Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сербия идет на обострение: приведет ли ее ультиматум к новой войне в Косово

ЕП: Сербия и Косово не могут договориться, и это на руку России

© Sputnik / Перейти в фотобанкСеверная часть Косовска-Митровицы
Северная часть Косовска-Митровицы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Евросоюз безуспешно пытается нормализовать отношения между Сербией и Косово, пишет "Европейська правда". Каждое новое обострение кризиса будет серьезнее предыдущего, а главным "выгодополучателем" станет Россия, утверждает автор статьи.
Юрий Панченко
Сербия и частично признанное Косово вновь сошлись в противостоянии, угрожая ЕС новой войной на Балканах. Подобные конфликты между Белградом и Приштиной случаются регулярно, однако каждый предыдущий заканчивается соглашением сторон еще ненадолго заморозить проблему.
Но на этот раз конфликт имеет свои особенности – в отличие от предыдущих случаев, власти Косово пошли лишь на частичные уступки. Однако это совершенно не устраивает ни сербов, живущих в Косово, ни Сербию. И если первые готовятся к актам неповиновения, то вторая бряцает оружием и уверяет, что не оставит соотечественников в беде.
Что именно происходит в Косово? Каковы шансы, что дело дойдет до горячего конфликта? И имеет ли РФ к этому отношение? Попробуем во всем этом разобраться.

Косово в поисках признания

Около десяти тысяч автомобилей, чьи владельцы являются жителями Косово, до сих пор имеют сербские номера – на первый взгляд, причина этого конфликта выглядит крайне незначительной. Однако для частично признанного Косово это крайне принципиальный момент.
Обретя независимость, Косово так и не обрела все атрибуты независимого государства. Сербия до сих пор блокирует ее членство в ООН, Совете Европы, а также в других международных организациях наподобие Европола.
Не намного лучше и внутренняя ситуация. Небольшое – менее двух процентов населения – сербское меньшинство (живущее уединенно, преимущественно на севере страны), отказывается признавать новое государство, сохраняет сербские документы и стремится создать автономию, которая со временем может претендовать на отделение и возвращение в состав Сербии.
Такая ситуация стала возможной, во-первых, из-за позиции Белграда. Сербские власти активно вкладываются в помощь соотечественникам, однако делают это в первую очередь с целью блокирования интеграции местных сербов в косовское общество.
Второй "соавтор" сложившейся ситуации – коллективный Запад. Стремясь наладить отношения с Сербией, ЕС и США постоянно давят на власти Косово, требуя решать все спорные вопросы консенсусом (что благодаря стараниям Сербии почти невозможно). В такой среде даже локальные и мелкие проблемы часто достигают уровня, угрожающего безопасности региона.
Одна из них – это решение о сербских автомобильных номерах. В одном из приложений к Брюссельскому соглашению 2013 года, которое регламентировало процесс разрешения противоречий между Сербией и Косово, Приштина обязывалась некоторое время воздерживаться от требований к косовским сербам менять автомобильные номера.
И хотя этот переходный период давно прошел, Косово долгое время по настоянию ЕС не поднимало этот вопрос.
Все изменилось пару лет назад, когда в Косово де-факто изменилась поколение руководителей. Новый премьер Альбин Курти стал первым, у кого не было за плечами боевого опыта в составе Армии освобождения Косово. А одновременно – он не имел обвинений в совершении военных преступлений.
Достаточно вспомнить, что предшественник Курти Рамуш Харадинай покинул премьерский пост, получив вызов на допрос в специализированную прокуратуру в Гааге.
Для многих косоваров такая смена власти выглядела как шанс на международный прорыв Косово – новой и более респектабельной власти будет проще договариваться о международном признании.
Этим надеждам не суждено было исполниться. Сербия вместе с Россией продолжают блокировать принятие Косово в любые международные организации. А Белград, помимо прочего, активно (и успешно) поработал со странами, признавшими Косово, чтобы те отозвали свое признание.
Не получив успеха на международном фронте, новое правительство Косово попыталось компенсировать это внутри страны. Тем более, что партия нынешнего премьера с самого начала выступала против прописанного в Брюссельском соглашении компромисса с сербами. Тем самым громкий конфликт стал неизбежным.

Игра в уступки

Имели ли право власти Косово требовать от сербского меньшинства сменить номера? Да, и это признают в том числе и в Евросоюзе.
В частности, в конце октября это подтвердила президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. "Важно, чтобы стороны придерживались правил. Четкие правила и законы нужно соблюдать в любой стране", – ответила она на вопрос относительно протестов против смены номеров. Правда, фон дер Ляйен сразу уточнила важность того, чтобы "переходный период был плавным и инклюзивным".
Впрочем, переход на национальные автономера в Косово получился более чем плавным и чрезвычайно инклюзивным.
Сначала Приштина объявила крайним сроком для получения национальных автономеров первое августа 2022 года. Впрочем, увидев яростное сопротивление сербского меньшинства и угрозы Сербии, посол США сумел убедить власти Косово отложить это требование на месяц – до первого сентября. А потом, когда ситуация повторилась – еще на два месяца, до первого ноября.
Каждый раз складывалась ситуация, которая далеко не первый раз разыгрывалась Белградом и его союзниками. Косовские сербы объявляли о непризнании такого решения и начинали строительство баррикад, а Сербия начинала военные маневры у границы с Косово, заявляя, что не даст в обиду соотечественников.
До сих пор Белграду удавалось выигрывать все игры "у кого первым сдадут нервы". А это в свою очередь добавляло политических дивидендов президенту Сербии Александару Вучичу. Но на этот раз что-то пошло не так.
Накануне первого ноября Запад, как и обычно, давил на Приштину, требуя ради спокойствия в регионе в очередной раз, теперь на десять месяцев, отложить обязательное внедрение национальных автономеров. Но на этот раз власти Косово пошли лишь на частичную уступку. Там отказались от нового переноса, однако объявили, что этот переход будет происходить в несколько этапов.
До двадцать первого ноября полиция будет лишь предупреждать владельцев машин с сербскими номерами, а после этой даты – налагать на них штрафы в размере сто пятьдесят евро. А уже с двадцать первого апреля следующего года использование сербских номеров станет невозможным. И даже если местная полиция будет закрывать на это глаза, запрет сделает невозможным поездки за границу, в частности в Сербию.
Одновременно Приштина предложила и "пряник" – льготы для тех автовладельцев, кто в ближайшие месяцы пойдет на перерегистрацию номеров. Предложенный компромисс не устроил косовских сербов – там заявили о готовности вновь выйти на протест сразу после первого выписанного штрафа. А затем они решили не ждать двадцать первого ноября и начать протестовать уже сейчас.
Приштина, Косово - ИноСМИ, 1920, 05.08.2022
Пороховая бочка КосовоАналитики единодушно называют Балканы "пороховой бочкой", пишет "Труд". Косовский конфликт – один из самых кровопролитных в Европе после Второй мировой войны. Все началось более ста лет назад, и до сих пор перспективы окончательного мирного урегулирования отсутствуют.

Уступки ради сохранения мира

Для начала об отказе налагать штрафы за сербские номера заявили полицейские из тех городов, где живут сербы. Ситуацию не изменило и отстранение руководителя Северного регионального отделения полиции Ненада Джурича.
А впоследствии стало известно, что сербы покидают все органы власти Косово – парламент, правительство, судебные органы, полицию, а также четыре муниципалитета. А представители полиции уже приступили к реализации своей угрозы.
В озвученном ими ультиматуме требуется не только отозвать решение о автономерах, но и сформировать Ассоциацию сербских муниципалитетов – орган, который позволит территориям с сербским большинством получить де-факто автономный статус и на основании этого и в дальнейшем игнорировать решения центральной власти.
Стоит отметить, что создание такой ассоциации (однако с ограниченным функционалом) прописано в Брюссельском соглашении 2013 года, причем впоследствии конституционный суд Косово признал ряд положений не противоречащими конституции.
Уже сейчас можно утверждать, что нынешний кризис оказался самым острым за последние годы.
Не обошлось и без заявлений Сербии. Накануне министерство обороны заявило об уничтожении беспилотника, который залетел с территории Косово и якобы летал вокруг военной базы. Из-за этого вооруженные силы Сербии (очень "вовремя") были приведены в состояние полной боевой готовности. Одновременно Белград официально отказался от очередного плана ЕС по нормализации отношений с Приштиной, который предусматривает получение Косово членства в ООН.
А президент Сербии выразил надежду, что место полицейских-сербов, которые уволились, займут представители международных миссий с KFOR и EULEX, ведь присутствие в "сербских" регионах полицейских-косоваров "приведет к катастрофе".
Как и было во время предыдущих кризисов, первыми "моргнули" в Брюсселе, в очередной раз, предложив заморозить проблему. Со специальным заявлением выступил высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, призвав стороны воздержаться от шагов, которые еще больше обострят напряжение в регионе. Однако одновременно главный дипломат ЕС фактически встал на сторону Сербии, призвав власти Косово решать вопросы автомобильных знаков лишь в диалоге с местными сербами, а также начать работу над созданием Ассоциации сербских муниципалитетов.
Зато Сербию и косовских сербов Боррель призывает лишь "вернуться к институциям, чтобы выполнять свои обязанности в полиции, судебной системе, местных администрациях". "ЕС призывает стороны избрать путь диалога и воздержаться от любых действий, которые могут спровоцировать насилие и конфронтацию", – отмечает Боррель.
Предложенный главным дипломатом ЕС путь диалога, возможно, и выглядит привлекательным, однако он не дает ответа на вопрос, как можно искать компромисс со стороной, которая не готова идти на любые уступки и борется за сохранение статус-кво.
Иными словами, Косово предлагается вновь пойти на односторонние уступки, объясняя это необходимостью сохранения мира в регионе. При этом Сербия, которая является угрозой этому миру, от такого "компромисса" получит только преимущества.
Пока неизвестно, удастся ли Западу "уломать" Приштину на новую отсрочку. Например, предложив за это какую-то компенсацию (кстати, Косово – единственное из балканских стран – не имеет безвиза с ЕС).
Но власти Косово пока дают понять, что время односторонних уступок прошло. А это будет означать, что Белграду придется демонстрировать готовность выполнять свои угрозы, пусть даже рискуя окончательно испортить отношения с ЕС и США. А коллективному Западу – отказываться от политики компромиссов и становиться на одну из сторон в этом конфликте.
Подобный сценарий тактически может быть выгоден РФ – потому что он способен отвлечь часть внимания от конфликта на Украине, однако стратегически может окончательно разрушить российское влияние в регионе.
Конечно, нельзя исключать и того, что ЕС в очередной раз удастся заморозить этот конфликт. Однако такой шаг никоим образом не приближает взаимопонимание между сербами и косоварами. А главное, каждый новый кризис будет острее предыдущего.