есть вероятность, что снова его уже не запустят, как утверждают аналитикиВ Европе опасаются того, что Россия перекрыла вентиль "Северного потока – 1 " навсегда, чтобы отомстить за западные санкции, пишет Seznam Zprávy. Самой главной проблемой в таком случае будет Германия. И экономическая война между Россией и ЕС обострится еще больше.
В отличие от западных государств, не обладавшие такими ресурсами и запасами нефти страны глобального юга из-за повышения нефтяных цен столкнулись с огромными затратами на импорт. Они брали кредиты и помощь у ОПЕК, у Всемирного банка и у частных западных банков, чтобы покрыть расходы на дорогостоящий импорт энергоресурсов. Эти кредиты заложили основу для серии долговых кризисов, которые сотрясали развивающийся мир в 1980-е и 1990-е годы.
По своим масштабам сегодняшний энергетический кризис в Европе не уступает кризису 1970-х годов. Но сейчас, как и тогда, важно не поддаваться панике из-за апокалиптических прогнозов.
Нет никаких сомнений, что цены сегодня невообразимо высоки. Однако отключений электроэнергии и дефицита тепла и электричества можно избежать, если осторожно и аккуратно сокращать потребление, хотя в Британии и Ирландии ситуация серьезнее, чем на континенте. Германия, крупнейшая в Европе экономика, заполнила свои газовые хранилища на 80%. По сравнению с 2021 годом положение у нее лучше. Наверное, европейским странам придется вводить ценовые ограничения, чтобы снизить нагрузку на потребителей, но высокие цены в Европе делают континент исключительно привлекательным рынком для экспортеров сжиженного природного газа.
Как и в прошлом, Европа сегодня сохраняет ряд преимуществ над другими регионами по причине своего богатства, уровня развития и интегрированности в мировые финансовые рынки. Шри-Ланка этим летом пережила почти полный крах, когда у нее закончились валютные запасы, и она уже не могла импортировать энергоресурсы. Пакистан сотрясают протесты из-за ежедневных отключений электроэнергии. Большая часть развивающегося мира уже страдает от энергетической незащищенности. Глобальные потрясения еще больше усугубляют эти проблемы. С самыми ужасными последствиями столкнутся беднейшие страны мира.
Но Европу все равно ждут серьезные вызовы. Как и в XX веке, развитая промышленная экономика потребления европейского континента по-прежнему сильно зависит от импорта энергоресурсов. Поэтому Европа не защищена от внешних потрясений, а это ослабляет ее энергетическую безопасность. Cтраны ЕС, в частности Германия, проявили чрезмерную самоуверенность, поверив в надежность поставок из России. И хотя регион обладает существенными ресурсами и преимуществами, его ждет мрачная зима.