Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Главный фактор, определяющий текущий уровень цен на нефть, – страх

Юрист Бенчев: стабильности в ценах на топливо не будет из-за опасений рынка

© AP Photo / Michael ProbstАвтозаправочная станция во Франкфурте, Германия. Архивная фотография
Автозаправочная станция во Франкфурте, Германия. Архивная фотография - ИноСМИ, 1920, 12.01.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Рынок напуган опасностью глобального экономического спада и риском рецессии, и это влияет на колебания цен на топливо, заявил "Факти" главный юрист Болгарской нефтегазовой ассоциации Светослав Бенчев. Ситуация развивается стремительно, стабильности не будет, считает эксперт.
Калин Каменов
Цены на топливо – это тема, которая не только всех волнует, но и напрямую касается. Срок предоставления скидки от государства - 25 стотинок – истек. Каков эффект? И что же будет с ценами… Об этом "Факти" поговорили со Светославом Бенчевым, главным юристом Болгарской нефтегазовой ассоциации (БПГА).
Факти: Господин Бенчев, цены на топливо снижаются. С чем это связано?
Светослав Бенчев: Основной фактор, влияющий на текущий уровень цен на нефть, — это страх. Рынок напуган стремительным и, видимо, трудно поддающимся контролю распространением коронавируса в Китае, а также опасностью глобального экономического спада и сопутствующего риска рецессии. Все это факторы, ведущие к снижению спроса на нефтепродукты во всем мире. Явления, которые больше влияют на рынок, нежели продолжающийся конфликт на Украине.
– Каковы ваши прогнозы, как долго это продолжится?
– Прогнозировать очень сложно, ситуация развивается стремительно. Увеличение спроса на нефть со стороны Китая в ближайшие недели может снова привести к росту цен. Возможное похолодание в Европе также может подтолкнуть цены вверх. Более того, в ЕС есть страны, которые до сих пор испытывают нехватку дизельного топлива, особенно в Центральной и Западной Европе. Крупные инвестиционные банки снизили свои прогнозы по цене барреля на 8-10 долларов примерно до 90 — средней цены на 2023 год. Лично я придерживаюсь мнения, что чего бы мы ни хотели, стабильности в цене мы не увидим. В краткосрочной перспективе мы, вероятно, останемся примерно на текущем уровне. Дальше никакой хрустальный шар в предсказаниях нам не поможет…
— Но цены не снизились на 1 лев, как утверждают политики?
— В условиях рынка цены не могут снизиться на лев. Если государство решит компенсировать этот один лев, это другой вопрос, но это уже не рыночная экономика, и я не знаю, откуда возьмутся средства. По такой логике политики могут решить возместить нам полную сумму топлива – удивительно, как это еще не стало частью чьей-то предвыборной кампании. Вопрос в том, кто будет за это платить, обычно налогоплательщики, т.е. мы с вами… У нас лучшие цены во всем ЕС, и да, люди, наверное, скажут, что и зарплаты у нас не европейские, но это претензия не к производителям и продавцам топлива. Товар на бирже невозможно продать по желаемой цене, он продается по рыночной, каждый может проверить, какие тенденции есть на рынках Европы.
— Скидки 25 стотинок больше нет. Благодаря ей дорогой бензин продавался по нынешним ценам. Каков был эффект?
— Эффект больше для потребителя, для его бюджета. Каждый знает по себе, насколько ему это помогло... Мы помогали государству в проведении этой социальной работы. Мы ничего не выиграли и не потеряли от этого. В первый месяц было сложно, так как де-факто мы финансировали ее из собственных средств, но это часть ведения бизнеса, несущего ответственность перед людьми.
— На каком виде топлива это отразилось сильнее всего – газе, дизеле, бензине…
— В принципе больше всего горожане пользуются дизельным топливом, и его цена в последние месяцы 2022 года из-за дефицита была выше. Особенно после ограничения поставок из России. Здесь должна была быть оказана самая существенная помощь в виде скидки. Пропан-бутан занимает второе место среди наиболее используемых видов топлива в стране среди физических лиц. В основном им пользуются люди с низкими доходами, и здесь, возможно, должна была быть самая существенная поддержка. Главной проблемой с этими 25 стотинками было то, что скидку давали всем подряд. Возможно, продолжение помощи должно быть более целевым, например, для малообеспеченных.
(…)
Президент Украины Владимир Зеленский и директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева - ИноСМИ, 1920, 01.01.2023
Глава МВФ Георгиева: Европу без российского топлива ожидает суровая зима, следующая может быть еще суровее
— Были ли в прошлом году банкротства на малых АЗС?
— Я не слышал о подобных проблемах. Напротив, большинство из них присоединились к помощи и делали скидку 25 стотинок. Но в целом из-за чрезмерных требований ЕС, предъявляемых к сектору, небольшим заправочным станциям будет все труднее работать на рынке. Похоже, Брюссель хочет распрощаться с ископаемым топливом. Почти каждый нормативный акт, касающийся сектора, вводит какие-то ограничения – от требований по сокращению выбросов диоксида углерода с помощью энергоэффективности и биотоплива до инфраструктуры для зарядки электромобилей. Даже международным компаниям крайне сложно и дорого реализовать то, что нужно сделать болгарскому бизнесу. Но БПГА и ее члены сделают все возможное, чтобы ослабить давление на потребителей, соблюдая при этом все необходимые требования, предъявляемые европейской нормативно-правовой базой.
— Какое влияние окажет регламент, который, как ожидается, будет введен ЕС в отношении торговли выбросами транспортного топлива в 2026 году? Это будет практически дополнительный налог на цены на топливо…
— Это новый метод действий Еврокомиссии. Поскольку изменить акциз на топливо практически невозможно, так как для этого требуется единогласие государств-членов, и каждое имеет право вето – а Болгария, Венгрия и Италия выступили против изменений, комиссия использует процедуры, для которых необходимо квалифицированное большинство. Раз изменить акцизную рамку и включить выбросы СО2 в оплату нельзя, ЕК продвигает изменение, чтобы создать торговлю выбросами, аналогичную той, что применяется для угольных электростанций, и обязать торговцев топливом участвовать в ней в соответствии с их продажами. Пока не уверен на 100%, но с вероятностью 90% механизм один и тот же — небольшое количество квот, уменьшающееся с каждым годом, и торги на бирже. На практике это означает, что они с каждым годом будут дорожать, а с ними и цены на топливо будут расти. При ценах на выбросы, аналогичных ценам на электроэнергию в 2022 году, расчеты показывают, что дизельное топливо, пропан-бутан и бензин с 2026 г. подорожают на 60-70 стотинок за литр. А до тех пор цены будут расти понемногу, но регулярно и из-за других требований, о которых говорилось выше, — энергоэффективности, биотоплива нового поколения, а также инвестиций в зеленую энергетику со стороны нефтяных компаний.