Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Церковь и государство в России

Al-Ain: религиозные институты должны служить государству, а не вступать с ним в конфликт

Храм Христа Спасителя - ИноСМИ, 1920, 31.12.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На Западе церковь всегда противостояла государству, в арабском мире религия, напротив, доминировала, пишет Al-Ain. Россия же стала уникальным случаем взаимодействия христианства и власти. Церковь служила лишь процветанию государства, так что другим странам нужно брать пример с России в этом отношении, считает автор.
Отношения между церковью и государством в истории западного мира всегда представляли собой конфликт, где компромиссам не было места.
Церковь доминировала в государстве вплоть до Французской революции, положившей начало светским ценностям. Они легли в основу конституционного принципа, где церковь отделена от государства, и они не вмешиваются в дела друг друга.
Третий мир, в частности, арабские государства, переняли эту новую формулу отношений между религиозными и политическими институтами в отсутствие альтернативного опыта. Впрочем, господство западной модели наблюдалось и тогда, когда в арабском государстве доминировали религиозные институты.
Многие упускают из виду примеры иных взаимоотношений церкви и государства. Так, за всю историю в России не было периода, когда бы церковь доминировала над государством. Напротив, Русская Православная Церковь служила стабильности, преемственности, сплоченности и величию российского государства даже во времена Советского Союза. Хотя официально религиозные институты были ликвидированы, а церковное имущество было отнято властями, церковь не превратилась во врага государства. Напротив, она предпочла молчание, длившееся вплоть до распада СССР, после чего вернулась на сцену такой же сильной, как прежде.
Вероятно, это обусловлено особенностями появления христианства на Руси. Его распространению не предшествовал какой-либо конфликт, и то же самое можно сказать о последующем периоде. Русский князь Владимир, происхождение которого восходит к варягам, был обращен в христианство в 988 году. Он призвал народ принять новую религию, но не навязывал ее, как это сделал римский император Константин в 313 году нашей эры, положивший начало насильственному обращению в новую веру и преследованию других религий.
С момента принятия христианства на Руси церковь была верна властям, всегда содействовала стабильности и процветанию государства, не вступала с ним в конфликт и не занимала враждебную позицию по отношению к решениям и действиям властей. Вместо этого она либо поддерживала их, либо проявляла сдержанность.
Гравюра Потерянный рай“ - ИноСМИ, 1920, 03.12.2022
В Британии на подъеме сатанизм и поклонение дьяволуБританская перепись 2021 года выявила в стране рост числа язычников, а также увеличение количества анимистов, которые верят, что в природе у всего есть душа. Никто больше не называет детей Найджелами, зато появилось 15 новорожденных Люциферов, пишет The Telegraph.
Когда Петр I, правивший Россией с 1695 по 1725 год, хотел интегрировать Россию в современный мир Запада и с этой целью строил новые города, поощрял искусство и литературу, во всем подражая западной культуре, церковь ему не противостояла, хотя и не поддерживала нововведения. Ярким примером стал приказ Петра I брить бороды по образу европейцев.
Русская Православная Церковь продолжала выполнять духовную миссию и служить государству, не видя противоречий между двумя задачами. Выживание, стабильность и процветание государства рассматривались как основа для духовного служения.
После распада Советского Союза церковь вернулась к своей роли в российском обществе при получении поддержки со стороны новых властей. Хотя Конституция Российской Федерации от 1990 года предусматривает светское устройство государства, равенство всех религий и нейтралитет властей, православие, представляющее 70% российского народа, играет роль старшего брата. Можно сказать, что христианство — первое среди равных в государстве. Подразумевается, что институты, представляющие последователей других религий, будут играть такую же роль, то есть служить государству, поддерживать власти и следить за тем, чтобы тому же следовали и сами верующие, уважая российские законы и работая на благо общества.
Так, религиозные институты мусульман, которые составляют около 21% населения России, стремятся поддерживать государство, служить его целям, а не конфликтовать с ним или создавать условия, подрывающие лояльность верующих. Взамен Россия справедливо заботится о гражданах всех вероисповеданий, использует ресурсы на общее благо, оставляя людям свободу для самоорганизации, в том числе посредством религиозных объединений.
Модель взаимоотношений между РПЦ и российским государством нуждается в глубоком изучении. Возможно, это принесет пользу многим арабским странам в реформировании и развитии собственных религиозных институтов, а также при создании новой культуры, в которой духовные ориентиры стали бы источником стабильности и процветания, а не подрывали авторитет властей.
Автор: Наср Мухаммад Ареф (د. نصر محمد عارف)