Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дилемма и последствия ограничения цен на российскую нефть. Почему ЕС колеблется?

Advance: ЕС колеблется из-за цен на российскую нефть, но шанса отступить ему не дали

© РИА Новости Максим Богодвид / Перейти в фотобанкРабота нефтяных станков - качалок
Работа нефтяных станков - качалок - ИноСМИ, 1920, 02.12.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последнее время в ЕС сильно колеблются по вопросу ограничения цены на российскую нефть, пишет Advance. Одни хотят посильнее надавить на Россию, другие боятся, что тогда та не отправит им ничего. Третьи требуют для себя исключений. Реализация плана в итоге будет выглядеть неубедительно.
Европейский Союз старается ввести ограничение цены, по которой закупается российская нефть, но это не так-то просто. Почему? И что вообще означает "ограничение цены"? Разве покупатель вообще может ограничивать цену, по которой что-то покупает? Может, если вам интересно, как и войти в картель покупателей! На самом деле тут сразу несколько аспектов… Во-первых, ЕС в сотрудничестве с партнерами по "Большой семерке" хочет ввести ограничение цены на российскую нефть, чтобы напрямую повлиять на заработки России, то есть цель заключается в том, чтобы значительно сократить то количество денег, которые зарабатывает Москва благодаря росту цен на энергоносители (а эти деньги Москва ожидаемо может направить на военные цели и операцию на Украине).
Но это еще не все. Европа крайне неоднородна в том, что касается финансового благополучия. Инфляция растет, и большой вопрос, сколько еще блок сможет нести расходы за сам народ, хотя если перестать платить за него, то на улицах начнется хаос. Иными словами, Евросоюз крайне заинтересован в том, чтобы снизить суммы, которые он платит за российскую нефть и газ. Однако сейчас мы сосредоточимся только на нефти, поскольку подходят определенные сроки.
О каких сроках речь? О сроках, которые ЕС сам установил несколько месяцев назад. В резолюции говорится, что ограничения на цену нефти вступят в силу пятого декабря, а нефтепродуктов чуть позже — пятого февраля 2023 года. Но почему Евросоюз взял на себя такие обязательства? По уже упомянутым причинам и для того, чтобы показать, как он помогает Украине оказывать давление на российскую экономику. Ясно, что без американского влияния тут тоже не обошлось!
Как можно было видеть в последние несколько дней, Брюссель всерьез колеблется. Как же так? Неужели ЕС намерен отказаться от заявленных планов? Нет, он не может сейчас отступить, то есть, конечно, может, но тогда этот шаг обоснованно сочтут "расколом единства Запада", а этого, как утверждают на самом Западе, Владимир Путин "только и ждет". Нет, Брюссель колеблется только насчет того, какими должны быть эти ценовые ограничения.
В чем конкретно дилемма? В общих чертах ситуация такая. Если Европейский Союз установит слишком низкую цену, то Россия может решить, что ей вообще невыгодно больше экспортировать нефть в Европу. В таком случае нефтепроводы опустеют, а ЕС не хочет допускать этого ни в коем случае, поскольку тогда и без того глубокий энергетический кризис усугубится еще больше. Правда, есть и те, кто хотел бы такого сценария. Скажем, Киев и некоторые игроки из ЕС, которые понимают, что не особо нуждаются в российской нефти.

Кто что хочет?

О каких конкретно цифрах идет речь? "Большая семерка", которая в каком-то смысле диктует политику Евросоюза в данный момент (хотя в группу входит три члена ЕС: Франция, Германия и Италия), предложила ЕС ввести потолок цен в пределах 65 — 70 долларов за баррель российской нефти. Это обсуждалось в последние дни в Брюсселе, но договор так и не был достигнут. Каждый раз участники обсуждений решали "продолжить обсуждение". А почему? Для одних цена слишком высокая, а для других слишком низкая.
Но как же так? На самом деле все просто. Одни хотели бы посильнее надавить на Россию, а другие боятся. Чего? Они боятся, что Россия не отправит им совсем ничего, если цена будет слишком низкой! Кто же боится? Конечно, те, кто больше всего нуждаются в российских энергоносителях. Я говорю в первую очередь о крупнейшей европейской экономике, то есть, разумеется, о Германии. Хотя есть и другие страны-члены ЕС, которые исключительно зависимы от российских энергоносителей.
ЕС - ИноСМИ, 1920, 01.12.2022
WSJ: ЕК предложила ограничить цену на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель

Сколько стоит баррель российской нефти, и почему некоторым Россия продает нефть очень дешево?

Хорошо, допустим, ограничения будут установлены где-то в районе 65 долларов, как предлагает "Большая семерка". Что это будет означать для России? Во сколько России вообще обходится добыча одного барреля нефти? Сказать трудно, поскольку Россия не обнародует подобные данные, но, по оценкам, ее расходы достигают от 12 до 20 долларов.
Но если так, то россияне продолжат неплохо зарабатывать в случае, когда цена остановится на 65 долларах, разве нет? Да, и поэтому кое-кто против такого потолка!
А сколько вообще составляет цена барреля российской нефти? Это зависит от того, кто покупает и на каких условиях, но на мировом рынке цена составляет примерно 70 долларов. Однако есть очень большие различия. Понятно, что нефть российская и Россия может жонглировать ценой, покупая с ее помощью и политические союзы. Например, источники говорят о том, что индийские НПЗ закупают российскую нефть с огромной скидкой и платят за баррель всего около 30 долларов.
Это тонкая игра, как шахматы, и, возможно, все в ней намного сложнее, чем рисовать стрелки на военной карте. Один неверный шаг может повлечь серьезнейшие последствия. Например, Россия может "назло" или из геостратегических соображений просто перестать экспортировать нефть в Европу, даже пойдя на собственные финансовые потери. На самом деле Владимир Путин уже намекал на это, в том числе, во время вчерашнего телефонного разговора с премьер-министром Ирака. В беседе Владимир Путин, в частности, заявил, что подобные нерыночные меры "недопустимы". Но разве иракского премьера это волнует? Конечно, волнует. Все нефтедобытчики, а значит, и Ирак, с большим вниманием следят за этой ситуацией, так как их тоже не устраивает, что формируется картель покупателей. Ведь сегодня таким образом воздействуют на Россию, а завтра могут переключиться на них.
В любом случае ЕС должен что-то решить до пятого декабря, раз сам взял на себя повышенные обязательства. Некоторые страны по-прежнему требуют для себя исключений, и поэтому реализация плана в итоге может выглядеть весьма неубедительно и неэффективно. Все опять зависит от того, кто завтра возьмет верх в Брюсселе. Как мы узнаем, кто победил? Если представители ЕС договорятся о низких ценах, то, значит, победили те, кто хочет жертвовать еще больше для давления на Россию. Если договорятся о высокой цене, то, значит, победили те, кто не хочет дополнительной эскалации.