Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Новый геополитический треугольник на Кавказе: Турция — Азербайджан — Израиль. Чем отвечает Иран? Мнение известного турецкого аналитика

Турецкий политолог Октай: риск вторжения Ирана в Азербайджан реален

© Пресс-служба президента Азербайджана / Перейти в фотобанкВизит президента Турции Р. Эрдогана в Азербайджан
Визит президента Турции Р. Эрдогана в Азербайджан
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Военные учения, проведенные Ираном у границ Азербайджана, — свидетельство того, что риск провокаций со стороны Тегерана существует, заявил турецкий политолог Хасан Октай изданию Haqqin.az. По его мнению, Тегеран может решиться на военные действия против Баку. Причин для этого несколько.
Записал: Ага Гасымлы
"Во время первой и второй Карабахских войн Иран поддерживал Армению и, естественно, был встревожен деоккупацией азербайджанских земель, — отметил турецкий политолог. — Поскольку из-за этого Тегеран утратил возможность манипуляций конфликтами в регионе Южного Кавказа. В данный момент иранцы настроены решительно против пункта об открытии Зангезурского коридора, который соединит континентальный Азербайджан, Нахчыван и Турцию. А торжественное открытие аэропорта в граничащем с Ираном Зангиланском районе, на котором, вдобавок, присутствовал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, еще больше усилило раздражение официального Тегерана".
При этом Октай, напомнив, что Баку в своих отношениях с Ираном неизменно стремился проводить политику добрососедства и толерантности, привел пример с кредитом в размере 500 миллионов долларов, который Азербайджан представил южному соседу на строительство иранского участка железной дороги Астара (Азербайджан) — Астара (Иран) — Решт — Казвин.
"Но сейчас режим аятолл испытывает беспрецедентную за всю историю Исламской Республики волну гражданского неповиновения, — указывает политолог. — Иран находится в глубоком экономическом и социально-политическом кризисе. В такой обстановке власть аятолл идет проторенным путем, переключая внимание иранского народа с внутрисистемного кризиса на внешние угрозы, в качестве которой, не исключено, в Тегеране могут выбрать Азербайджан. А почему, собственно, и нет, если небольшой вооруженный конфликт может отвлечь внимание иранского народа от собственного бесправия и нищеты?"
По мнению Октая, любая попытка аятолл решиться на военные действия против северного соседа чревата серьезными последствиями и может поставить Иран на грань гражданской войны с последующей фрагментацией на этнические автономии.
"Прежде всего, важно отметить, что, в случае военной агрессии против Азербайджана, на стороне Баку, как и в 44-дневной войне, будут Турция и Израиль — два ближневосточных государства, чьи армии входят в первую „десятку“ самых мощных и технически оснащенных в мире, — подчеркивает Хасан Октай. — Видимо, в Тегеране недостаточно внимательно ознакомились с Шушинской декларацией по интеграции вооруженных сил Азербайджана и Турции, а также до конца не поняли, что именно Баку сыграл решающую роль в стремительном сближении Турции и Израиля, способствовав тем самым формированию мощного стратегического треугольника на стыке Ближнего Востока и Южного Кавказа".
Совместные тактические учения Турции и Азербайджана
Турция продолжает доминировать на Южном Кавказе, ежегодно укрепляя свои позицииТурция ежегодно укрепляет позиции на Южном Кавказе и уже доминирует в регионе, заявил изданию "Иравунк" политолог Александр Жилин. Во многом это результат продуманной политики Эрдогана, но дело не только в этом, считает эксперт.
По мнению Октая, Ирану нужно дать по возможности симметричный ответ на системную ликвидацию Израилем его военных объектов, развернутых в Сирии и, в частности, на уничтожение израильскими ВВС сверхсекретного завода по сборке иранских беспилотников в Сирии. И поскольку развязать открытую агрессию против Израиля иранцам не по зубам, Тегеран продвигает тезис, в соответствии с которым он грозит любыми средствами остановить израильскую угрозу, исходящую со стороны... Азербайджана. Угрожая при этом не только вторгнуться на территорию северного соседа, о чем однозначно свидетельствуют танковые маневры у реки Араз, но и задействовать внутри Азербайджана своих прокси в лице проиранской "Хусейниюн".
"Понятно, что иранские доводы об угрозах со стороны Азербайджана высосаны из пальца и ничего общего с реальностью не имеют, — говорит турецкий политолог. — Но при этом следует понимать, что Тегерану нужен лишь повод для раздувания мнимой угрозы, а не сама реальная угроза, как таковая. Тегеран уже развернул антиазербайджанскую истерию, что проявилось в недавнем нападении радикальной группы шиитов на посольство Азербайджана в Лондоне".
Помимо прочего, вторжение Ирана в Азербайджан, по мнению Хасана Октая, неизбежно вызовет мощное противодействие азербайджанского населения Исламской Республики.
"Во время второй Карабахской войны все мы видели мощь и сплоченность иранских азербайджанцев, которые силой закрыли иранскую государственную границу в районе КПП Нурдуз — Мегри, откуда Иран поставлял оружие армянам, — отметил политолог. — А как показывает опыт, любое волнение в одной этнопровинции Ирана, моментально распространяется на другие регионы. А это значит, что волну антиправительственных протестов азербайджанцев поддержат не только курды и белуджи, но и часть фарсидского населения, оппозиционно настроенная к режиму аятолл. Словом, решение вторгнуться в Азербайджан обернется для Ирана не только военным поражением, но и колоссальными внутриполитическими потрясениями".
По словам Октая, многое в грядущих действиях Ирана будет зависеть от внутриполитической ситуации в стране.
"Несомненно одно — при любом раскладе Азербайджану следует быть готовым ко всем вариантам развития событий, — считает Хасан Октай. — Но в любом случае Турция, как всегда, будет рядом с Баку".