Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Какой он, энергетический кризис?

Milliyet: настоящий энергетический кризис в Европе только начинается

© AP Photo / Bela SzandelszkyГазотранспортная сеть в Европе
Газотранспортная сеть в Европе - ИноСМИ, 1920, 02.02.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Этой зимой энергетический кризис не коснулся Европы, пишет Milliyet. Все благодаря теплой погоде и заполненности газохранилищ. Однако удача не будет всегда на стороне ЕС. Европа, обреченная на "грязное" топливо, начнет сталкиваться с настоящим проблемами со следующей зимы.
Температура воздуха выше ожидаемой в Европе предотвратила нехватку энергоресурсов на данный момент. Тем не менее Турции по-прежнему требуется пересмотреть свое отношение к энергопотреблению. Необходимы серьезные изменения для балансирования спроса и предложения в период энергетического кризиса.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Энергетический кризис, который с тревогой ожидался зимой 2022-2023 годов, в этот раз лишь немного повлиял на Европу. С прошлого лета обсуждается вероятность отсутствия отопления жилых домов и остановки промышленности. На рынок вновь возвращаются дровяные и угольные печи, а власти ищут способ, как снизить счета за газ и электричество для домохозяйств. При этом в последние месяцы мы стали свидетелями заполнения газовых хранилищ и заметного падения цен на спотовом рынке. Нельзя сказать, что энергетические рынки и, следовательно, экономические показатели в Европе не пошатнулись, однако это землетрясение оказалось не таким разрушительным, как опасались.

На энергетических рынках — дыхание весны

В то время как лица, принимающие решения на уровне Евросоюза, радуются и поздравляют друг друга с искусным преодолением кризиса относительно невредимыми, важнейшим фактором предотвращения кризиса и его дальнейшего усугубления стали теплые зимние месяцы. Конечно, надо отдать должное ЕС, который предпринял ряд мер перед лицом грядущего кризиса. В частности, подошел к зимнему сезону практически с полностью заполненными хранилищами природного газа, ввел определенные ограничения в сфере промышленного производства и провел интенсивную информационную кампанию по сдерживанию энергопотребления в жилых домах. Но в то же время следует признать, что в ноябре и даже декабре 2022 года температура воздуха во многих европейских столицах сохранялась на уровне 15-20 градусов, что стало благим чудом за гранью всех принятых мер. Такая тенденция задержала примерно на месяц по сравнению с привычным календарем отклонение стрелки баланса хранения, а именно разницы между скоростью закачки газа в хранилища и темпами его потребления, к отрицательным значениям. Баланс оставался в плюсе до середины ноября, а к концу декабря снова стал положительным. ЕС встретил 2023 год с уровнем наполненности хранилищ более чем на 80%. В то время как хранилища были заполнены, танкеры СПГ, прибывавшие в Европу в ожидании высокого спроса, не могли найти порты для разгрузки. Цены после рекордных максимумов, наблюдавшихся зимой 2021-2022 годов и даже в летний период, вновь покатились вниз. В настоящее время на энергетических рынках Европы чувствуется дыхание весны. В Турции ситуация не сильно отличается.
Температура воздуха на уровне 15-20 градусов в крупных городах в середине января, хотя и аномальна, тем не менее служит поводом для предотвращения возможной нехватки энергоресурсов. Но, к сожалению, радоваться слишком рано. Тот факт, что мы избежали энергетического кризиса, ожидавшегося в краткосрочной перспективе, не дает нам иммунитета на среднюю и долгосрочную перспективу. Можно даже сказать, что нынешняя картина в дальнейшем не сулит ничего хорошего. Давайте сделаем шаг назад. В основе беспокойства относительно энергетического кризиса лежали эпидемия COVID-19, неопределенность по поводу инвестиций, созданная политикой "зеленой" трансформации ЕС, и ее разрушительное влияние на баланс спроса и предложения в энергетике, а также добавившиеся к этому украинский конфликт и санкции. На фоне этого в результате некоторых шагов ЕС и мер России пострадали энергопоставки. Москва занимает важнейшее место в энергоснабжении ЕС и Турции. Ее трудно заменить каким-либо другим источником, так что вернуть все на круги своя в обозримом будущем не представляется возможным. Хранилища природного газа, конечно, можно заполнить СПГ из США, Катара, Австралии и других стран, однако это сопряжено с определенными ограничениями как в плане технических возможностей, так и по части глобальной конкуренции между покупателями. Более того, чрезмерная волатильность цен и дополнительная неопределенность в инвестиционной сфере еще больше усиливают подрывающие рынок эффекты. Другими словами, то, что Евросоюз подошел к этой зиме с полными хранилищами, не означает, что он сможет эффективно принять аналогичные меры к последующим зимам. Это один из главных поводов для беспокойства среди наблюдателей.
Рабочий на газопроводе турецкой компании Боташ, Турция - ИноСМИ, 1920, 25.01.2023
Европейские энергетические гиганты направили письмо Еврокомиссии с выражением "беспокойства"Соглашение между Турцией и Болгарией в сфере природного газа вызвало беспокойство европейских энергетических гигантов, пишет Dünya. Они даже направили письмо Еврокомиссии и поставщику "Bulgargaz", отметив, что это сотрудничество создаст "неоптимальные рыночные условия" для других лицензированных поставщиков.

Тревога по поводу засухи

Однако есть еще более опасная составляющая проблемы. Я думаю, что столь высокие температуры и редкие осадки — это тревожный сигнал с точки зрения изменения климата. Эта угроза указывает на то, что комфортная зима может обернуться для нас аномалиями летом, а в долгосрочной перспективе мы можем столкнуться с еще более серьезной нехваткой энергоресурсов. Преобладающее в ЕС намерение избегать использования ископаемого топлива пока по-прежнему не опирается на наличие реальных альтернативных источников энергии. Построение энергетической безопасности на солнце и ветре кажется маловероятным. Необходимы новые альтернативные виды топлива, такие как водород, биотопливо, метанол / этанол. С другой стороны, важное место в этом уравнении занимает гидроэнергетика. Однако климатические условия показывают, что гидроэнергетический потенциал может не только не увеличиться, а наоборот — значительно упасть. В 2021 году из-за засухи потребление природного газа в Турции подскочило с 48 до 60 миллиардов кубометров, то есть на целых 25%. В сложившейся ситуации, полагаю, уже сейчас следует учитывать влияние засухи, которую можно ожидать летом 2023 года. А последствия долгосрочной засухи, вероятность которой становится все более серьезной, как и варианты решения, предсказать трудно.

Важность открытий в Черном море

Изменение климата заставляет нас сталкиваться со сложной картиной на энергетическом фронте. Мы, с одной стороны, пытаемся избегать ископаемого топлива, чтобы замедлить климатические изменения. Но, с другой стороны, по той же причине становимся еще более обреченными на использование "грязного" топлива. Возрождение потребления угля в Европе в условиях поликризиса в последнее время ничего хорошего не предвещает. Во всей этой картине считаю важным разведку Турцией запасов природного газа в Черном море. До сих пор Турция в целях обеспечения безопасности энергоснабжения могла частично рассчитывать только на возобновляемые ресурсы и уголь не самого лучшего качества. Тот факт, что к этому, хотя опять же частично, добавился природный газ, является очень ценным достижением. Проект разработки газового месторождения Сакарья, на котором первая фаза добычи начнется в 2023 году, на первом этапе внесет относительно небольшой вклад в газовое снабжение Турции, тогда как с переходом ко второй фазе этот вклад будет значителен. Зависимость страны от импорта такого важнейшего источника энергии, как природный газ, снизится почти со 100% до 70%, что станет критическим скачком с точки зрения энергетической безопасности. И позвольте еще одно наблюдение со стороны. Турции необходимо пересмотреть свое отношение к потреблению энергии. В европейской стране, в которой я живу, термостаты обычно устанавливаются на 18-19,5 градусов. Иногда мы можем разгуляться, позволив себе чрезмерную расточительность, безответственность, и подкрутить до 20 градусов. Если время года — зима, все спокойно наденут флисовые свитера или накроются пледом. Но, когда наши дорогие граждане могут позволить себе обогревать помещение до 25-28 градусов зимой (и охлаждать до 15-18 градусов летом), меня это, честно говоря, удивляет и злит. В начале 2010-х годов бывший глава минэнерго Турции Танер Йылдыз (Taner Yıldız) был высмеян прогрессивной интеллигенцией (экологами!) за рекомендацию носить дома свитеры. Однако, на мой взгляд, он был прав. У нас по-прежнему нет такой роскоши, чтобы нести столь расточительные расходы на ископаемое топливо, которое мы практически полностью закупаем за границей.

Необходимо сбалансировать спрос и предложение

Вопрос обеспечения баланса спроса и предложения является первым шагом во введении в экономику. Если не повышать предложение там, где растет спрос, на рынке возникнет дефицит. Что касается увеличения предложения, многие выступают против инвестиций в ископаемое топливо, атомную и даже гидроэнергетику, однако, когда дело доходит до уменьшения спроса, эффективности и экономии, мы сопротивляемся всей нацией. Тем не менее иногда здравый смысл находится не за тридевять земель. В этом отношении я не верю в чудодейственное решение, будь то энергетическая безопасность или энергетическая устойчивость. Вся трансформация будет происходить поэтапно, шаг за шагом. Необходимы серьезные изменения для балансирования спроса и предложения в период энергетического кризиса. Ладно, не надо свитеров, но накиньте хотя бы что-то.
Автор: Аслы Т. Эсен (Aslı T. Esen)