Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Королева Франции из Киева могла бы преподать урок Эммануэлю Макрону

Politico: русский Киев находится в центре европейской истории, а не на ее периферии

© CC0 / Public Domain -Фреска в Софийском соборе в Киеве, представляющая дочерей Ярослава Мудрого. Анна, предположительно, самая младшая
Фреска в Софийском соборе в Киеве, представляющая дочерей Ярослава Мудрого. Анна, предположительно, самая младшая - ИноСМИ, 1920, 06.01.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
История королевы Франции с русскими корнями Анны Ярославны должна преподать урок Макрону – одному из "просвещенных лидеров" современной Европы, пишет Politico. У нее нашлось бы несколько резких слов для своего преемника.
Кристиан Оливер (Christian Oliver)
История королевы Анны показывает, что Киев еще в давние времена оказывал влияние на Европу, а поэтому его не следует держать на задворках.
Пора воскресить Анну Киевскую, хорошо образованную, разностороннюю и незаслуженно забытую королеву франков из 11 века. У нее нашлось бы несколько резких слов для своего руководящего Францией преемника – президента Эммануэля Макрона.
Анна наверняка почувствовала бы себя униженной и оскорбленной, узнав о том, как какой-то вонючий, жующий брюкву франк набрался наглости и заявляет сегодня, что намного более утонченная цивилизация Киева "скорее всего, находится в нескольких десятилетиях" от того, чтобы стать частью пан-европейского политического проекта под названием Евросоюз.
Миру известно мало исторических фигур, которые с такой же ясностью как Анна могли бы засвидетельствовать, что место Киева в центре европейской истории, а не на ее периферии. Сейчас уже понятно, что значительная часть Западной Европы будет тянуть резину с принятием Украины в ЕС, и поэтому крайне важно дать некоторое представление об Анне и о ее мире.
Выйдя в 1051 году замуж за короля Генриха I в Реймсе, Анна сделала шаг вниз по социальной лестнице. Княжна оставила свой величавый и блистательный родной город, в котором было более 400 церквей и легендарные Золотые ворота, чтобы жить в интеллектуальной среде, намного уступавшей ее собственной.
Анна – весьма привлекательная личность, и она могла бы помочь нам вызволить Киев из дикой чащи с волками, куда Западная Европа сослала Украину.

Борьба за Анну

Макрон уже сталкивался с Анной.
Выступая в мае 2017 года на совместной пресс-конференции в Версале, российский президент выразил одобрение "Анне Русской" за то, что она заложила основу отношений между Россией и Францией. Стоявший рядом французский президент радостно улыбался и глазел в телекамеру, видимо не понимая, что в Киеве закипает кровь в жилах.
Тогдашний украинский президент и шоколадный барон Петр Порошенко негодующе заявил, что Россия "перед всей Европой" украла Анну ради собственной истории. Украинцы часто замечают, что при жизни Анны Киев контролировал земли от Балтийского до Черного моря, а Москва появилась на сцене намного позже.
Не могу ручаться, но думаю, что самой Анне вряд ли понравилось бы то, что Путин ею воспользовался. Ведь он сейчас запускает крылатые ракеты и дроны-камикадзе по ее любимому Киеву. Судя по всему, она была богобоязненной и сострадательной королевой, но вполне можно представить, что своих врагов она приказывала тихо душить, а затем выбрасывать трупы на помойку.
Макрон постарался ликвидировать нанесенный версальской пресс-конференцией ущерб дипломатическими средствами, когда Порошенко через месяц посетил Францию (и преклонил колени перед статуей Анны). Впав в лирику, Макрон отметил: "Анна Киевская показала, что отношения между Парижем и Киевом уходят корнями в прошлое тысячелетие".
Молодец, Макрон, спас свои ворота! Но усвоил ли он урок? Если французский президент просто решил, что Россия и Украина дерутся за достояние Киевской Руси, споря, в какой мере они сегодня являются ее наследниками, и что Киев возмущен империалистической интерпретацией Москвы, значит, самое главное он не понял.
Намного более важный урок от Анны – это ее видение Европы.

Европейская княжна

Анну окружает занятная мифология. Некоторые рассказчики утверждают, будто приехав к Генриху, она привезла в своем багаже церковнославянское евангелие, которое стали называть Реймсским евангелием. Ныне это бесценное национальное сокровище Франции. Многие биографы сообщают, будто утонченная княжна из Киева пришла в такой ужас от зловонных франков, что приказала открыть бани. Другие источники цитируют ее письмо к отцу, которое является не более чем скучным перечислением не имеющих ничего общего с подлинной историей недостатков французов. Здесь и неграмотность, и поедание лягушек, и много чего еще.
К сожалению, все это романтические выдумки про Анну, появившиеся на свет намного позже. Но во всей этой небывальщине есть вполне солидная логика. Она почти наверняка являлась хорошо образованным продуктом утонченной аристократической культуры, и была знакома с греческим языком, наукой и литературой. Образованным мужчинам с Запада, которые не знали почти ничего, за исключением церковной латыни, налогов и свинарников, эта королева с Востока наверняка казалась пришелицей с другой планеты.
Чтобы понять эту женщину, важно знать ее происхождение. Ее отец был большой человек. Великий князь киевский Ярослав Мудрый известен своей любовью к книгам. Это по его указанию книжники переводили греческие тексты. При Ярославе был достроен Софийский собор с 13 куполами, который до сих пор является главной достопримечательностью Киева. Там можно найти фреску с изображением юной Анны. Ярослав был великим составителем законов. Признаком того, что он безжалостно боролся с самыми гнусными преступлениями, являются его законоположения, где очень конкретно описываются наказания за лишение человека бороды.
Но именно мать Анны может поведать о том, что это рассказ не только про встречу православного Востока и латинского Запада. Позже канонизированная Ингигерда была дочерью первого христианского короля шведов, и это напоминает нам о том, что Киев происходит от викингов. Анна во многом является частью скандинавского наследия, а ее отец появляется в древнескандинавских сагах по именем Ярислейф Хромой (вероятно, таким прозвищем он обязан ранению стрелой). Таким образом, Анна была мультикультурной личностью европейских королевских кровей.
Ярослав соперничал с Византией, и его континентальные амбиции требовали расширения сферы влияния.
Остальные дочери были выданы замуж за представителей норвежских, венгерских и (возможно) английских королевских семей. Поначалу Ярослав безуспешно пытался выдать Анну замуж за императора Священной Римской империи немца Генриха III. То был брачный маневр, и он наверняка заинтересовал короля франков Генриха I. Одна из наиболее популярных теорий гласит, что в середине 11 века, когда Генрих III отверг Анну, приобретал свои очертания своеобразный киевско-франко-польский союз против немцев. Такое вполне возможно. Но общая картина вполне понятна: Киев помогал формировать Европу.
Европа не может искать историю своего происхождения исключительно в мире Карла Великого. На это надо смотреть шире. Мир Ярослава тоже имеет значение.

Правление Францией

Анна не просто исполнила свой монарший долг, наградив Генриха наследником (и подарив западной аристократии греческое имя Филипп). Похоже, она принимала активное участие в управлении страной. Письменные свидетельства указывают на то, что Анна не была королевой, безвылазно сидевшей в башне с гобеленами.
Показательно то, что во многих франкских грамотах и прочих документах всячески подчеркивается, что они были подписаны в присутствии королевы или с ее согласия. Во многом их содержание довольно скучное: монахи и придворные, грызущиеся из-за скота, утверждения пожертвований церкви и так далее. Но совершенно очевидно, что участие королевы придавало особый вес таким государственным делам. В несколько заискивающем письме на имя "славной королевы" сам папа отметил, что он слышал о "мужской силе добродетелей, покоящихся в вашей женской груди".
Ее государственная мудрость пришлась весьма кстати в 1060 году, когда Генрих доверил свое здоровье знахарю и шарлатану Жану Глухому, получившему такое прозвище за свою способность не обращать внимания на вопли пациентов. Жан прописал Генриху сильнейшее слабительное, которое убило его. Жан попытался возложить вину за смерть короля на несколько пинт воды, которую Генрих выпил вопреки его рекомендациям, но он явно отравил монарха. Наверное, Анне следовало привезти с собой врача с Востока.
Смерть Генриха была опасным моментом. Королевство сильно ослабло, а старшему сыну Анны Филиппу было всего восемь лет. Опять же, бумажный след указывает на то, что королева из Киева привела королевство в равновесие и укрепила его. Показательно то, что Анну и Филиппа называли вместе "королями". Но в этом дуэте главенствовать могла только Анна. Однако Филипп со временем возмужал, обрел силу и получил прозвище Красивый. Это говорит о том, что Филиппу очень нравилось его долгое царствование.
Анне удалось освоиться среди франков и сблизиться с ними, но есть показательные признаки того, что своей она так и не стала. Анна продолжала ставить свою подпись на кириллице. Папа никогда не намекал, что ему не нравится ее православное происхождение, а она была предана церкви и мечтала о "прекрасной вечной жизни". Ее посвящения церкви изобилуют словами ее первоначальной веры. Деву Марию она называла Богородицей, а Иоанна Крестителя Предтечей. Когда она обращалась в мыслях к божественному, они уносили ее к куполам киевских храмов.
Памятник российской императрице – центральная фигура скульптурной композиции, изображающей основателей Одессы
"Думская": в Одессе начали демонтировать памятник Екатерине II

В нескольких десятилетиях?

Совершенно очевидно, в чем кроется политика ЕС. Хотя украинцы показали на Майдане (под флагами ЕС) и во время боевых действий с Россией, что они готовы отдать жизнь за свободу, Брюссель всячески тормозит их, когда встает вопрос о членстве в ЕС. Недальновидная франко-германская ось исходит из того, что ЕС – это по сути дела ферма и автомобильное лобби, а не политический идеал. Поэтому Париж с Берлином настаивают, что Украина слишком бедна, нестабильна и коррумпирована, а посему не может быть принята в Евросоюз.
Долгие и бессвязные переговоры о членстве в ЕС, на которых для галочки идут разговоры о верховенстве права, дают сбой и не достигают своей цели. Сами члены ЕС препятствуют соблюдению установленных правил. Что касается Украины, то ЕС должен пойти ва-банк, напрячь все свои силы и восстановить эту страну коллективными усилиями, пока эту нишу не заполнили другие, а украинцы не утратили веру в Европу.
Естественно, понадобятся реформы, надо будет проводить восстановление. Но слова Макрона о том, что Киев "в нескольких десятилетиях" от членства, показывают широко распространенное предубеждение, согласно которому Украина просто не европейская страна. История Анны показывает нечто совершенно иное и требует от Запада большей скромности и самокритичности. Киев находится в эпицентре европейской саги. Королева с Востока, ставшая первой регентшей в Европе, сохранила единство ослабленной Франции вместе со своим сыном, мальчиком-королем Филиппом I. В общем и целом, утонченный и изысканный Восток слишком часто исключают из повествований о том, что делает Европу такой, какая она есть. От Ярослава до Майдана Киев пока не занял подобающее ему место в общей картине, показывающей, что объединяет наш континент.
Будем надеяться, что для вступления в ЕС Украине не понадобятся десятилетия. Украинцы не раз опровергали нас в плане всего, что касается сроков. В конце концов, Путин в феврале намеревался войти в Киев в считанные дни.
Анна могла бы сказать ему, что этого не произойдет. Стены ее отца устоят.